search
main
0

Елена Быкова: творчество сопровождает мою семью всю жизнь. Беседа в День учителя

5 октября россияне отмечают один из самых замечательных праздников – День учителя. К этому событию причастны все без исключения. Ведь мы – родом из детства. У каждого из нас есть любимые учителя, которые взяв за руку, вели по лабиринтам знаний, учили считать, писать, дружить, быть умными, честными и добрыми. Об этом и могом другом в День учителя мы говорили с Еленой Быковой.

Фото: семейный архив Елены Быковой

Моя собеседница – Елена Владимировна Быкова, живет и работает в городе Удомля Тверской области. Она – педагог-организатор и музыкальный работник. В учительском сообществе не новичок – следующий год станет для нее юбилейным. Елене Быковой предстоит отметить 30-летие служения педагогике.

Каждый, кто знаком с Еленой Владимировной, отмечает, что главными чертами моей собеседницы являются доброта, готовность к самопожертвованию и потрясающая энергетика, которая передается всем, кто встречается на ее жизненном пути. Это – от родителей. Папы – Владимира Семеновича, – он учил маленькую Лену играть на музыкальных инструментах, которыми был увлечен сам. И мамы – Валентины Анатольевны – удивительной женщины, которая и сейчас, находясь на пенсии, даст фору молодым.

Елена Владимировна, у вас великолепная семья. Родители увлекались искусством и музыкой, вы посвятили ее служению всю сознательную жизнь. Ваши дети поют так, что им завидуют соловьи. Расскажите, как начинался ваш музыкальный путь.

– Это правда, в нашей семье играют и поют все. Мне посчастливилось, что мой папа играл на многих инструментах, в том числе и на баяне, который был очень популярен в 80-х и 90-х годах прошлого столетия. Когда-то я работала в отделе культуры методистом и инспектором. В эти годы я жила в Ивановской области, в городе Комсомольске – это моя малая родина, там я родилась. Наша агитбригада «Хорошее настроение» много гастролировала по району, давала концерты в городе. Тогда я уговорила папу прийти в наш коллектив. Так что репетиции шли не только на работе, но и дома. Мама, будучи участницей вокального ансамбля, играла и пела вместе с нами. Она очень активный человек, любит поэзию, участвует в вокальных конкурсах, поет в хоре «Россияночка» и вокальном ансамбле, не раз становилась победителем проектов «Леди осень», «Подиум зрелой красоты». Творчество действительно сопровождает нашу семью всю жизнь.

И вот – новый виток. Вы решили стать учителем-организатором, музыкальным работником. Как это произошло? Почему именно эта профессия стала Вашей судьбой?

– О будущей профессии я думала задолго до получения аттестата о среднем образовании. У меня были сомнения, что выбрать, по какому пути двигаться дальше. Стать учителем музыки, русского языка и литературы или артисткой – об этом в детстве мечтают девочки. В общем-то, в дальнейшем так и получилось. Окончив в 1985 году школу, я поступила в Костромской педагогический институт на факультет, где постигали мастерство будущие учителя музыки. Но окончить его мне не удалось – так сложились обстоятельства. А получила профессиональное образование по специальности режиссер, руководитель театрального коллектива. Вот тогда я и пришла в отдел культуры.

Фото: семейный архив Елены Быковой

– Как вы оказались в Удомле? Расскажите, как складывалась Ваша учительская карьера.

– В Удомлю я переехала в 1989 году. Здесь создавалась наша семья Быковых. Сначала была режиссером в молодежном центре «Импульс», потом трудилась в детском садике воспитателем, даже продавцом пробовала работать. В 1996 году пришла в школу. И вот здесь-то я поняла, что профессия педагога-организатора совмещает в себе и учителя всех предметов, и артистку. Именно здесь я почувствовала себя на своем месте. В следующем году буду праздновать юбилей педагогической деятельности – 30 лет. Моей первой постановкой в школе был спектакль «12 месяцев». Много лет являюсь руководителем кружка «Музыкальная мозаика», курирую в средней общеобразовательной школе № 2 имени Сергея Ступакова, где я работаю, конкурсы всероссийского проекта «Школа Росатома», муниципальные площадки «Моя семья», «Мы – будущее России!».

У меня много собственных разработок праздников, публикаций. Мои публикации вошли в сборник информационных и методических материалов «Методический калейдоскоп. Поиск, опыт, находки по распространению инновационного практического опыта педагогов образовательных организаций Тверской области в рамках проекта «Моя семья». Опубликованы в сборнике сценарии и конкурсы: «Моя семья – источник вдохновения», «В кругу семьи», «Мы – вместе!», вышедшем в Твери в 2018 году.

– Знаю, что, давно работая в школе, всего три года назад Вы впервые стали классным руководителем. А почему не сделали этот шаг раньше?

– Как-то не решалась. Сначала боялась, что не справлюсь, так как, на мой взгляд, не хватало опыта. А потом погрузилась полностью в творческий процесс, и стало не хватать времени. Хотя я всегда была в курсе событий школы, помогала классным руководителям готовить различные мероприятия.

В 2021 году я все-таки решилась взять классное руководство. Так получилось, что дети, когда учились в 4 классе, целый год посещали кружок «Музыкальная мозаика», которым я руководила. За это время мы успели привыкнуть друг к другу, подружиться. В конце учебного года дети, родители и первый учитель четвероклассников предложили мне взять классное руководство. Я обдумала это предложение и согласилась. Сейчас знаю, что это правильное решение. Я очень люблю свой класс, теперь мои дети – уже восьмиклассники. Возраст непростой, но вместе мы преодолеваем все трудности. Знаю: надо уметь слушать советы опытных наставников-учителей, и тогда все получится.

– Сколько выпусков у вас было за время работы в школе?

– Сколько лет работаю в школе, столько у меня было выпусков. Все торжественные события, такие как «Последний звонок» и «Выпускной», провожу с учениками. Начиная от создания сценария, вместе мы готовим различные творческие номера. Каждый выпуск интересен по-своему, каждый ученик имеет свою индивидуальность. Приходится иногда подстраиваться, угождать детям и родителям с выбором песенного и танцевального репертуара. Но если я чувствую, что это должно быть совсем иначе, стараюсь убедить их, довериться моему опыту. Пока мне всегда удавалось выполнить задуманное.

– Как складываются Ваши отношения с воспитанниками?

– В основном, отношения с учениками у меня дружеские. Небольшие разногласия бывают, но в результате бесед их удается решить. Мы всегда, в любых ситуациях, приходим к согласию и взаимопониманию.

– То есть, Вам всегда удается находить общий язык с учениками?

– Я как-то об этом не очень задумывалась. Видимо, меня окружают очень хорошие ученики. Возможно, я на них влияю положительно. Приходится иногда и пошутить, случается – и поругать.

– Был ли момент, когда хотелось все бросить и уйти из школы?

– Пожалуй, нет. С годами усталость накапливается, конечно. Очень изнуряет работа с отчетами. И все меньше времени остается на творческий процесс. А иногда хочется погрузиться с головой в создание новых проектов, спектаклей, концертов. Часто вспоминаю начало своей педагогической деятельности, сравниваю и анализирую. Для себя делаю выводы, что родители и дети меняются вместе со временем. Жаль, что частенько не в лучшую сторону.

Елена Владимировна, Валентина Анатольевна, Анастасия, Илья. Фото: семейный архив Елены Быковой

– Есть ли среди Ваших учеников последователи? Возможно, кто-то пошел по Вашей стезе?

– Я воспитала много талантливых выпускников. Сейчас они разъехались по разным городам нашей страны. Очень приятно осознавать, что есть ребята, которые связали свою жизнь с творчеством или работают учителями. Кто-то стал артистом театра, кто-то еще продолжает получать образование. Есть выпускник, который сразу после школы остался работать старшим вожатым, как он сказал, хотел быть похожим на меня. И это – бесценно. Со многими поддерживаем связь в социальных сетях.

Ярким примером являются собственные дети – Илья и Анастасия. Илья окончил музыкальный колледж им. Мусоргского в Твери по специальности «актер музыкального театра» и ГИТИС по специальности «артист эстрады». Анастасия – выпускница Тверского колледжа культуры им. Н.А. Львова по специальности «музыкальное искусство эстрады». Они получили музыкальное образование и стали профессиональными артистами. Создали свою группу «VИTAMИN B», пишут песни, выступают на сценах нашей необъятной страны. Тверь, Тверская область, Железноводск, остров Сахалин, Камчатка, Ростов-на-Дону, Урал, Калмыкия и многие другие города – это география их выступлений. Анастасия и Илья – полуфиналисты телепроекта «Новая звезда», обладатели Ордена «Молодые таланты России». В копилке их побед так много званий и регалий, что их можно перечислять часами. Илья является победителем Дельфийских игр, обладателем премии Президента РФ, лауреатом премии им. Сергея Лемешева.
Илья и Анастасия – участники телевизионных шоу «Голос» и «Ну-ка, все вместе!», проекта «СтудВесна Онлайн», финалисты телепроекта «Универвидение. Авторы», финалисты телепроекта «Спасибо за Победу!» на Первом канале и телеканале «Победа», лауреаты многих всероссийских и международных конкурсов. Настя – участница телепроекта «Битва талантов» на МУЗ ТВ, победительница вокального конкурса «Звёзды Камчии» (Болгария).

– Елена Владимировна, в День учителя принято вспоминать своих педагогов. А помните ли Вы свою первую учительницу? 

– Первую учительницу? Конечно, помню. Ее зовут Тамара Леонидовна Бехтянова. Тактичная, доброжелательная, справедливая, мудрая, красивая. Часто вспоминаю своего классного руководителя и учителя русского языка и литературы Татьяну Борисовну Голунову. Ее уроки были настоящим мини- спектаклем. Именно на нее я тогда хотела быть похожей в манерах, умении общаться с детьми и родителями. Я с благодарностью вспоминаю своих педагогов. О таких учителях говорят – «Учитель с большой буквы».

Блиц-опрос

– Назовите пять качеств, которые считаете самыми важными для учителя.

– Любовь к детям, любовь к профессии, взаимоуважение, искренность, справедливость.

– Пять самых сложных моментов в профессии педагога.

– Нехватка времени, множество отчетов, недопонимание родителей, огромная нагрузка на классных руководителей, недостаточное финансирование школ.

– Ваш любимый фильм об учителях.

– У меня их два: «Уроки французского» и «Большая перемена».

– Ваше любимое стихотворение об учителе.

– «Не смейте забывать учителей».

– Ваша любимая фраза/афоризм об учителях.

– «Успех учеников – это и есть успех учителя».

– Елена Владимировна, что Вы пожелаете своим коллегам в День учителя?

– Уважаемые коллеги-педагоги! В наш профессиональный праздник хочется выразить всем слова признательности за благородный труд, безграничное терпение и вклад в наше будущее. Желаю вам вдохновения, мудрости, выносливости, взаимоуважения и достойного материального вознаграждения! Пусть каждый день приносит радость и удовлетворение! Вы делаете мир лучше!

Сетевое издание «Учительская газета» присоединяется к поздравлению. С Днем учителя, дорогие педагоги! Мы любим вас!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте