Мировое образование находится сейчас в абсолютно уникальной точке – в точке растерянности. Происходит перелом эпох, одним из признаков которого является стремительное распространение цифровых форматов общения и обучения. Другим признаком перелома стало повсеместно распространяющееся понимание, что образовательные программы XIX-XX веков безнадежно устарели, что компетентный человек XXI века должен владеть совершенно другим набором навыков, отличным от того набора, которым владели предшествующие поколения.
![](https://ug.ru/wp-content/uploads/2022/03/whatsapp-image-2022-03-25-at-15.26.16.jpeg)
Четвертая технологическая революция означает, что скоро за нас все будут делать роботы, а наиболее ценными качествами сотрудников будут являться soft skills – способность работать в команде, принимать решения и решать проблемы, способность планировать и переключаться с одной задачи на другую, умение искать и обрабатывать информацию. К 2025 году каждый востребованный сотрудник должен будет уметь решать комплексные задачи, критически и творчески мыслить, работать в команде и уметь распознавать эмоции других людей. И этот список – далеко не исчерпывающий.
Как говорит академик А. Г. Асмолов, «необходимо так собрать или так перенастроить образование, чтобы каждый мог жить в мире разнообразия, в мире сложности, в мире неопределённости… Мы должны не столько давать рецепты стандартных решений, сколько научить учиться и учить ребенка быть готовым к изменениям и к переменам».
Это предполагает, с одной стороны, усиление практической составляющей обучения, когда школьник учится действовать в различных проблемных ситуациях (личных, бытовых, социальных и пр.) и достигать поставленные цели, а с другой — делает главным ученика, мотивы и способности каждого ребенка, для которого необходимо создать образовательную среду с избыточными ресурсами, удовлетворяющую желание учиться.
Актуальное направление модернизации современного образования – включение игровых элементов в познавательную деятельность обучающихся. Одним из вариантов геймификации цифровой среды является игровая форма обучения и реализации – образовательный квест.
Веб-квест, спроектированный на основе современных цифровых технологий, способствует формированию у школьников востребованные soft skills навыки. Собственно, понятие «квест» (транслит. англ. quest – поиски) и обозначает игру, требующую от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Это система заданий, для выполнения которых используются различные цифровые ресурсы и технологии, в том числе интернет, и на вовлечение технологических новинок в учебный процесс делает упор и нацпроект Образование.
Как образовательная технология, веб-квест опирается на такой подход к обучению, в процессе которого учащийся самостоятельно работает с учебной информацией и формирует новые знания. При реализации такого подхода учитель становится консультантом, организатором и координатором учебно-познавательной, проблемно-ориентированной и исследовательской деятельности обучаемых. Учитель создает условия для самостоятельной умственной и творческой деятельности обучающихся и поддерживается их инициативы.
Веб-квест – это система заданий с элементами игры, для выполнения которых используются различные информационные ресурсы, в том числе ресурсы Интернет. Спроектированный мной веб-квест по теме «Шифрование. Криптография – Ловушка для чайников или новое дело Шерлока Холмса» решает учебную задачу проблемного характера, а система игровых элементов – ребусы, логотипы, шифр, QR-код и т. д. – дополняет процесс поиска информации, принятия решения, выполнения на основе полученных данных действий, соответствующих учебной ситуации.
Для того, чтобы стимулировать интерес школьников, удовлетворять их потребности и стремления при выборе профессии, повышать качество работы на внеурочных занятиях, я использую веб-квест «Интересная информатика». Ученики должны пройти 5 этапов:
- «Разминка», где участникам необходимо разгадать пословицы и ребусы, связанные с информатикой;
- «Карантин», где и предстоит выполнить задания на тему «Компьютерные вирусы» (ребусы, пазлы, QR-коды);
- «В мире кодов», где нужно расшифровать три разных вида шифров;
- «Устройство компьютера» – вопросы по устройству компьютера и операционной системе в программе learningapps.org;
- «Конструкторское бюро» – творческое задание на создание робота из Лего, описания его назначения и основных команд исполнителя.
Для создания веб-квеста я использую различные цифровые инструменты: Genial.ly, Learnis.ru, Сервисы Google. В качестве площадки, где я формирую группу участников, можно использовать российскую платформу «Сферум» – там можно создать группу и пригласить участников, вывешивать объявления и размещать контент.
Я считаю, что применение всего технологического арсенала в работе с современными детьми, предусмотренного нацпроектом «Образование», а также креативные идеи, помогающие вовлечь их в глубокое изучение предмета, помогают развивать таланты, дают детям возможности самореализации. Идя в ногу с развитием цифровых инструментов и учитывая тот факт, что мы работаем с детьми, которые уже родились в мире интернета и технологий, мы совершенствуем наше образование.
ЕЛЕНА ЛОЗБИЧЕВА, учитель информатики высшей квалификационной категории МБОУ «Красноэховская СОШ» Гусь-Хрустального района Владимирской области
Комментарии