У каждой школы есть свой неповторимый профиль, которым она отличается от сотен других московских школ. Сегодня те школы столицы, что не побоялись когда-то стать образовательным комплексом, выгодно отличаются от тех, что только-только начинают выстраивать свои новые образовательные модели. Среди первопроходцев и эта Зеленоградская школа, директор которой может ответить на самые разные и самые сложные вопросы.
– На протяжении нескольких лет школа №2045 постепенно укрупнялась. Как и почему это происходило?- Все началось около 10 лет назад с детского сада, который со временем был преобразован в начальную школу – детский сад, а затем в прогимназию. Впоследствии у этого учреждения в качестве новых структурных подразделений последовательно открылись два Центра игровой поддержки для детей раннего возраста. Ну а когда в строящемся 20-м микрорайоне Зеленограда появилось большое здание школы-новостройки, то и появился в результате объединения Центр образования №2045. – Какого возраста дети воспитываются и обучаются в вашем учреждении сегодня?- Это дети всех возрастов – от 1,5 до 18 лет, то есть практически с рождения и до выпуска из школы. Еще не начав посещать детский сад, детки уже приходят со своими мамами и бабушками в наши центры игровой поддержки, педагоги не просто занимаются с детьми, но также и обучают их родителей, которые присутствуют на всех занятиях. Мы первыми стали развивать это направление в нашем округе, затем подобная услуга появилась и в коммерческих образовательных центрах. Мы тоже предлагаем свои занятия в качестве платной услуги, но лишь в дополнение к основной, которая остается бесплатной. Каждый ребенок посещает наши занятия на протяжении двух месяцев, после чего, если его родители выражают желание пройти их вместе с ребенком повторно, мы предоставляем им такую возможность на платной основе. Такие группы у нас формируются постоянно, так что такой вид услуг стал востребованным среди родителей.- Какова структура образовательного комплекса на сегодняшний день и окончательна ли она?- На сегодняшний день у нашей школы 6 корпусов. Это прежде всего основное здание большой школы, которая рассчитана на 825 человек. Обучают в этом здании 786 детей с 1-го по 11-й класс. Но это не предел, у нас сегодня на один класс меньше, чем должно быть по проектной мощности. В нашем районе строят 4 больших жилых корпуса, 2 уже построены, но еще не заселены полностью, поэтому мы ожидаем пополнения контингента школы в ближайшее время. Таким образом, мы сегодня имеем основное здание, отдельное здание начальной школы (254 ученика), дошкольное отделение (два здания детского сада) и два Центра игровой поддержки, в целом это около 170 детей. Таким образом, в общей сложности у нас около 2 тысяч обучающихся и воспитанников. Прибавьте к ним 280 взрослых сотрудников школы – и получится численность нашего общего коллектива. Это не окончательные цифры, так как к нам планирует присоединиться еще один детский сад, расположенный на территории 20-го микрорайона, мы очень серьезно готовимся к этому, тесно сотрудничая с администрацией, коллективом и родительской общественностью учреждения. – То есть процесс создания образовательного комплекса начался достаточно давно, но продолжается по сей день?- Да, это так. Начальная школа и детский сад к нам присоединились недавно, весной мы подали соответствующую заявку в Департамент образования, а 6 ноября 2012 года завершили реорганизацию. Произошло слияние нескольких образовательных учреждений через их ликвидацию и последующее образование нового учреждения. Нам сохранили номер – 2045, но наименование изменилось, то есть мы теперь не Центр образования, а средняя общеобразовательная школа №2045. – Принимая общее решение, планируя реорганизацию и затем осуществляя ее, вы, конечно же, общались с родителями, обсуждали плюсы и минусы. Какие вопросы, а может быть, опасения у них возникали? – Некоторые родители волновались из-за того, что после реорганизации наш Центр образования станет школой. Мы терпеливо объясняли и до сих пор еще иногда объясняем, что эти опасения ничем не оправданы, что от перемены в названии ничего, по сути, не изменится: теми же останутся стены, традиции, учителя, что мы будем продолжать работать, совершенствоваться, повышать качество образования. – Какие аргументы были, к примеру, у начальной школы №1702 за присоединение к Центру образования №2045?- Прежде всего это малокомплектная школа, которой, конечно же, была необходима преемственность. В небольшой начальной школе, где учатся дети с 1-го по 4-й класс, для них были созданы очень комфортные условия, но при этом переход в 5-й класс другой школы всегда был стрессом как для детей, так и для их родителей. Дети расходились по разным образовательным учреждениям, выпустившая их после окончания 4-го класса школа пыталась собрать сведения о том, как же продолжают учиться ее бывшие ученики, но это были лишь отдельные сведения. Совершенно другая складывается ситуация, когда ребята переходят в среднюю школу всем классом, в этом случае очень хорошо видно, что им дала начальная школа, и это мы считаем очень важным моментом. Ведь к нам приходит уже сложившийся коллектив, мы знаем, какие у этих ребят были сложности, каковы их особенности, каких успехов они добились за 4 года обучения. Еще одна предпосылка объединения с начальной школой №1702, которую возглавляла Г.Ларина, заключалась в том, что оба наших образовательных учреждения участвовали в проекте по внедрению методов донозологического контроля в практику работы школ Зеленограда (здоровьесберегающие технологии), который реализовывали совместно с отделом управления Роспотребнадзора под руководством Главного государственного санитарного врача по Зеленоградскому округу Л.Денисова. Так как школа №1702 до объединения имела статус «Школа здоровья», нам, конечно же, хотелось бы в условиях образовательного комплекса сохранить то, что было накоплено в этом учреждении. Поскольку в прошлом у меня также есть опыт работы директором Школы здоровья, мы с Лариной прекрасно друг друга понимаем, многое нам удалось сохранить. Врачи, которые работали в лечебно-оздоровительном блоке школы, были переведены в поликлинику, но в здании начальной школы сохранилось медицинское оборудование, теперь нам предстоит определиться с выбором формы дальнейшего сотрудничества с поликлиникой, чтобы оздоровительные услуги оказывали на базе школы и в дальнейшем. Для детей сохранены занятия корригирующей гимнастикой, плавание, уроки здоровья и многое другое. Продолжает работу замечательный, единственный в нашем округе школьный музей гигиены. – По итогам Московского городского конкурса «Детский сад года-2012», которые были подведены не так давно, в номинации «Детский сад – школа» 2-е место заняло дошкольное отделение вашей школы. Что представили педагоги на конкурс?- В этой номинации мы представляли опыт взаимодействия детского сада и школы, накопленный как в работе с дошкольным отделением, которое имеется у нас на протяжении нескольких лет, так и с недавно присоединившимся. Все, что связано с вопросами преемственности, мы всегда рассматриваем и отрабатываем с большим вниманием. Тот детский сад, который планирует к нам присоединиться, также очень тесно сотрудничает с нами, выпускники этого учреждения приходят к нам учиться, мы их хорошо знаем. Хотела бы отметить, что недавнее присоединение к нашей школе детского сада прошло легко и не вызвало никаких проблем, так как и родители, и педагоги нашу школу хорошо знают. К моменту нашего участия в конкурсе «Детский сад года» у нас была разработана единая программа развития дошкольников, единый план работы, к примеру, мы проводим в школе дни дошкольника для детей обоих дошкольных отделений. К конкурсу мы готовились вместе и выступали как единое целое, это было органично, потому что мы так и работаем.- Сейчас много говорят о том, что у большой школы – большие возможности. А какие возможности есть у вашего комплекса? – Это в первую очередь возможности создания условий для обучения и развития. К примеру, после объединения более удобную возможность для обучения плаванию получили наши первоклассники, которые обучаются в основном здании школы. Если раньше в рамках программы обучения плаванию учащихся начальных классов нам приходилось вывозить ребят в бассейн в другую часть Зеленограда и при этом мы теряли много времени, то в настоящее время ребята маленькими группами посещают бассейн дошкольного отделения, расположенного в непосредственной близости от школы. Другой пример – начальная школа №1702, которая стала нашим структурным подразделением, уже много лет сотрудничает с Центром системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…», несколько учителей работают по этой системе на очень высоком профессиональном уровне, проводят семинары для российских учителей. В этом учебном году наша школа приступила к реализации в пилотном режиме нового образовательного стандарта основного общего образования. Практически все наши учителя повышают свою квалификацию в области работы с Московским регистром качества образования. Так вот, когда проводилось тестирование на определение метапредметных результатов, по его итогам результат у 5-го класса, который после объединения пришел к нам из начальной школы 1702, получился выше, чем у наших ребят, и это несмотря на то что начальная подготовка у нас всегда считалась сильной. Конечно, мы обсуждали этот результат. В чем же заключается разница? Почему у тех, кто давно работает по технологии системно-деятельностного обучения, метапредметные результаты выше? Это результат работы технологии. В итоге наши учителя, когда увидели, что есть способ повысить результат, конечно же, сразу этим заинтересовались. У них есть желание и мотивация осваивать новую технологию. С другой стороны, у нас есть опыт учителей присоединенной начальной школы. Это прекрасная возможность своими силами сделать то, что другие могли бы получить только на курсах повышения квалификации, а мы можем организовать это в своем учреждении, потому что у нас есть профессионалы в этой области.- То есть в условиях образовательного комплекса у вас появились новые возможности, в том числе и для освоения педагогических технологий? – Конечно. Когда объединяются два коллектива, происходит взаимное обогащение. Очень полезно увидеть, как работают твои коллеги. Просто так выйти к коллегам из других учреждений мы, к сожалению, не всегда можем себе позволить, а когда мы один коллектив и можем сравнить результаты работы друг друга, желание перенимать опыт появляется. – А дети, помимо преемственности между детским садом и школой и посещения бассейна, получили еще какие-то новые возможности?- Я уже говорила, что в нашем структурном подразделении (бывшая школа №1702) много лет работает прекрасный музей гигиены. В нашем большом школьном здании также есть музей. Во время каникул ребята из обоих зданий побывали в этих музеях, открыли для себя много нового и интересного. Расширилось и наше школьное государство «Мирландия» (орган самоуправления начальной школы), в его ряды влились ребята из бывшей начальной школы №1702.- Сложно руководить таким большим образовательным учреждением? – Это действительно сложно и непривычно, поэтому приходится менять подходы к управлению. К примеру, в условиях образовательного комплекса изменился взгляд на то, каким должно быть штатное расписание, изменились функции заместителей, появились функции руководителей структурных подразделений, разделение на дошкольное и школьное отделение, каждое из которых имеет свою специфику. Хочется сохранить то лучшее, что было наработано в дошкольном отделении. Уверена, что содержанием этой работы должны заниматься именно специалисты в области дошкольной педагогики. – Заработная плата сотрудников изменилась?- Те наши сотрудники, которые к моменту объединения уже работали по новой системе оплаты труда, успели привыкнуть к ней, в том числе к распределению стимулирующей части оплаты труда. Это гибкая система: мы до сих пор еще вносим изменения в локальные акты, когда появляются какие-то новые предложения или уточнения. Но дошкольное отделение, которое недавно к нам присоединилось, на тот момент не работало по НСОТ. Сейчас они также перешли на эту систему, считают заработную плату по-новому и отмечают, что она подросла. – Какая помощь необходима руководителям образовательных комплексов сегодня?- Помощь нужна. Каждая школа, конечно же, сама решает свои проблемы, но некоторые из них требуют коллегиального решения. Обязательно нужен координатор, в качестве которого у нас в округе выступает сегодня управление образования. Без этого нам будет сложно, каждый будет вариться в своем соку. К примеру, недавно была создана рабочая группа по ведению совместного делопроизводства, которая очень продуктивно поработала. Мы обозначили имеющиеся проблемы, обсудили возможные пути их решения. Затем, когда соберутся руководители всех крупных учреждений, мы представим им наше ассоциированное видение. Если будут предложения из зала, мы их обсудим и также внесем в рабочие материалы. – В целом реорганизация привела к позитивному ощущению у вас как руководителя, у ваших сотрудников?- Результатами объединения все в нашем коллективе довольны и хотят работать, останавливаться мы не собираемся. 20-й микрорайон, где располагается наше основное здание, очень небольшой. В ближайшем будущем он застроится и уже не будет развиваться, поэтому мы должны думать о будущем контингенте уже сегодня. Если родители воспитанников дошкольных отделений будут видеть нашу заинтересованность и результаты, они обязательно приведут своих детей учиться к нам.
Комментарии