search
main
0

Елена ХАЛИПОВА: Всякое знание нуждается в практике

Елена Халипова – декан Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультета МГУ им. М.В.Ломоносова), доктор социологических наук, доктор юридических наук, профессор. Ее выпускники становятся менеджерами в культуре и спорте, музейном и галерейном деле, продюсерами. Благодаря в том числе и их труду в России выходят и будут выходить новые фильмы, пресс-показы, организуются выставки, театральные постановки, концерты, фестивали, проводятся спортивные соревнования. Факультету всего 11 лет, но его важность для современного российского образования очевидна.

 

– Елена Вячеславовна, вашему факультету, Высшей школе культурной политики и управления в гуманитарной сфере, в этом году исполнилось 11 лет. Как он появился, как развивается, удалось ли достичь поставленных целей?

– Наш факультет молодой, существует с 2011 года, и по сравнению с Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова, который готовится отметить 270‑летие в 2025 году, мы еще очень юные. В последние годы многие новые факультеты стали называться высшими школами, в том числе и наш. Цель факультета – подготовка специалистов в гуманитарной сфере, но если сказать точнее, то мы готовим управленцев для сферы культуры и спорта – людей с хорошим фундаментальным университетским образованием и при этом знающих современные практики, использующих инновационный подход к управлению.

Перед нами стояла задача создать особенный факультет, для преподавания на котором будут привлечены лучшие силы. Эта цель достигнута: у нас преподают лучшие эксперты, лидеры отрасли, как в сфере культуры, так и спорта.

Мы готовим продюсеров по специальности «продюсерство» по двум специализациям. Например, выпускники с дипломом по специализации «продюсер исполнительных искусств» становятся театральными и концертными продюсерами. В этом учебном году, осенью, была утверждена вторая специализация – «продюсер кино и телевидения». Научный руководитель факультета – заведующий кафедрой государственного управления в сфере культуры и спорта Михаил Ефимович Швыдкой, специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству, профессор, доктор искусствоведения. Михаил Ефимович – знаковая фигура в российской культуре, человек энциклопедических знаний. Мы рады, что он заведует нашей кафедрой, на постоянной основе читает лекции по культурной политике и международному сотрудничеству, истории театра. Он находит возможность на общественных началах быть научным руководителем факультета, поддерживать его, помогать в выработке стратегии развития.

– На вашем факультете есть множество интересных программ: «Менеджмент в культуре», «Музейный и галерейный менеджмент», «Менеджмент в спорте»… Два года назад у вас открылась программа «Менеджмент политических и социокультурных проектов». В чем ее особенность?

– В рамках этой программы большой упор делается на социокультурное проектирование и вопросы, связанные с региональным развитием. Сейчас тема развития регионов звучит все чаще и чаще, это очень важное направление во внутренней политике России. Наша программа посвящена, в частности, и решению таких вопросов, как определение стратегии развития того или иного региона, брендинг и маркетинг территории.

– Много ли студентов решают посвятить жизнь развитию родных регионов?

– У нас достаточно камерный факультет – до 400 человек. По-другому и быть не может, ведь подготовка специалистов такого рода – работа штучная. У нас индивидуальный подход к развитию студента: мы выстраиваем траекторию его развития, учитывая помимо прочего глобальные события мирового масштаба. К нам на учебу приезжают студенты со всей страны. Мы очень надеемся, что после получения дипломов они внесут вклад в развитие родных регионов.

– Как факультет пережил пандемию?

– Пандемия внесла определенные корректировки во многие сферы общественной жизни, в том числе и в образование. Речь идет о дистанционном формате обучения. Традиционно мы, педагоги и администрация, знаем каждого студента не только в лицо, но и его творческие, а также профессиональные интересы. Во время пандемии мы часто знакомились со студентами заочно, вместо лиц на мониторе видели только темные окна. Эти трудности были у всех, и мы будем их преодолевать как при организации учебного процесса, так и во внеучебной работе на факультете, которая у нас очень активная.

– Давайте поподробнее поговорим про учебную и внеучебную деятельность. Начнем с учебы. В чем ее специфика?

– Прежде всего хочу сказать, что Московский государственный университет – это лучший российский университет, один из лучших университетов мира, который дает фундаментальное академическое образование. Это было очень важно всегда, но особенно в наше время. У нас есть много возможностей, так, например, мы учим на продюсеров по собственному стандарту, опираясь на стандарт, утвержденный на федеральном уровне по специальности «продюсерство». В отличие от федерального наш стандарт предполагает не пятилетнее, а шестилетнее образование. Это удлиняет срок обучения, но зато нашему студенту, который впоследствии будет трудиться в сфере культуры, создаются дополнительные возможности для его профессиональной подготовки.

– Погружение ваших студентов в мир культуры – одна из главных задач факультета?

– Да, мы считаем, что без культуры студенту сложно достичь уровня, необходимого для реализации себя в данной сфере. Хочется отметить, что наш стандарт и учебный план насыщены предметами по истории культуры даже в большей степени, чем в других российских творческих вузах, готовящих студентов по специальности «продюсерство».

– Что дают такие обширные фундаментальные знания?

