search
main
0

Елизавета ЛАРГИНА, учитель начальных классов школы №2012: Жить и работать так, чтобы не было обидно за бесцельно прожитые годы

​Совсем недавно, кажется, я училась в школе и передо мной стояли такие сложные вопросы: как сдать ЕГЭ, куда поступать и кем быть? Еще тогда было для меня ясно – на кого отучусь, тем и стану.

Пять лет студенчества пролетели как один миг – все сессии кажутся мелочами, все курсовые, рефераты и сообщения – малой каплей в огромном предстоящем море дел. И вот я стою на пороге школы, впереди целая учительская жизнь. Чего ожидать впереди? На что надеяться? На кого надеяться? Кто поможет? А вдруг не получится? В голове целый калейдоскоп вопросов и мыслей. За неделю до моего первого 1 сентября я спросила у завуча: «А вдруг я не справлюсь с первым классом? Мне страшно…» На что мне ответили: «Ты не имеешь права на ошибку». Конечно, от этого страхи никуда не делись, ответы на вопросы не появились, но безвыходность положения обязывала еще серьезнее подойти к этой ситуации. Теперь помощи как таковой ждать не от кого, я должна сама решать проблемы и трудности своих малышей, которые, как и я, в этот день зашли в новый мир. То, насколько хорош будет их мир, зависит только от меня.  Первого сентября все казалось очень праздничным и безмятежным – счастливые улыбки детей и их родителей, цветы, первые уроки, отсутствие оценок и чего-либо сложного. Конечно, в университете меня научили, как общаться с детьми, как вести уроки, но когда ты уже не на практике и за твоими плечами не стоит чуткий наставник, все становится весьма тяжело и трудно. Теперь ты даешь не несколько уроков в год, а каждый день по несколько часов ты проводишь бок о бок с 26 малышами, с их капризами и радостями, наивностью и наглостью, со всем комплектом качеств современного младшего школьника. Нельзя плакать, нельзя смеяться, нельзя повышать голос, нельзя говорить тихо, нельзя садиться, нельзя ходить по классу – столько разных «нельзя», что чувствуешь себя таким же первоклашкой, с которым работаешь. Но ко всему привыкаешь, поддержка родителей учащихся, которую ждешь, помогает, придает сил, общие дела с детьми – отдачу которых видишь незамедлительно – дают желание приходить к ним снова и снова. Все кажется таким разноцветным и детским. И снова первое сентября. Прошел всего год, мои малыши уже выросли, я, кажется, выросла с ними – стала опытнее, уже нет страхов, а появилась усталость от того, что школьная жизнь врезается в гору из бумаг. Сейчас понимаешь, что учитель занимается не только детьми и уроками, но и бумагами и нескончаемыми отчетами. Молодому учителю трудно давать уроки ввиду неопытности, тетради он проверяет часами, а нововведений в школе с каждым месяцем лишь прибавляется и прибавляется. Конечно, пока молод, ко всему адаптируешься быстрее, но желание работать пропадает также быстро. Кажется, что в твоих сутках не 24 часа, а 48, но ты попусту тратишь время на бумажки. Ждешь кого-то свыше, кто придет, положит руку тебе на плечо и скажет: «Оставь компьютер, убери бумаги, успокойся и проведи спокойно урок – без паники и мыслей, что не успеваешь сдать очередной отчет или план, сделать сотую папку». В этом новом учебном году поменялись приоритеты, поменялся взгляд на школу, появилась магическая фраза, не всем понятная, – «государственный заказ». Но мне почему-то кажется, что от его появления лучше не стало. Дети устают больше, учителя без желания входят в свои классы, стало сложнее ответить детям, зачем мы делаем то или иное дело, стенгазету или концерт, едем куда-либо на экскурсию. Один ответ на все вопросы – по плану так положено. На инициативу уже не хватает сил ни у учителей, ни у детей, мотивация работать пропадает, все ждут чего-то, и никто не знает и сказать не может, хорошего или плохого. Раньше, когда что-то менялось, можно было оценить, что хорошо, а что плохо, а сейчас все меняется настолько кардинально, что и дать оценку происходящему становится невозможно. Самое досадное в этом, что и поменять что-либо тоже не под силу ни учителям, ни администрации. Иногда пытаешься найти во всем этом что-то положительное, но все упирается в законы, приказы, положения, все это настолько запутано, что нужно иметь не одно образование, кроме педагогического, чтобы во всем этом разобраться и убедиться, нужно это или не нужно современному образованию. Настоящий результат всех преобразований мы увидим, когда вырастут нынешние первоклассники, только страшно, что обратно вернуть ничего не удастся.Хочу надеяться, что все поймут, ради чего создаются реформы, и я в том числе, что тот положительный результат, который загадан создателями, будет виден невооруженным взглядом, что все адаптируются к новым условиям, что усталость и нежелание пропадут, что снова появятся учителя (и молодые, и опытные), которые будут гордиться своей профессией и желать своим детям и внукам быть учителями, педагогами или воспитателями. Ведь эта профессия действительно святая, и нужно призвание, чтобы иметь право каждый день приходить в класс, где дети радуются, что сегодня ты не заболел, пришел, улыбаешься и тоже рад видеть их, жить с ними и делать одно дело, которое называется учебой.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте