30 марта в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой состоится концертная программа Елены Фроловой, в которой прозвучат песни на стихи поэтов XX века и авторские композиции, а 21 апреля – ее сольный концерт в клубе «Гнездо глухаря». Наша сегодняшняя героиня – певица и композитор, поэт, автор и исполнитель песен на стихи таких поэтов, как Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Арсений Тарковский, Иосиф Бродский, Леонид Губанов, Борис Пастернак, Сергей Есенин, Федерико Гарсиа Лорка, а также множества современных поэтов и на свои собственные. Елена исполняет романсы, русские народные песни, духовный стих, шедевры мировой и отечественной песенной классики. За более чем 30 лет творческой деятельности ею сочинено около 800 музыкальных композиций, из которых многие впервые узнают о перечисленных поэтах. В ее репертуаре более 1400 песен. В преддверии концертов Елена рассказала «УГ» о творческих планах, явлении авторской песни и готовящейся новой книге.
– Елена, сильно ли изменил вашу жизнь 2020 год? Что из проектов удалось осуществить, а на какие повлияла вирусная ситуация в мире и связанные с ней ограничения?
– Сильно. И даже не потому что в моих планах что-то нарушилось, а потому что все вокруг изменилось так вот – в одночасье. Как в Германии, когда разрушили стену – границу между двух миров – ФРГ и ГДР: люди заснули в двух странах, а проснулись в одной и долго не понимали, что с этим делать. Так вот и у нас случилось: будто нас усыпили (на полгодика), и потом по факту мы обнаружили, что проснулись уже в другом мире. Депортация такая – целым миром. Это такое метафизическое ощущение. Помните, как в фильмах, где про звездные полеты? Чтобы люди благополучно перебрались в иные галактики и притом не постарели и не умерли от перегрузок, их усыпляют на время перелета.
Ну понятно, что дома, улицы, люди чисто внешне не изменились… Вроде бы… вот тут и возникает момент перемены, внутреннего коллапса. Во всяком случае для меня. Но так как и в прошлом, так сказать, мире, да и вообще в этом мире, я всегда существовала как-то почти нелегально, то и теперь особенного удивления нет. Хотя так никто и не может объяснить, что на самом деле с нами происходит, что это за вирус и для чего (ибо вряд ли «от» чего) эта вакцина. Можно сказать, мы попали в какой-то фантастический сериал, который оказался нашей жизнью. Ощущение реальности сильно переменилось, если не сказать переместилось.
Ну а ограничения… они в принципе всегда полезны… если, конечно, настроен что-то главное понять в этой жизни. Трудно бывает. Но именно сейчас, как никогда, есть ощущение, что Бог рядом.
– Ваш первый сборник стихов «Песня для Эвридики» увидел свет в 2007 году. Сейчас вы собираете новую книгу. Как возникла ее идея?
– Да. Было такое дело. Ее собрали и выпустили мои друзья. Самые близкие и самые давние – Алексей и Марина Захаренковы. Собственно, это был сборник моих текстов для песен. Ну и рисунки… Я им очень благодарна за такой удивительный подарок.
Сейчас… да и не сейчас, а лет 7 или даже 10 уже, как я хочу выпустить книгу, где под одной обложкой-крышей соберутся статьи и разрозненные по времени впечатления и размышления, настигавшие на путях-дорогах, которые вели меня много лет, да почти всю жизнь. Хотелось собрать ее как такое благодарственное письмо всем тем и всему тому, что меня вдохновляло, поддерживало и вело все эти годы. Конечно, невозможно туда запихнуть все, ибо даже у книги есть свои формат и эстетика, но… хотелось бы, чтобы это было. А как это сделать – вот этим я сейчас и пытаюсь заниматься. Надеюсь, что звезды сойдутся и с Божьей помощью все сложится, книга увидит свет.
– В недавних ваших альбомах «Воздух» и «Колыбельная для рыб» звучат песни на стихи Марии Тепляковой и Марии Маховой. Чем для вас близко их творчество?
– Хотя имя у них одно на двоих – Мария, люди эти совершенно разные, и поэтические миры тоже. Очень разные. С Машей Тепляковой мы знакомы относительно недавно (и познакомил нас город Суздаль). Хотя обе, как ни странно, мы выросли на берегу одного моря – Балтийского. Маша – со стороны Калининграда, я со стороны Риги. И, может быть, это общее море, которое нам обеим независимо друг от друга увиделось с холмов суздальских, и помогло одной душе разглядеть другую в общей сутолоке и суете, которая так или иначе присутствует в любом туристическом пространстве. На самом деле, что именно происходит, когда люди на этой земле встречаются душами, а не просто взглядом и сердцем, так и остается тайной. Но я очень рада, что эта встреча произошла. Ибо нам вдвоем удалось создать нечто совершенно отдельное и удивительное – некое пространство, куда в этом году мы пригласили любимых талантливых поэтов и музыкантов. Мы вместе придумали такой небольшой поэтический фестиваль звучащей поэзии «На Просвет». Он, конечно, вырос из другого фестиваля, который вот уже несколько лет я с друзьями устраиваю там же, в Суздале, «Гусли Мира», но это летний фестиваль. А «На Просвет» мы осознанно придумали сделать зимой, потому что зима – это особое время в России. Когда хочется собраться где-то вместе (около теплого очага) и согревать друг друга стихами, песнями… Это очень камерный фестиваль, где звучат та поэзия и та музыка, которые в огромном шумовом потоке шоу-бизнеса и современной развлекательной индустрии не слышны и даже не нужны (вроде как не нужны). И то, что этот фестиваль состоялся, да еще в такое непростое время, наглядно говорит о том, что существует некое особое поле, которое появляется только тогда, когда происходит Встреча. Все это говорит о том, что культурный центр как пространство появляется там, где собираются люди, по-настоящему любящие поэзию, музыку и саму жизнь.
С Марией Маховой мы знакомы очень давно. Мы часто встречались на фестивалях авторской песни. И даже выступали в общих концертах. Я, конечно, слышала и знаю Машины песни. Но как поэта я открыла ее для себя тогда, когда появилась ее книга… И не первая ее книга, а та, которую помогал собирать наш общий друг – прекрасный автор песен Сергей Труханов, а другой прекрасный автор песен, Ольга Чикина, оформила ее своими рисунками. Книга эта стала одной из моих любимых. У меня в этом смысле вообще особые отношения с книгами, они для меня такие же живые существа, как музыкальные инструменты, как для кого-то домашние животные. Даже больше. У меня много книг и много музыкальных инструментов. Но есть среди них те, которые я особенно люблю, к которым я отношусь с благоговением, но прочесть все от начала до конца или освоить – научиться играть – не получается… Зато всегда есть ощущение перспективы и того, что впереди еще много всего интересного и важного. Вот эта книга как раз и то и другое, ибо я ее люблю и часто возвращаюсь к ней, каждый раз находя что-то новое, радующее и удивляющее и почти каждый раз вынося новую песенку. Это очень счастливое общение с книгой и стихами. Я очень благодарна Маше Маховой за то, что она так же радостно и благосклонно принимает почти все мои «пропевания» своих стихов, не упрекая и не занудствуя по поводу точности и правильности интерпретации и интонационного прочтения. Такое доверие для меня очень дорого. И мне радостно, что мы продолжаем часто встречаться на всех фестивалях и программах, которые мне с друзьями удается придумать и сделать.
На самом деле эти два альбома должны были открыть целую серию таких вот моих песенных циклов на стихи современных поэтов. И есть еще два цикла – на стихи Анны Матасовой и Дмитрия Строцева, которые уже записаны… Но в связи с этим «новым временем» я пока не понимаю, в каком формате их выпускать, отпускать в мир. Формат диска меня вполне устраивал, ибо это что-то близкое к книге, которую можно подержать в руках, перелистать, в которую можно погрузиться и вместе с песнями, и без них.… Так что я пока и не знаю, куда и как дальше двигаться. Просто стою и смотрю на жизнь. На снегопад, на небо, на солнце… А потом на маленькие зеленые листики, хрупкую травушку, пробивающуюся сквозь замерзшую землю, облака… в общем, просто живу… И если бы не эта карантинная остановка, я бы еще не скоро все это увидела и разглядела. Так что в каком-то смысле я очень благодарна этому времени и состоянию.
– Кого еще из современных литераторов, если взять, условно говоря, последнюю четверть XX века и наше время, вы читаете и цените?
– Ну самое близкое – Евгений Водолазкин, «Лавр». Книга, которую, похоже, я долго ждала. И она, видимо, ждала того момента, когда нужно ко мне подойти. Я сейчас боюсь сорваться в какую-то помпезность, поэтому ограничусь просто названием. Еще с огромным интересом прочитала книги Захара Прилепина, которые он посвятил нескольким поэтам XX века: Мариенгофу, Луговскому, Корнилову и Есенину. Потрясающе написаны. Такие живые люди, с которыми ты будто общаешься и вместе с тем видишь их глазами человека не безразличного, не со стороны, но любящего. Так писала о своих современниках Марина Цветаева (она писала о тех, кого любила), и поэтому невозможно не заразиться этим прекрасным вирусом. Ибо любовь – штука заразная… Так же, впрочем, как и депрессия.
Еще очень рекомендую вам найти и почитать автобиографию Елены Камбуровой «Совсем другая песня». Ее можно найти у нас в театре. Я очень рада, что эта книга есть. Думаю, что у нее будет еще продолжение, потому что в отличие от многого, что успело разрушиться и умереть во время коронавирусной катастрофы, наш театр продолжает жить, и Елена Камбурова теперь выступает как драматическая актриса. И это счастье, что можно вот так взять и попасть на спектакли нашего театра, каждый из которых прекрасен по-своему. Я сама с огромным интересом хожу в театры на многие премьеры (теперь есть больше возможности), а в наш еще и с радостью.
А что касается книг, их очень много. Я люблю читать такую особую литературу… не художественную, как теперь говорят. О мифах, о психологии… Мои любимые книжки: «Бегущая с волками» Клариссы Пинколы Эстес, «Белая Богиня» Роберта Грейвса, книги Проппа о русских сказках, Татьяна Горичева «О священном безумии»… Паола Волкова, Михаил Гаспаров, Михаил Эпштейн… Ну, в общем, понятно. Что касается художественной литературы, то есть писателей, я все равно больше читаю поэзию. Ольга Седакова, Елена Шварц, Лариса Миллер… Это то, что всегда рядом. Сейчас стали появляться еще удивительные талантливые писатели-проповедники, которые не просто тупо-назидательные, но еще и интересные философские собеседники со временем и культурным пространством. Самый светлый и более широкий в смысле читательской аудитории, конечно, греческий священник Андрей Конанос. Светлые, ясные, добрые, мудрые книги этого грека нам просто необходимы, прописаны, как витамин С для заболевшего простудой, чтобы взглянуть на наш мир как бы чуточку со стороны, но с тем же пониманием и осознанием горечи и глубины общего человеческого заболевания, где только бескорыстно любящий взгляд старца или младенца может вернуть нам свободное дыхание и любовь к жизни.
А вот поэзия нашего отечественного поэта и священника отца Сергея Круглова как раз не несет никакой болеутоляющей функции… Но точный диагноз иногда очень важен, чтобы разобраться в том, что происходит на самом деле. Удивительной силы и глубины поэзия и одновременно комиксы о самом себе. Невероятно. Очень жалко, что сейчас его служение происходит так далеко – в Минусинске – и что ему трудно оттуда выбираться в центр страны, потому как мы его очень ждали в этом году на нашем фестивале «На Просвет». Но есть его книги, страничка в Фейсбуке. В общем, есть возможность ознакомиться с его поэзией, и это само по себе чудо.
– Расскажите немного о планах на ближайшее будущее.
– Научиться жить, любоваться миром, людьми, не осуждать так уж сильно (совсем не осуждать, конечно, не получится), не обижать, не сердиться и петь, слушать, слышать других, радоваться, любить. А еще сделать книгу, придумать поводы-фестивали для новых теплых, наполненных и творческих встреч, записать новые песни с музыкантами, гулять побольше с сыном, уделить больше внимания маме и близким людям. В общем, быть рядом с теми, с кем хочется быть рядом. А еще построить дом, вырастить сына и много деревьев. Ну как-то так вкратце.
Комментарии