– Понимание специфики и особенностей, знание исторических и культурных процессов, происходящих как в нашей стране, так и в странах, с которыми активно сотрудничает Россия, в частности в странах Востока. Отмечу, что во время приезда на Международный театральный фестиваль имени А.П.Чехова в Москву нескольких театров из Китая, в том числе и замечательной Пекинской оперы, наши студенты проходили практику на этом мероприятии, работали в качестве волонтеров-стажеров. Мы получили благодарность и положительные отзывы от руководителей Чеховского фестиваля в том числе и потому, что наши студенты, зная особенности тех стран, откуда прибыли гости фестиваля, их историю, традиции, литературу, кинематограф и театр, смогли наладить межкультурную коммуникацию и помочь в проведении одного из лучших театральных фестивалей страны.

Наши студенты изучают множество экономических дисциплин, ведь любому управленцу в сферах культуры и спорта необходимо понимание, что такое современная экономика. Руководитель должен хорошо разбираться в финансовых вопросах и реалиях современной экономики. У нас очень сильные блоки управленческих и правовых дисциплин.

– Часто ли студенты используют такие знания на практике?

– Концепция образования на факультете включает в себя один из важнейших тезисов – практико-ориентированное образование, которое заключается не только в том, что практику проходят все студенты начиная с первого курса, но и в том, что в университете на протяжении всего обучения проводятся практические курсы. Когда есть возможность, мы подключаем ребят к различным проектам и организации мероприятий. Например, когда проходят различные чемпионаты, наши студенты принимают в них участие в качестве волонтеров-стажеров. Также мы отправляли студентов на двухнедельную практику в Пушкинский музей, где они приняли участие в организации выставок и в реальности примерили на себя роли организаторов, продюсеров. Таких примеров много. И эти стажировки засчитываются как практический курс с последующей защитой и зачетом.

– Студенты сами находят места для практики?

– Нет, поиском мест для практики и договоренностями с учреждениями культуры и спортивными организациями мы занимаемся сами. Это очень трудоемкий процесс, но за время существования факультета нам удалось создать систему, благодаря которой наши студенты могут пройти практику в более чем пятидесяти театрах Москвы, на более чем десяти телевизионных каналах, в двадцати музеях и галереях, на спортивных аренах, в клубах и федерациях. Мы стараемся каждую крупицу переданного студентам знания подкрепить практическими мероприятиями.

– Встречаются ли студенты с известными профессионалами, мастерами своего дела?

– Да, мы уделяем большое внимание такому формату. Как раз сейчас, в июне, наш факультет в рамках практики для студентов организует ряд лекций, встреч и мастер-классов в рамках факультетского проекта «Задай вопрос лидеру культуры и спорта», в ходе которых студенты могут вживую пообщаться с выдающимися деятелями культуры и спорта, успешными топ-менеджерами и талантливыми руководителями. В частности, уже выступили и будут выступать Михаил Аркадьевич Брызгалов, генеральный директор Российского национального музея музыки, Сергей Николаевич Жданкин, заместитель генерального директора по операционным вопросам АО ФК «Динамо-Москва», Алексей Константинович Левыкин, директор Государственного исторического музея, Сергей Данилян, руководитель продюсерского отдела Большого театра, автор сценариев, продюсер кинокомпании «Марс Медиа» Татьяна Ярмак, российский боксер, чемпион Олимпийских игр 2020 года Альберт Батыргазиев, генеральный продюсер кинокомпании «Марс Медиа» Рубен Дишдишян, журналист и телеведущий Иван Кудрявцев, директор Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В.Щусева Елизавета Лихачева, издатель, главный редактор театрального издательства «Навона» Елена Эрикссен и многие другие.

– Что для вашего факультета значит отказ от Болонской системы?

– Очевидно, что это изменение коснется не только нашего факультета, а всей российской системы образования. Это вопрос очень сложный и глубокий. Помимо некоторых преимуществ, в числе которых было признание диплома за рубежом, Болонская система обладает и спорными сторонами. Например, в ее рамках бакалавры-негуманитарии могут получить в магистратуре высшее гуманитарное образование, отучившись два года, а этого времени зачастую недостаточно, для того чтобы подготовить управленца в культуре, в музейном или галерейном деле. В то же время бакалавру-гуманитарию трудно за два года стать магистром в математике. И это логично.

Очень важно не просто отказаться от Болонской системы, но и создать собственную национальную систему высшего образования, о чем недавно сказал министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Николаевич Фальков. Очень правильной является точка зрения ректора МГУ имени М.В.Ломоносова академика Виктора Антоновича Садовничего о том, что после выхода из Болонской системы бакалавриат в России можно сохранить для ряда направлений и иностранных студентов.

У нас на факультете студенты получают комплексное образование, многие дисциплины преподаются как спортивным менеджерам, так и продюсерам, менеджерам в культуре, поэтому всем выпускникам мы даем лучшее фундаментальное современное образование в стенах Московского университета.

– Университет и школа – это два особых мира. Удается ли вам как-то сотрудничать со школами или каждый мир существует сам по себе?

– Мы придумываем разные проекты и стараемся к ним подключать учащихся школ. Так, мы приняли участие в конкурсе «Знаешь? Научи», в рамках которого была номинация, связанная с культурой. Победителей в этой номинации отбирало жюри, членами которого выступили представители нашего факультета. В числе участников многие из регионов, что важно. Мы будем развивать это направление, в том числе и в онлайн-сфере, чтобы активнее взаимодействовать. Учеба начинается не с первого класса школы или первого курса университета и не заканчивается с получением диплома. Учиться мы начинаем с первого вздоха, когда рождаемся, а заканчиваем ли когда-нибудь? Это тема для новой беседы.

Александр РЯЗАНЦЕВ

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте