Любой работник высшей школы подтвердит: многие региональные университеты могут дать сто очков вперед федеральным государственным, поскольку пользуются огромной популярностью у абитуриентов, большим авторитетом в научном и образовательном сообществе, широко известны не только у себя в регионе, но и за рубежом. Формально они уже давно переросли свой статус и выполняют задачи подготовки кадров для всей страны. Один из таких вузов – Московский государственный областной университет (в прошлом столетии МОПИ имени Н.К. Крупской).
– Функции и полномочия учредителя университета от имени Московской области осуществляет региональное Министерство образования, – рассказывает ректор Московского государственного областного университета доктор юридических наук, доктор педагогических наук, профессор Елена Певцова. – В прошлом году мы отметили 90-летний юбилей и сейчас реализуем программу развития под названием «На пути к столетию». В ее рамках мы разработали пять крупных проектов, которые касаются таких передовых направлений, как индустрия наносистем, биомедицинские технологии, технологии дополненной реальности.
Наш вуз чутко и оперативно реагирует на запросы общества и предлагает людям то, что сегодня наиболее востребовано. Были популярными экономика и юриспруденция – создали экономический и юридический факультеты. Причем сегодня они приступают к реализации программ подготовки нотариусов с компетенциями в области цифровых технологий, юристов в области спортивной и тренерской работы, специалистов по правовым вопросам земельно-имущественных отношений. Возник дефицит профессиональных врачей – открыли медицинский факультет, на котором студенты получают уникальные компетенции в области графики, учатся по памяти воспроизводить особенности анатомического строения органов человека. С ними работают известные художники-профессионалы, ребята тренируются на специальных виртуальных тренажерах, прежде чем идти на практику и общаться с пациентами. Хочу сказать, что в МГОУ учится немало тех, кто ранее был студентом других медицинских, классических вузов, ведущих и уважаемых. Преимущество обучения у нас в том, что оно интегрировано с целым рядом других наук, смежных. Используется методология конвергентного образования. Например, студенты не просто изучают анатомию, а приобретают одновременно знания и навыки в области спорта. Для этого у нас работает команда профессионалов факультета физической культуры, выпускники которого обеспечивают лидерство страны в различных спортивных достижениях: Георгий Джикия – российский футболист, защитник, капитан московского «Спартака», Алексей Миранчук – российский профессиональный футболист, и так далее.
Есть потребность в серьезных химических проектах, связанных с очисткой питьевой воды, – организовали международное сотрудничество с зарубежными коллегами, которое весьма научно результативно. Подписали договор с научными институтами РАН, чтобы наши ученые помогли ребятам на серьезном научном оборудовании освоить секреты химических процессов. Подняли вопросы нанотехнологий – запустили очень интересный проект с китайскими партнерами, его курируют наши ученые, которые работают совместно с известными российскими компаниями и бизнес-структурами. Таким образом, наш подмосковный регион всегда быстро и оперативно реагирует на вызовы.
– А что делается в области педагогики?
– С 1931 года МОПИ складывался как кузница педагогических кадров для нашей страны. За долгие десятилетия здесь сложились очень серьезные педагогические школы. Мы подготовили сейчас более 20 новых программ, которые связаны с повышением квалификации профессиональных специалистов, пригласили сильных психологов для сопровождения этих программ. Провели курсы повышения квалификации для многих федеральных вузов по воспитанию студенческой молодежи. Сегодня эти вопросы весьма актуальны, однако воспитательная работа должна выстраиваться профессионально. Сейчас важны индивидуальные образовательные траектории.
Мы готовим кадры для реального сектора экономики и гордимся тем, что наши выпускники становятся очень известными людьми – бизнесменами, телеведущими, спортсменами, политиками, писателями, лидерами общественного мнения, которые очень много делают для нашей страны.
Мы убеждены: педагог – это человек, который обладает высоким интеллектом и широким кругозором, современный специалист, имеющий очень хорошее образование. Именно это неоднократно подчеркивал в своих выступлениях Владимир Владимирович Путин.
– Сегодня учителей готовят во многих классических вузах. Но ведь, к примеру, на физмате МГУ на первом месте всегда было глубокое изучение и знание физики и математики, а будет ли выпускник преподавать эти предметы в школе – дело второстепенное. Неужели сейчас что-то изменилось?
– К нам приходят высокомотивированные люди, которые хотят получить ту или иную профессию. Конечно, не все выбирают педагогическое направление, многие идут в науку, бизнес, на производство, но изрядное количество студентов охотно изучают педагогические науки, осваивают методику преподавания, хотят работать с детьми. Я вообще считаю, что где бы ни работал преподаватель – в школе, колледже или в вузе, он должен быть лидером научно-исследовательского характера, участвовать в значимых проектах. Этот человек развивает науку, имеет свое мнение о том, как должны развиваться регион и образовательная среда, поэтому очень важными навыками для современного педагога являются навыки многостороннего формата. Надо не только знать свой предмет (это само собой) и уметь общаться с детьми (что также очень важно), нужно хорошо разбираться во многих других проблемах, участвовать в научных исследованиях, стремиться сделать открытия.
Поэтому науке в МГОУ уделяется очень большое внимание. Ставка сделана на коллаборацию ведущих ученых, которые уже имеют опыт научно-исследовательской деятельности, и мотивированной молодежи. Студенты с большим энтузиазмом формируют портфолио своих научно-исследовательских проектов, участвуют во всевозможных мероприятиях, где показывают себя лидерами в тех или иных областях научного знания. Каждый год у нас проходит Международный фестиваль науки, на площадках которого студенты всех факультетов презентуют свои интеллектуальные продукты. Конечно, для них это только первые шаги, но мы стараемся их всячески поддерживать, вовлекать в научные проекты, чтобы молодые люди увидели – они тоже могут сказать что-то новое в науке, предложить оригинальные идеи. Это очень важно, чтобы студенты чувствовали себя нужными в своей стране. А еще мы сотрудничаем с двумя подмосковными наукоградами – в Пущине и Черноголовке, где есть наши научно-образовательные центры.
– Насколько политическая обстановка в мире повлияла на развитие международного сотрудничества?
– На данный момент у нас 74 зарубежных партнера, которые взаимодействовали с нами на протяжении долгих лет. Кроме того, у нас на лингвистическом факультете и факультете романо-германских языков идет подготовка переводчиков, лингвистов, специалистов в сфере языковой компетентности. Там работали и работают носители языка. Президент России неоднократно подчеркивал, что нельзя замыкаться в себе, необходимо обратить внимание на азиатский регион. Бесспорно, текущая политическая ситуация определенным образом заставляет менять подходы, мы уходим от однополярности и приходим к многополярности восприятия информации. Но в любом случае все наши преподаватели и студенты настроены очень патриотично, искренне любят нашу страну. И это не просто слова, а вполне конкретные дела. Студенты-волонтеры МГОУ очень многое делают, чтобы заниматься с детьми-беженцами из ДНР и ЛНР. Мы присоединились и к проекту по сбору гуманитарной помощи, создали свой оперативный штаб, свой центр на базе вуза. Помимо этого у нас есть строительные и медицинские отряды – ребята с медицинского факультета взаимодействуют с клиниками Подмосковья. В период пандемии они оказали неоценимую помощь людям, пострадавшим от коронавирусной инфекции.
Также многие записались в спасательный отряд, который создан на факультете безопасности жизнедеятельности. Интересно, что в преддверии новогодних праздников наши спасатели поздравляли детей в больницах довольно оригинальным образом – в костюмах Деда Мороза они спускались с крыши на веревках и через окна дарили ребятам подарки. Это вызывало бурный восторг, а если дети смеются, это здорово, значит, есть надежда, что все они выздоровеют.
МГОУ – мощное научное и образовательное сообщество, которое объединяет много факультетов, кафедр, династий. Мы стараемся по возможности включаться во все федеральные проекты.
А еще мы живем не только прошлыми заслугами и достижениями, коих за 91 год тоже немало, и гордимся не только теми выпускниками, которые вышли из наших стен когда-то давно, еще во времена СССР. У нас и сегодня очень много талантливых и всемирно известных специалистов. Мы активно развиваем третий уровень образования – аспирантуру, причем в достаточно многопрофильном варианте. В МГОУ функционируют диссертационные советы по 16 научным специальностям, здесь защищают диссертации люди со всех концов нашей Родины. И я хочу сказать о том, что желание продолжить обучение в аспирантуре у наших студентов не угасает.
Ученые МГОУ являются авторами-разработчиками многочисленных новых курсов, за время ковидной самоизоляции у нас накопился солидный опыт в плане организации дистанционного обучения. Но мы не хотим полностью превращаться в дистанционный и электронный вуз, для нас качество образования всегда в приоритете.
Кстати
Ректор МГОУ Елена Певцова предложила ввести в России институт общественных наставников.
«Мы предлагаем ввести институт общественного наставничества в практику взаимодействия государства и традиционных религиозных конфессий», – сказала она, выступая на круглом столе на тему «Взаимодействие Русской православной церкви и государства в сфере социальной защиты населения: светское и религиозное измерение».
Ректор пояснила, что в Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» надо ввести правовую дефиницию «общественный наставник», закрепить функции специалистов для сопровождения различных категорий молодежи, которые нуждаются в соцподдержке.
По мнению эксперта, сегодня есть возможности для расширения соцпартнерства государства и РПЦ через университеты. Одним из таких направлений может стать разработка совместной программы по развитию духовно-просветительской работы, подготовке кадров для нее.
«Университет уже сегодня становится тем центром, который формирует научную, профессиональную, методическую базу… В университете открыт профиль «История и основы религиозной культуры». Начиная со следующего года мы будем выпускать первых выпускников по этому профилю», – уточнила Певцова.
По материалам РИА «Новости»
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии