– Ну что, дочка, опять дырки? – мама держала в руках домашние тапочки, которые Лене купили всего месяц назад, и смотрела на нее с укоризной. – Балерина ты моя! Может, перестанешь все же на носочках ходить, обувь портить?..
Но Ленка только упрямо мотнула головой. Тапочки – это, конечно, не те белые красивые туфельки, которые носят танцовщицы в телевизоре, но все же лучше, чем ничего! А знала бы мама, что ее семилетняя дочка, придя из школы, первым делом не уроки садится делать, а надевает черное трико и выходит на балкон, к перилам. И начинается урок балета на глазах у изумленных прохожих, которые с улыбкой наблюдают за не очень умелыми движениями этой упорной девчонки с двумя торчащими в разные стороны хвостиками…
– Все так и было. Только очень давно, двадцать лет назад, – улыбаясь, рассказывает мне Елена Григорьевна, руководитель замечательного детского танцевального ансамбля “Алиса” школы N 61 Владивостока. Кроме того, Елена Григорьевна – завуч по внеклассной работе этой школы, к тому же бесспорно талантливый учитель русского языка и литературы. Но даже не это побудило меня рассказать о ней. Хороших педагогов много, а вот счастливых женщин – не очень…
Наверное, Елена – редкое исключение из грустного правила российской школы. Пообщавшись с ней десять минут, мне захотелось найти ответ на чисто женский вопрос – откуда что берется? Это чтобы в простой, совсем не элитной районной школе у человека, который приходит с работы в девять часов вечера, так светились глаза?..
Впрочем, мы начали с тапочек.
– Почему же вас не отдали в балетное училище? – пытаюсь я разобраться в деталях и слепить из них некий важный жизненный секрет, наверняка известный этой словно танцующей со своей судьбой женщине.
– Да какое там училище, мои родители об этом просто подумать не могли, – рассказывает она. – Мама работала прессовщицей на заводе, отец бульдозеристом на стройке. О театре, музыке, танцах в семье разговора никогда не было. Да я в театр-то в первый раз попала, когда уже в школе училась. Нас тогда повели всем классом.
Когда-то, давным-давно, в ее первый “А” пришла незнакомая учительница и сказала, что ей нужны четыре человека – две девочки и два мальчика, чтобы разучивать танцы на районный смотр школьной самодеятельности. Лена не поверила, когда услышала в числе этих двух отобранных девочек свою фамилию. Наверное, этот незначительный эпизод и стал той начальной вехой, от которой можно отмеривать этапы ее большого школьного танцевального пути.
Впрочем, долгое время совсем не танцы определяли ее биографию. Все десять лет учебы в школе Елена была классическим образцом идеальной советской ученицы. Про таких говорили – активистка, комсомолка и просто красивая девушка! В отношении Лены все было чистой правдой.
Да о чем там говорить, даже свою первую любовь Лена “использовала” в педагогических целях! Это был классический вариант. Она – почти круглая отличница, и он, появившийся в восьмом классе новенький. Безнадежный двоечник, но с такой потрясающей фигурой и такими отчаянно синими глазами, что сердце Ленкиной художественной натуры выдержать, конечно же, не могло! Чудный роман проистекал на глазах у изумленной школьной общественности.
Каждый день они вместе возвращались из школы. Он нес ее портфель и был согласен на все. Даже на дополнительный урок математики! Чем, вы думаете, занимались юные Ромео и Джульетта в 15 лет, когда родители были на работе?
– У нас дома стены были просто покрашены, и на одной из них я у себя в комнате сделала настоящую классную доску, – улыбаясь, рассказывает моя героиня. – Так вот, мы приходили, я кормила любимого мальчика обедом, а потом начинала по два-три часа заниматься с ним алгеброй и геометрией. Чертила, объясняла, как решать примеры, даже завела специальную тетрадь учета посещаемости и успеваемости в школе! Словом, чувствовала себя настоящей учительницей. Нравилось мне это безумно! А вот моему ученику, наверное, все же не очень. Поэтому, когда в девятом классе он ушел в техникум, наши пути постепенно разошлись. Но я к тому времени уже серьезно занималась танцами, ходила в студию, готовилась к поступлению в университет… Но это уже совсем другая история.
Ищите женщину!
После занятий в университете Лена по привычке частенько забегала в родную школу. А на третьем курсе ей предложили там работу, лаборантом в кабинете физики и на полставки вожатой…
– И вот тогда я впервые подумала: а почему бы не научить детей хотя бы тому элементарному, что я умею в танцах сама?- продолжает свою повесть Елена. – Сначала хотя бы отличать рок-н-ролл от блюза, а дальше как получится! Поэтому однажды, а было это в январе 1988 года, я пришла в один из третьих классов и сказала: “Кто хочет учиться танцам, останьтесь после уроков!” С этого все и началось.
Конечно, первым танцем был вальс! Хотя сейчас, с высоты уже профессионального хореографа, Елена Григорьевна знает, что тогда она допустила ошибку. Потому что начинать занятия танцами с вальса – все равно что при обучении плаванию бросать человека в воду сразу на глубину. Однако маленькие танцовщицы Елены выплыли! Более того, уже после полугода занятий достойно продемонстрировали свои успехи на университетском фестивале “Студенческая весна”, где она выступала за команду филфака.
А в 1990-м было распределение, и Елене Кузиной грозила дальняя дорога в северный район Приморья. Но Алла Приставкина, зав. кафедрой русского языка факультета, буквально взмолилась перед комиссией: “Ну как же можно забирать ее из родной школы? У нее ведь такие дети!”
Так и оказалась ученица школы N 61 вновь в родных стенах, только уже в полноправной роли учительницы. Вела русский, литературу, а после уроков все так же прибегала с проигрывателем в актовый зал и разучивала со своими учениками танцы, которые уже ставила сама. Заметим, что до 1993 года все это удовольствие было исключительно на общественных началах, только потом начали немного доплачивать. До повышения в декабре выходило 700 рублей, сейчас уже 1300! Это за вечернюю работу в понедельник и четверг с шести до девяти вечера, а в субботу – с десяти утра до четырех дня…
– А как на такие занятия жены смотрит муж? Еще из дома не выгнал? – задаю очень резонный в этой ситуации вопрос.
– Ох, сколько об этом слов было сказано, не передать! – улыбается Елена. Видимо, эта тема в доме обсуждается достаточно часто. – Когда я за своего Ивана замуж выходила, он, бедный, и не подозревал, во что это для него выльется! Поначалу пробовал ругаться, грозился прийти к директору, перевести меня в другую школу. Я просила, плакала, в общем, было всякое, но до развода, к счастью, не дошло. Даже мысли об этом не было! Потому что для нас обоих семья все же главное.
– А есть ли что-нибудь в этой жизни, ради чего ты была бы способна бросить танцы, работу, школу вообще?
– Конечно, есть, – ни минуты не думая, ответила она. – Это моя семья. Если будут такие обстоятельства дома, которые действительно вынудят меня сделать это, раздумывать не буду. Дай Бог, чтобы подобного никогда не случилось…
Елена плюс “Алиса”
А потом я задала Елене Григорьевне вопрос, на который она отвечала, наверное, уже раз сто. Почему ее танцевальный коллектив называется “Алиса”? Потому что она Льюиса Кэрролла начиталась?..
– Вы угадали, но только наполовину! – рассмеялась Елена. – Помните, у нас была инвестиционная компания “Алиса”, еще по телевидению рекламу с большой собакой показывали? Это было как раз в то время, когда наш коллектив только-только начинал выходить с концертами “в свет” и нам позарез нужны были деньги на костюмы. И вот как-то сидим мы с девочками, обсуждаем, где взять очередную тысячу рублей на бисер и ленты, и тут спонтанно поступает предложение: “А давайте напишем этой московской крутой “Алисе”, скажем, что у нас такое же название. Может быть, “Алиса” большая поможет “Алисе” маленькой?” Короче говоря, письмо написали, денег, естественно, не получили, а название осталось!..
Ох, эти деньги на костюмы и поездки. Вечно больной вопрос, где их взять. Платные концерты, с которыми иногда просят выступить “Алису” на праздниках, положения не спасают ни в коей мере. Тогда Елене Григорьевне, в глубокой тайне от мужа, приходится заглядывать в свой кошелек.
Однажды она из самой Москвы привезла роскошные сапожки Снегурочки, купленные в специальном “танцевальном” магазине столицы. За те “бешеные” по тем временам деньги, которые недрогнувшей рукой выложила Елена, можно было запросто купить пару наимоднейших сапог себе, любимой!
– Что вы, разве это можно сравнивать! – машет руками моя собеседница. – Может, я ненормальная женщина, но мне гораздо большее удовольствие доставляет покупать что-нибудь для моей “Алисы”, чем вещи или косметику себе.
В 1998 году танцевальному коллективу “Алиса” присвоили звание “образцовый”. Впрочем, грамот и дипломов у этого школьного ансамбля не счесть! К примеру, в прошлом году они стали победителями краевого телевизионного конкурса “Звезда Приморья”, дипломантами краевого конкурса балетмейстерских работ. И даже ухитрились получить международное признание, правда, пока только в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Свои концерты “Алиса” возила в Китай, а в прошлом году добралась и до Японии. Именно им, юным танцорам из обычной владивостокской школы N61, доверили представлять Россию на Международной экологической встрече детей стран Японского моря…
Впрочем, разве можно назвать совсем уж обычной школу, в которой есть такие учителя, как Елена Кузина?..
Лада ГЛЫБИНА
Владивосток
Комментарии