Человек всегда должен надеяться на лучшее, но готовиться к худшему. Это высказывание можно отнести к любой сфере нашей жизни, в том числе и к системе образования.
Этот момент, когда мне вручили диплом с отличием об окончании педагогического вуза, из преуспевающей студентки я моментально присоединилась к армии безработных соискателей Москвы. Именно в тот момент мои надежды и мечты о безоблачном будущем молодого энергичного специалиста, о том, что мне все по плечу и море по колено, рухнули, как Вавилонская башня. Надежда еще теплилась, когда я несла свое резюме во вторую и третью по счету школы своего района, но ближе к пятой практически улетучилась. Везде меня ждал отказ. Как оказалось, нигде не нужны молодые учителя русского языка и литературы без опыта работы. Скажу больше: нигде не были нужны молодые люди без опыта работы в принципе. На рынке труда гораздо больше ценились мои сверстники, которые уделяли меньше времени учебе и работали параллельно с получением высшего образования, что, несомненно, влияло на их успеваемость.Ни в одну школу меня так и не взяли работать, однако мне посчастливилось начать педагогическую карьеру в Центре внешкольной работы «Ясенево». Здесь, в системе дополнительного образования, я имею отличную возможность видеть все плюсы, минусы и текущие недостатки нашей системы образования, восполняя пробелы в знаниях русского языка и литературы у учеников московских школ, а самое главное – пробуждать у них желание учиться грамотной родной речи. Дополнительное образование способно заинтересовать современных детей различными видами учебной деятельности, решить проблему досуга, сформировать гармонично развитого человека. На дополнительных занятиях сразу как на ладони видно все, что было сделано хорошо в образовательном процессе детей, что плохо, а что не сделано вообще.Семейное воспитание в Москве постепенно сходит на нет, все чаще становится заметно влияние рыночной экономики на умы людей. Постепенно мы привыкаем, что нам все и все должны. Должны или за наши деньги, или бесплатно. Ко мне на занятия приходят 10-летние дети, всю жизнь прожившие в Москве и не знающие, что такое Красная площадь. Да и откуда они могут это знать, если родители весь день на работе, а лучшие друзья современного ребенка – компьютерные игры? У детей образовательный процесс свелся к заучиванию правил, формул, исторических дат и натаскиванию к ЕГЭ без осмысления того, чему их пытаются научить.Учитель перестал быть наставником, авторитетом, как было еще не так давно, а превратился в обслуживающий персонал, задачей которого стало не воспитание ребенка через грамотное и интересное преподавание своего предмета, а обеспечение заучивания материала для сдачи единого государственного экзамена. Если раньше люди гордились тем, что несут просвещение маленьким людям и наставляют их на правильный жизненный путь, получая за это привилегии и бонусы от государства в виде отдыха в санаториях, льготного жилья, досуга и почета, то сейчас учитель – человек-неудачник, не сумевший устроиться после вуза никуда, получающий неконкурентную зарплату, которая к тому же еще и периодически сокращается, а не растет.Актуальной проблемой стало отсутствие единого учебного комплекса для детей, но к такому комплексу призывает нас нынешняя система ЕГЭ, ведь от обилия учебников теряется качество знаний и понимание того, что же должен знать ученик. Наиболее абсурдным остается для меня зачисление в вузы по результатам ЕГЭ. Я не против выпускного единого государственного экзамена, но как можно поступить на специальности журналиста, филолога, психолога без специальных вступительных испытаний и устной беседы с экзаменационной комиссией?Позволю себе умолчать ответ на первый любимый русский вопрос «Кто виноват?», но попытаюсь ответить на второй – «Что делать?».Первое, с чего стоит начать, – обратиться к прошлому. Вернемся на 20-25 лет назад и увидим страну образованных, разносторонне развитых людей, стремление к знаниям и науке. Русское среднее и профессиональное образование ценится во всем мире, а люди даже не думают уезжать на обучение за границу. Тщательное анализирование традиций педагогики и современных реалий, во-первых, способно вывести педагогическую систему на новый, более высокий уровень. Во-вторых, учитель должен понимать своих учеников, пытаться говорить с ними на одном языке. Ему необходимо постоянно совершенствовать свои знания. Невозможно преподавать современным детям русский язык так же, как преподавали его 20 лет назад. Ведь язык постоянно меняющееся явление.К сожалению, за последние годы образованность, воспитанность, нравственность, уважение к другим перестали быть приоритетными качествами для успешного человека. В современном мире успешным делает человека финансовое благополучие (это внушают нам СМИ, активно влияющие на сознание детей и подростков). До тех пор пока школьники и студенты будут уверены, что аттестат или диплом не повлияет на финансовое благополучие (можно быть материально обеспеченным, не окончив школу), а следовательно, на успех в жизни, у них нет стимула хорошо учиться и уважать своих учителей. Возрождение духовных идеалов среди молодежи способно изменить российское образование, встающее на путь потребительства.
Комментарии