search
main
0

Елена УВАРИНА, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Психологического института Российской академии образования: Честолюбивых должно быть больше

​Опрашивая молодых педагогов, которые в течение трех лет посещали летний лагерь-семинар, мы попытались создать социально-психологический портрет.

Мы составили программу, которая включала психологические и социально-психологические исследования по актуальным вопросам, а также практические занятия, направленные на развитие и формирование определенных характеристик. Общая численность молодых педагогов, которые участвовали в нашем исследовании, составила 780 человек. Исследовательская часть работы с молодыми педагогами заключалась в проведении психологических тестов и опросов, в батарею тестов, которыми были охвачены наши молодые педагоги, вошли исследования, в частности, мотивации достижения. Мотивация достижения, безусловно, главенствующее свойство личности, гарантирующее желание человека принимать на себя ответственность в ситуациях, требующих решения, проявлять решительность в неопределенных ситуациях, быть настойчивым и стремиться к достижению целей, не пасовать при столкновении с препятствиями.По результатам проведенного исследования было установлено, что низкий уровень мотивации достижения характерен для 5 процентов молодых педагогов, средний – для 70 процентов и, наконец, высокий был зафиксирован у 25 процентов педагогов. Причем высокий уровень мотивации достижения был выявлен только у педагогов женского пола, а низкий уровень – у мужского состава в группе молодых педагогов. Исследование, направленное на выявление честолюбия у молодых педагогов, объясняется тем, что наличие этой характеристики отражает стремление к признанию, к достойному положению в социуме, что значимо для такой деятельности, как работа в школе. С точки зрения психологии речь в данном случае идет о выявлении у человека присутствия мотива достижения первенства. Результаты проведенного исследования на наличие честолюбия позволили выявить следующие тенденции: ярко выраженное честолюбие было выявлено у 35 процентов опрошенных нами молодых педагогов, средние баллы по этому параметру были отмечены у большинства, что составило 48 процентов от общего количества, а тенденция к слабовыраженному честолюбию удалось отметить в 20 процентах случаев.Анализ данных, полученных в этих двух исследованиях, позволил сделать определенные выводы. В группу с ярко выраженной тенденцией к честолюбию вошли практически все представители мужского пола с низкой мотивацией достижения и частично педагоги-женщины, которые обладают высокой мотивацией достижения. Эти результаты показывают, что стремление добиться большого значения в глазах других людей, обратить на себя внимание может идти в паре с уровнем мотивации достижения. Если обе характеристики находятся на одинаково высоком уровне, то это залог личностного и социального роста человека, наличие потенциальной возможности построения карьеры. Если же эти два параметра – мотивация и честолюбие – вступают в диссонанс, то это может негативно отразиться на достижениях человека, в данном случае педагога, и в эту группу риска попадают педагоги-мужчины. Выявленная тенденция к среднему честолюбию говорит о спокойном, адекватном отношении к своим достижениям. Эта наиболее многочисленная группа представлена педагогами, преподающими совершенно разные дисциплины. Как показали наши результаты, в самую немногочисленную группу вошли те педагоги, которые характеризуются слабовыраженным показателем честолюбия. В основном это воспитатели дошкольных учреждений и учителя  начальной школы, что говорит о том, что у этих педагогов практически отсутствует стремление посредством своих профессиональных достижений повысить свою значимость в глазах других людей.Следующее исследование, в котором участвовали молодые педагоги, было посвящено определению такого значимого показателя, как лидерство. Изучение  этой характеристики актуально для профессий, в которых взаимодействие с людьми – неотъемлемая черта. В результате проведения этого исследования мы получили такие данные: ярко выраженные лидерские качества были зафиксированы у трех процентов от общего числа педагогов, которые участвовали в исследовании. Среди участников доминирует группа молодых педагогов, у которых лидерские качества выражены средне, их численность достигает 65 процентов. Наконец, группа молодых педагогов, объединенных слабым проявлением лидерства, составляет группу в размере 37 процентов от общего числа участников. Из полученных данных можно сделать вывод, что среди молодых педагогов доминирует группа со средним показателем наличия лидерских качеств, а также экспериментально было отмечено, что среди молодых педагогов отсутствуют те, кто обладает тенденцией к диктату, то есть к авторитарному стилю построения отношений как с учащимися, так и с коллективом. Эти результаты обнадеживают, так как речь идет об исследовании молодых педагогов. При сравнительном анализе было установлено, что педагогический состав, который уже имел опыт работы в команде, отличается большей уверенностью в проявлении личностных качеств. Наша практическая часть работы с молодыми педагогами была достаточно многообразна и гибка. Так как своей задачей мы  ставили решение актуальных проблем для конкретных молодых педагогов, работа включала в себя такие занятия, как тренинг по креативности. Задача в  таком случае была архиважной: с помощью обоснованных приемов помочь молодым педагогам раскрыть в себе творческий потенциал и тем самым расширить диапазон своих собственных возможностей, поверить в себя. Занятия по стрессоустойчивости, занятия по теме «Ступени к лидерству» были адресованы тем молодым педагогам, кому такая проблема была интересна. На семинаре каждый участник имел реальную возможность оценить самостоятельно ту степень на пути к лидерству, на которой он находится в данное время. Занятия по теме «Ораторское искусство», несомненно, актуальны для молодых педагогов и были организованы в виде презентаций и упражнений, эффективность которых была доказана практически в различных видах публичной деятельности, также были занятие по профилактике конфликта и арт-терапия. В результате мы получили выводы, что необходимо проводить профессиональную диагностику социально-психологических характеристик молодого специалиста, что позволит его руководству грамотно выстраивать свои взаимоотношения с молодым педагогом, что работа с молодыми педагогами должна проводиться в активной форме. Исследования показали, что руководители  образовательных учреждений должны обратить особое внимание на обнаруженный диссонанс между честолюбием и мотивацией достижения. Как показало исследование, этот диссонанс проявился у молодых педагогов-мужчин, а игнорирование этой проблемы чревато  их потерей и без того из немногочисленного мужского контингента. Кроме того, администрации ОУ следует обратить особое внимание на психологическое состояние педагогов дошкольного и начального образования. Роль этих педагогов в формировании подрастающего поколения трудно переоценить. Для детей это люди, с которыми им предстоит жить, этот настрой во многом передается детям. Руководству надо находить способы и средства для поднятия престижа данной категории педагогов. Это могут быть различные формы поощрения их деятельности. Только уважающий себя и свой труд человек может формировать достойных людей. Наконец, с молодыми педагогами целесообразно проводить профессиональные занятия по расширению их осведомленности в вопросах, касающихся законов социального роста. Только так можно сформировать интерес молодых к общественной деятельности и грамотно формировать резерв из их числа.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте