Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях прибретает особое значение. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности для повышения своего педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Конкурсы профессионального мастерства помогают реализовать эти задачи, стоящие перед творческим педагогом. Они дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным обществом его педагогической деятельности, реализовать свое профессиональное «я» в условиях состязания, повысить свой профессиональный уровень.
Благодаря различным профессиональным конкурсам талантливые учителя получают поддержку и поощрение государства, коллег, а победители и призеры своим примером повышают престиж учительского труда. За последние годы немало сделано для того, чтобы поддержать престиж учительской профессии через профессиональные конкурсы, адресную поддержку через меры, которые принимали в рамках различных проектов. Для педагогов участие в конкурсе означает возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, предъявить результаты своей работы с учащимися, совместной работы с родителями, местным сообществом. Участие в конкурсе – это своего рода пауза, взгляд на свою деятельность со стороны, обобщение материалов своего труда. У каждого педагогического работника появляется возможность показать, что он современный учитель, потому что использует современные образовательные технологии. При определенных условиях и соответствующей методике проведения конкурсы могут стать действенным средством развития творческого потенциала профессионального сообщества в целом. Конкурс создает благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению молодых специалистов.Конкурсные соревнования – это место встреч. Расширение возможностей для профессионального общения, получения новой информации, своего рода практикум-обучение. Верны слова: «Расскажи – и я услышу. Покажи – и я увижу, дай сделаю – и я научусь». В программу конкурсов могут быть включены круглые столы, дискуссии на педагогические темы, встречи с учителями-новаторами, поездки в другие города и регионы на встречи с коллегами.Цель содействия и активного участия предметных ассоциаций в проведении профессиональных конкурсов – пропаганда приоритетов образования, формирование общественного представления о творчески работающих педагогах, повышение престижа педагогической профессии. Задача общественных организаций – активное участие в каждом этапе проведения конкурса, моральная поддержка участников и продвижение их идей, объединение малых творческих групп. Участие членов предметных ассоциаций может выражаться в прямой организации отдельных мероприятий. Что и как для этого нужно делать?1-й этап – подготовительный – в течение всего учебного года:- создание базы данных – сайтов с названиями и видами конкурсов, их содержанием, положением и сроками проведения для знакомства будущих участников с регистрацией входа;- создание открытого образовательного пространства для всех желающих, чтобы иметь доступ к базам данных проектов прошлых лет;- проведение круглого стола по знакомству с положениями конкурсов, обмену мнениями по планированию участия в конкурсе;- устройство выставки «От Я до Мы», которая будет направлена на выявление, поддержку и продвижение инновационных прорывных проектов в области предоставления образовательных услуг.2-й этап – организационный:- поддержка членов предметных ассоциаций – кандидатов на участие в конкурсе (характеристика – представление об участии в работе профессиональных сообществ);- выдвижение кандидатов для участия в конкурсах и представление;- обновление базы данных конкурсантов – участников, призеров и победителей прошлых лет по отдельным номинациям для оказания консультативной помощи;- организация встреч с потенциальными конкурсантами по оказанию методической поддержки со стороны участников прошлых лет.3-й этап – основной:- сотрудничество с лабораториями методических центров и организаторами конкурсов по анализу представленных материалов и конкурсных работ;- круглый стол конкурсантов по обмену впечатлениями о ходе конкурса;- один день с конкурсантом;- участие в независимой экспертизе;- присутствие на открытых уроках конкурсантов;- сетевой конкурс «Мой учитель» через оценку учащимися, родителями и коллегами, позволяющий раскрыть роль учителя в жизни общества.4-й этап – заключительный:- написание аналитической справки по итогам конкурса;- презентация методических материалов конкурса;- круглый стол по итогам проведения конкурса;- фестиваль педагогических идей, который станет площадкой для обмена мнениями, для укрепления профессиональных контактов участников конкурсов.Наша ассоциация предлагает новые формы проведения конкурсов: конкурс «Лучший урок на одну тему» и конкурс-обучение в различных форматах – через Интернет участники получают тему, возраст ребенка, время на подготовку.Наша задача – содействовать, чтобы профессиональные конкурсы были не только серьезным творческим испытанием для лучших педагогов, но и вдохновляли рядового учителя на творческое исполнение своих обязанностей.
Комментарии