search
main
0

Елена ПИНДЖОЯН: Главное – не самореализовываться за счет ребенка!

Новая героиня нашей рубрики – талантливейший педагог, руководитель легендарного детского коллектива «Непоседы» Елена Пинджоян. Как отзываются о ней в музыкальной и артистической среде – вторая мама маленьких звездочек. Уже на протяжении 30 лет она возглавляет этот уникальный и всеми любимый коллектив. Именно выходцы из «Непосед» сегодня одни из наиболее известных артистов на отечественной сцене. При этом сама Елена Михайловна очень спокойно относится к популярности и славе, считая творчество и труд главными мотиваторами в работе. О становлении и успехе коллектива «Непоседы», юных талантах и их родителях мы поговорим сегодня.

Елена ПИНДЖОЯН
Фото из личного архива Елены ПИНДЖОЯН

– Елена Михайловна, в 2023 году вашему коллективу исполнилось 32 года. Какие моменты становления считаете знаковыми? И вообще, вы предполагали, что подойдете к такой дате?

– Одним из знаковых моментов становления группы «Непоседы» я считаю приглашение нас для выступления на открытии Евровидения, которое привез в Россию Дима Билан. Нас попросили сделать попурри из песен – победителей Евровидения разных лет. Все международные делегации и наше руководство были в полном восторге от выступления. Также мы представляли страну на «Экспо»-1998 в Португалии в составе делегации звезд российской сцены.

И конечно, не могу не отметить Юрия Аксюту, который в свое время заметил «Непосед», мы стали получать приглашения во многие телевизионные проекты и на праздничные концерты.

Когда создавался коллектив, я даже себе представить не могла, что когда-то мы отпразднуем 32 года! И я надеюсь, это далеко не предел! До 50 лет дойдем точно! А потом еще много-много лет выпускники будут продолжать начатое мною дело. (Улыбается.)

– Вы не раз говорили о том, что «Непоседы» – это не просто бренд, а знак качества. Что вы имеете в виду?

– Качество работы любого артиста на сцене независимо от возраста оценивает зритель. А зритель не терпит фальши. Значит, каждое выступление, каждая песня должны быть исполнены от души и очень осознанно. Конечно, очень важны чистота интонации, подача песни, качественная аранжировка и хорошие костюмы, яркая постановка номера или шоу. Мы стараемся обращать внимание на то, чтобы каждые слово, нота и движение были отточены и сделаны грамотно.

– За время существования коллектива со стороны родителей наверняка были претензии. Какие, например?

– Некоторые родители, приводя своего ребенка в «Непоседы», пытаются в первую очередь реализовать свои несбывшиеся мечты. У них главная мечта, чтобы ребенок стал звездой. Но звезды на небе, а в жизни нужно трудиться. К тому же для достижения цели надо не только трудиться, но и иметь определенные природные данные и желание работать!

И когда у ребенка что-то не получается или он просто не очень увлечен самим творчеством, родители начинают предъявлять претензии нам. Главные вопросы: «Почему мой ребенок не солирует? Почему он не стоит в первом ряду?» и т. д. Пытаемся объяснять, что в «Непоседах» дети получают знания и умения, базовую подготовку для дальнейшего становления. У кого-то это получается быстрее, кому-то нужно больше времени. У кого-то лучше природные данные, у кого-то хуже… но, может быть, он трудолюбивее. Не надо сравнивать с другими детьми! Надо смотреть на прогресс своего ребенка! И анализировать только то, что делал твой ребенок год назад, и то, чему он научился за год.

– Когда вы начинали, вся ответственность лежала только на вас одной. А сейчас так же? Или уже делегируете обязанности?

– Да, я начинала все сама, но позже взяла хореографа Ирину Цареву. Когда «Непоседы» стали разрастаться, я начала приглашать педагогов. В какой-то момент решила, что детям необходимы сольфеджио, классический станок, эстрадный танец, актерское мастерство, сценическая речь. Сама разорваться уже не могла. Тем не менее номера ставила лично. Только никогда не могла показывать движения. Поэтому объясняла педагогам по хореографии, чего я хочу, откуда и куда должны выходить дети и примерно в каком стиле двигаться.

Сейчас, к сожалению, я совсем не веду занятия у детей. Физически на это нет времени. Но я набрала штат прекрасных педагогов. Они уже понимают меня с полуслова, мы очень быстро и слаженно работаем. Я объясняю, что необходимо сделать и как. Они делают, я проверяю, контролирую, утверждаю. Могу онлайн посмотреть любую репетицию и прослушать любую запись. Но иногда так хочется взять и сделать хоть один номер от начала до конца самой! (Улыбается.)

– Сколько детей у вас сегодня в коллективе? Я знаю, что каждый ребенок занимается и вокалом, и танцами. Это действительно так? И почему вы остановились именно на таком совместном образовании?

– В «Непоседах» на данный момент 230 детей и 25 представителей административно-педагогического коллектива. Каждый ребенок занимается и вокалом, и танцем, и сольфеджио, и актерским мастерством (с 7 лет). Я считаю, что, выступая на сцене, нужно не просто спеть чисто по нотам песню, а представить ее зрителю, заставить прочувствовать каждое слово и обязательно донести до зрителя какую-то мысль. Или просто поднять настроение. И конечно, большую помощь в этом окажут умения хорошо двигаться и актерски подавать материал.

– Что самое сложное в вашей работе?

– Моя работа приносит мне радость. Просто иногда очень устаю от больших нагрузок и амбиций некоторых родителей. Пожалуй, только это.

– Если сравнивать «Утреннюю звезду» с современными музыкальными конкурсами, например «Голос.Дети», где также участвуют ребята из «Непосед», можно сказать, что она была более добрая?

– Программа «Утренняя звезда» была душевной и доброй. Я часто вспоминаю эти годы с радостью и благодарностью. Разумеется, недовольные родители и руководители были и на «Утренней звезде», но сама программа была больше похожа не на конкурс, а на фестиваль.

«Голос.Дети»… Все объясняется очень просто: эфир на Первом канале в прайм-тайм. Конечно, все хотят себя попробовать! Я считаю, это больше телевизионное развлекательное шоу, нежели конкурс вокалистов. Все решают случай и везение.

– Вы согласны с тем, что сейчас каждый ребенок стремится быть солистом? Время коллективного творчества уходит?

– Да, несомненно, все хотят быть солистами. Я бы не стала говорить это о детях, но такие мысли транслируют их родители. Дети со временем начинают думать так же. Но я вижу, что ребятам хорошо именно в коллективе. Они учатся дружить и помогать друг другу, переживать друг за друга. Я считаю, это прекрасно! Наш девиз: «Один за всех! И все за одного!» «Солист» рифмуется с «эгоистом»… В «Непоседах» есть возможность одному и тому же человеку побывать и солистом, и хористом. В одном номере он солирует, ему все помогают. А в другом номере он помогает.

Работая в коллективе, ребенок учится нести ответственность за общее дело. Если ты опоздаешь, не выучишь, пропустишь, ты подведешь других. Это один из важных элементов в воспитании настоящего человека – партнера и друга.

– Как вам кажется, такие проекты, как «Голос.Дети», не слишком жестоки?

– Все конкурсы и телевизионные проекты заключаются в том, что есть победитель и побежденные. Важно объяснить ребенку, что любой конкурс – это ступенька к цели. Надо учиться достойно переносить все события в жизни. А вообще мы настраиваем детей, например, на участие в проекте «Голос» как на некое интересное приключение. Так проще и веселее! (Улыбается.)

– Дети 30 лет назад и сегодня отличаются? Что в них изменилось за это время?

– Дети во все времена остаются детьми. Конечно, цифровые технологии сделали свое дело, и сейчас сложно представить ребенка без планшета или телефона. Но музыка и творчество помогают им отвлечься. Раньше дети с большим удовольствием работали в коллективе. Сейчас больше индивидуалистов-солистов. Пожалуй, дети стали менее подвижными. Скорее предпочтут посидеть дома в телефоне, чем погулять. Родителям и педагогам необходимо научиться предлагать детям альтернативу компьютерным технологиям! Причем с младенчества. (Улыбается.)

– Как ребенок может попасть в коллектив «Непоседы»? Многие ли остаются в профессии?

– В «Непоседы» можно попасть через кастинг. Кастинги у нас проходят в конце августа – начале сентября, в октябре, в конце декабря – начале января и в конце мая. Надо подготовить куплет и припев песни, стихотворение или басню. Можно станцевать. Педагоги проверят чувство ритма, музыкальный слух и хореографические данные. Важны харизма ребенка и его желание заниматься творчеством.

Мне сложно точно подсчитать, сколько человек остаются в профессии. Только знаю точно, что «Непоседы» – это на всю жизнь. Так говорят уже выросшие выпускники.

Мы принимаем детей, у которых есть природные данные. Чем меньше ребенок, тем проще к нам попасть. Бывает, что ребенок сам не хочет к нам, просто приводят родители. Если мы такое видим, просим привести позже.

– А в каком случае можете не взять?

– Если ребенок совсем раскоординированный или если видим, что он еще не держит внимание и не может сосредоточиться.

– Насколько часто явление звездной болезни у детей? Как этого избежать и какая ответственность на родителях?

– Звездную болезнь ловят в первую очередь родители и некоторые педагоги. Поэтому детей сложно в этом обвинять. Они слышат разговоры взрослых и видят их поведение. Я считаю, что необходимо разбирать каждое выступление и искать ошибки. Надо учить детей делать работу над ошибками. Нет предела совершенству! И странно считать звездой ребенка, которому еще учиться и учиться.

– На что бы вы посоветовали родителям обратить внимание? Как из ребенка сделать артиста, не перегибая палку, не ломая личность?

– Родителям я бы посоветовала наблюдать за своим ребенком, поддерживать во всех начинаниях. Главное – не самореализовываться за счет ребенка! В каждом нашем любимом малыше есть золотая жилка. Задача родителя – найти ее. И развить именно то, к чему есть предрасположенность и талант. Я считаю, что родитель должен дать попробовать ребенку проявить себя во многих начинаниях. А примерно к 13 годам стоит уже определяться, чему уделить большее внимание. Обычно в 13-14 лет интересы и приоритеты подростка начинают меняться. И важно не упустить этот момент. Занять его мозг и внимание именно тем, к чему он сам склонен и что сам хочет.

Надо просто любить ребенка. Не за его успехи, не за его дела. Ломать ни в коем случае нельзя. Иногда бывает, что ребенку тяжело или лень что-то доделать или сделать. Надо поддержать, поговорить, смотивировать. Но, если родитель видит, что его сын или дочь просто не хотят этим заниматься и им это неинтересно, надо искать другое занятие.

– Вы согласны с тем, что сегодня многие родители эксплуатируют талант детей? Как с этим бороться?

– Есть родители, которые вообразили себя продюсерами ребенка и больше радуются тому, как смогли пристроить чадо и с кем договориться о съемке и т. д. Они забывают, что в первую очередь надо учиться профессии. Часто трудно определить, как и какой родитель отреагирует на то или иное достижение ребенка. Для кого-то поворот кресла на слепых прослушиваниях в «Голосе.Детях» является знаком того, что ребенок уже стал звездой Первого канала и всей страны. Ребенок тоже подхватывает такую тему, и иногда эти люди меняются буквально за месяц. А кто-то нормально реагирует, радуется и учится дальше. Идет покорять вершины творчества.

Бороться с родителями, которые «поймали звезду», бесполезно. Можно попытаться поговорить. Или нужно расставаться. Я никогда ни за кого не держусь.

Но «Непоседы» – это мое детище, это моя жизнь! Они дают мне силы жить. Улыбки детей и их искренние эмоции невозможно ничем заменить. Когда я захожу в наш дом на Сретенке, на душе сразу становится теплее. Это счастье, что у меня есть «Непоседы»!

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте