За 15 лет существования российской независимой премии «Триумф» на сцену за ее главным символом, «Золотым эльфом», поднимались люди, чьи имена уже давно вписаны в энциклопедии, учебники по современной литературе и искусству. Белла Ахмадулина, Михаил Жванецкий, Виктор Астафьев, Инна Чурикова, Алиса Фрейндлих, Игорь Моисеев, Майя Плисецкая – всего около семидесяти писателей, актеров, режиссеров, музыкантов и художников, перечислять заслуги которых, значит, впустую сотрясать воздух – о них и так все знают. На минувшей неделе их ряды пополнили еще четыре «триумфатора» – композитор Алексей Рыбников, сценарист и писатель Юрий Арабов, художник-аниматор Александр Петров и сценограф Эдуард Кочергин.
Помимо «Триумфа» для «взрослых» жюри каждый год вручает 19 молодежных премий – по числу членов «судейской коллегии». Ведь если о главных победителях спорят долго и жарко, измеряя их вклад в отечественную культуру на весах истории, учитывая разницу в наннограммах заслуг, то молодых выдвигают «безоговорочным списком» – по кандидату от каждого члена жюри. На этот раз в рядах «поколения Next» – артисты Ирина Пегова, Алиса Гребенщикова и Степан Морозов, режиссеры Борис Хлебников («Свободное плаванье») и Алексей Попогребский («Простые вещи»), певица Пелагея, юные флейтисты, скрипачи и пианисты, из которых вполне можно составить небольшой оркестр. Директор Пушкинского музея Ирина Антонова на правах хозяйки вечера – церемония награждения проходила в одном из пышных музейных залов – представила гостям 14-летнего гобоиста Сергея Финоедова. Сергей родился в Смоленске, в семье музыкантов-народников, несмотря на свой нежный возраст, выиграл уже множество международных конкурсов, выступал со знаменитым оркестром Владимира Спивакова и с Национальным филармоническим оркестром, учится в Гнесинке и, по словам Ирины Александровны, «обладает уникальным звуком».
Но основные овации сорвали, конечно же, четыре главных «триумфатора». О каждом было сказано столько высоких слов – продуманных, глубоких и не банальных,- сколько, возможно, они, погруженные в свое дело, и за всю жизнь не слышали. Актриса Алла Демидова говорила о Юрии Арабове. Неформатном, метафоричном и ироничном философе, знаменитом на весь мир своим дуэтом с режиссером Александром Сокуровым. Это из-под его пера вышли истории «Молох», «Телец», «Солнце», он перенес на экран «Доктора Живаго» и «Мертвые души». Сегодня он воспитывает новое поколение драматургов во ВГИКе и по полгода живет во Владимирской области, полагая шум и суету столицы не лучшей пищей для ума.
Без надобности не покидает Ярославскую область обладатель премии «Оскар», в этом году номинированный на нее уже в четвертый раз за анимационный фильм «Моя любовь» по Ивану Шмелеву, – художник-аниматор Александр Петров. В свое время он изобрел уникальную, чтобы не сказать мистическую, технику : масляной краской рисует пальцами по стеклу, вдыхая жизнь в литературных героев, оживить которых столь тонко и нежно иными кинематографическими средствами просто невозможно.
Сценографа Эдуарда Кочергина поздравляли скульптор Эрнст Неизвестный и актер Олег Табаков. Работать с Кочергиным почитали за честь легенды русского театра – Юрий Любимов, Лев Додин, Кама Гинкас, Анатолий Эфрос. Его декорации – сами по себе произведения искусства – всегда подчеркивали замысленный режиссером драматизм. Вручая Кочергину «Золотого эльфа», Табаков не преминул пошутить: «Художник в России обязан жить долго».
Последним чествовали композитора Алексея Рыбникова, автора рок-оперы «Юнона» и «Авось», и по сей день собирающей полные залы в театре «Ленком». Поэт Андрей Вознесенский посвятил ему стихи, а сам Алексей Львович, вспомнив о том, что когда-то святых и праведников называли «солью земли», предложил считать героев сегодняшнего вечера – далеко не праведников и не святых – «солью культуры». Возможно, и не последними ее крупицами – слишком велика Россия, чтобы перевелся на ее просторах исключительный талант, – но уж точно неповторимыми.
Комментарии