Я нахожу немного затруднительным писать о моем восприятии изменений, происходящих в московском образовании, потому что связь с моей личной, непрофессиональной жизнью здесь слишком велика. И все же я считаю необходимым сделать это, так как, возможно, мое мнение сможет как-то повлиять на происходящие изменения.
Нам говорят, что мы работаем в эпоху перемен и начинать свою профессиональную деятельность в такой период достаточно сложно. Но жизнь нельзя остановить, я уже сделала выбор и получила профессию, которая мне нравится, каждый день мне приходится принимать решения, основанные на моих глубоких убеждениях и четком видении того, чему учить. Учитель – творческая профессия. Творческий подход характеризуется готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Если все согласны с этим утверждением, то какова необходимость в планировании, которое надо писать на год вперед, причем не в общих чертах, а вполне конкретно и на каждый урок, даже если с конкретным классом ты незнаком? Это же обман: тратишь сначала кучу времени, чтобы написать одно просто для того, чтобы сдать, а потом постепенно разрабатываешь новое, подгоняя общие задачи конкретной учебной программы под конкретный класс. Я думаю, если для контроля деятельности учителя и нужно сдавать планирование, то правильно было бы делать это в конце года (или триместра), тогда планирование будет точно отражать деятельность конкретного учителя в конкретном классе. С другой стороны, разве записи в журнале не отражают то, чем занимались учитель и ученики на уроке? Важнейшая задача учителя мотивация учеников, структурирование процесса обучения в привлекательном виде. Для этого я должна провести немало времени, чтобы материал был интересен той или иной группе учеников. К сожалению, эта работа по новой системе оплаты труда не стала приоритетной. Почему-то становится главным не кропотливая работа на уроке и подготовка к нему, а участие в различных конкурсах, внеклассная работа, спектакли, а также количество бумажек, подтверждающих эту деятельность. Но ведь невозможно заниматься всем подряд одинаково хорошо. Когда я ухожу с работы (а это довольно поздно вечером, потому что в расписании помимо уроков есть внеклассная работа и консультации), то работа не остается за дверями школы. Дома я до позднего вечера доделываю то, на что у меня не хватило времени в школе. График работы получается ненормированный, мне приходится отказываться в рабочие дни от занятий спортом и домашним хозяйством, а также от полноценного сна. Муж возвращается с работы поздно, поэтому у нас нет проблем на бытовой почве. Пока. Но мы хотим ребенка. И что будет тогда? График работы в школе вряд ли изменится. Многие убеждены, что учителя работают только полдня. Я тоже так думала, этот график мне казался подходящим, но за время работы в школе я поняла, что ошибалась: работа с 8.00 до 17.00 – 18.00 в школе, а также работа на дому не оставляют времени для личной жизни. А меньше работать нельзя, потому что это тут же отразится на зарплате. Я боюсь, что, когда стану мамой, мне придется делать выбор – либо работа в школе, либо мой собственный ребенок, потому что расписание одинаковое для всех и не учитывает потребности конкретных сотрудников во времени на выполнение всего, что им необходимо выполнить. Молодые специалисты – люди, которые не только начинают профессиональную деятельность, но и создают свою семью. В наше время многие молодые семьи вынуждены жить с родителями. Но для создания условий для рождения и воспитания детей молодым семьям нужна квартира. В одной комнате, где вполне комфортно могут жить муж с женой без детей, трудно вырастить даже одного ребенка, а уж двух или трех вообще нереально. Цены на квартиры в Москве очень высокие, учителя со своей зарплатой не могут рассчитывать на погашение ипотеки. Президент сказал, что не следует ждать помощи от государства, но я считаю, государство не может снимать с себя ответственность за обеспечение жильем работников бюджетной сферы, так как эти работники получают зарплату, определенную государством, не их вина, что зарплаты недостаточно, чтобы самостоятельно решить проблему с жильем. Изменения в системе образования волнуют меня не только как учителя, но и как будущего родителя. Конечно, что-то должно меняться со временем, но есть моральные ценности, которые не должны меняться. Роль учителя в современном российском обществе обесценена. Я считаю, это связано с тем, что благодаря средствам массовой информации учитель был превращен в обслуживающий персонал вроде посыльного, который должен выполнять просьбы заказчиков. Но ведь заказчик – государство, все программы составлены по стандартам государства. Я не понимаю, почему некоторые родители, а вместе с ними их дети считают правильным говорить, чему и как учителя должны их учить. Учитель стал бесправным, незащищенным от агрессии со стороны общества: дети и родители избивают учителей, бросаются на них с ножом… Новости смотреть страшно. Все это не поднимает престиж профессии в обществе. И что самое интересное, общество не встает на сторону учителей, обвиняют во всем школу и самих учителей. Никто не говорит об ответственности родителей и учеников. Но ведь родители – это те люди, на которых лежит ответственность за воспитание собственных детей. Я считаю, получать аттестат об окончании школы должны все. Мне кажется очень хорошей идея ЕГЭ для тех ребят, которые планируют поступать в вузы. Так как требования для вузов и для колледжей различны, я не считаю правильным, что один и тот же экзамен должны сдавать ученики с разным уровнем знаний и разными требованиями высших и профессиональных учебных заведений к качеству этих знаний. Во многих странах с аналогом ЕГЭ такой экзамен сдают только поступающие в вузы, а если вдруг они его не сдают, это не мешает им окончить школу и попробовать сдать этот экзамен в следующем году, а возможно, выбрать другой путь профессионального образования. Также меня волнует, что у нас за неудовлетворительные оценки учащихся ответственность несут тоже учителя. И опять ТОЛЬКО они. Но ведь учителя не волшебники. У многих известных людей в аттестатах стояли двойки по некоторым предметам, что не помешало им занять свою нишу в истории. Я не понимаю, почему, хотя мы и работаем по шкале 1-5, можно ставить только оценки от «3» до «5», изредка «2». Я считаю, что надо разрешить ставить в журналы и аттестаты двойки без всяких там объяснений и подтверждений того факта, что ученик не успевает, а ты сделал все, чтоб он смог исправиться. Это тоже оценки, которые отражают реальное положение дел. Ведь от того что ученику рисуют тройки, он умнее не становится. Такая «успеваемость» не вина учителя, обычно это следствие факторов, напрямую к учебным предметам не относящихся. А если зарплата учителя будет зависеть от успеваемости по его предмету, то «рисованием» будут заниматься все. Ведь на самом деле успеваемость конкретного класса понятие относительное, оно зависит от многих факторов, а не только от учителя. Нам говорят, что мы работаем в эпоху перемен, время покажет, к чему приведут эти перемены. Это повод учиться, узнавать что-то новое. Мы знаем, что преподавание – это в значительной степени обучение, и я учусь быть учителем с собственной философией преподавания.
Комментарии