Говорят, что задача школы – дать детям знания, которых у них нет, но которые им обязательно понадобятся в будущем. Говорят также, что задача школы – научиться находить в информационном море те знания, которые нужны для решения тех или иных задач. А еще есть мнение, что по-настоящему правильное образование – это когда ребенок сам до всего допетрил, задача же педагога – либо не мешать ему, либо создать условия, в которых все это чудным образом свершилось бы. На самом деле все эти точки зрения верны, а успех возможен только в совокупности подходов. Но вот ведь что любопытно…
Первое
Детство, южный курорт. Мы с мамой загораем на пляже. Рядом с нами семья отдыхающих с ребенком примерно моего же возраста. Быстро находим общий язык, делимся впечатлениями. Мальчик достает плоскую коробочку – это игра пятнашки. 15 пластмассовых квадратиков с цифрами и одно пустое поле. Двигая фишки, надо расположить их в порядке возрастания. Кажется, все очень просто, но… до самого последнего момента, пока не выясняется, что как раз 15‑ю фишку поставить на место не представляется возможным. Хоть убейся! Но мальчик убиваться не хочет, поэтому он просто вынимает №14 из коробочки, и со словами «а потому что больше никак не получается!» ставит ее туда, куда надо.
Я тогда не знал, кто такой Дамокл с его мечом и какое оригинальное решение неразрешимой задачи предложил Македонский. Но, кажется, сравнение очень уместно.
…Чуть позже, когда мама, поддавшись моим просьбам, купила в магазине игрушек точно такую же головоломку, я в какой-то момент вдруг понял, что ничего оттуда вынимать не нужно, любую фишку можно поставить в любое место, главное – знать алгоритм. У пятнашек он довольно простой, у кубика Рубика – гораздо сложнее, но он есть, надо просто его узнать. А сделать это можно либо подсмотрев правильный ответ, либо найдя его самому.
Второе
Общежитие. Мы с однокурсником покупаем в ближайшем ларьке интересную головоломку – пластмассовый кристалл, который состоит из шести одинаковых угловатых деталей, плотно сцепленных друг с другом. Проблема, однако, в том, что на витрине этот кристалл стоял в собранном виде как образец, а продавался в разобранном. И мы с другом ломаем голову, как же все эти шесть элементов соединить одновременно. Кажется, для этого надо как минимум три пары рук. А у нас их только две. Наконец, с помощью крепких литературных оборотов и пассатижей мы скрепляем детали кристалла. И он становится таким же красивым, как и на витрине. Ура! Друг, ликуя, подбрасывает его в воздух… и кристалл в полете рассыпается на составляющие.
Мы в шоке. Как такое вообще возможно?! С такими усилиями его сколотили, а он распался совершенно без усилий!
Снова повторяем процесс, на этот раз уже без пассатижей. И, получив еще раз стройную структуру, очень осторожно пытаемся ее разъять. Вот оно! Оказывается, распад возможен по двум направлениям – когда все шесть элементов одновременно расходятся по трем осям (абсцисса – ордината – аппликата) и когда три детали отделяются от таких же трех. Гениально! Но кто бы мог подумать, что это возможно? И главное – как до этого додумался создатель такой головоломки?
Третье
Лето, жара, подмосковная электричка. Еще не придумали вагоны, в которых были бы установлены кондиционеры, а потому пассажиры обливаются потом. Как у нас принято, окна в это время года наглухо закрыты. Откидные форточки, которые можно было бы открыть просто и без усилий, тоже еще не придумали, а те, что есть, надо толкать вверх, одновременно нажимая на две кнопки по бокам. Двое молодых людей пытаются сдвинуть одну из форточек. Безрезультатно. Пробуют раз, два, три… Тщетно!
Я стою в проходе и вижу, в чем проблема: верхняя часть форточного переплета чуть выступает вперед, а потому ударяется в раму и не позволяет окну открыться. Надо всего лишь нажать в нужную точку, чтобы кривой переплет встал на свое место, и тогда все будет ОК. Но ребята упорно продолжают дразнить Сизифа.
Говорю им, что надо сделать для достижения желаемого результата. Косо смотрят на меня, мол, вместо того чтобы советы давать, лучше бы помог. Помогаю. Форточка уходит вверх, в вагон начинает поступать свежий воздух. Странно, но молодые люди чем-то недовольны. Наверное, им просто досадно, что они с самого начала не поняли, почему дело не спорилось, а все оказалось до обидного просто.
Четвертое
Магазин товаров для дома. «Есть ли у вас муфта-переходник под трубу вот такого диаметра?» – показываю специально захваченный с собой образец трубы. «Да, конечно, вот же!» – говорит продавец, указывая на переходник точно такого же диаметра, как и моя труба. «Но ведь это же явно не то, – возражаю недоуменно. – Они друг в друга входить должны, а не встык соединяться!» «Так они и войдут», – уверенно заявляет продавец.
Я в ступоре. Неужели он и правда не видит, что два одинаковых диаметра просто физически не могут войти друг в друга? Но, похоже, не видит. Показываю наглядно. «Да, странно, не подходят… – удивляется продавец. – Значит, нужен другой диаметр».
В социальных сетях есть такой интернет-мем – «Капитан Очевидность». Или просто Кэп. Обычно о нем вспоминают, когда какой-нибудь человек вещает прописные истины, которые ему самому кажутся откровением, а для окружающих представляются чем-то невероятно банальным.
Но неужели он, работая в таком отделе магазина, не научился с первого взгляда определять, что к чему подходит?
Пятое
У нас дома новая кофемашина, только что купили. Изделие очень современное, интеллектуальное, навороченное. Но, увы, не включается. Кажется, все очень просто, благо что машина напичкана электроникой до безобразия, и на ЖК-экране пошагово высвечиваются все подсказки, что следует сделать, чтобы получить желаемый результат.
Беда, однако, что как раз с самого начала все почему-то идет не так, как хочется. В полном соответствии с другим интернет-мемом – «Ожидание и Реальность». Так вот, аппарат пишет тревожным красным, что надо «установить варочную группу». Я, признаюсь, очень не люблю читать инструкции, полагаясь на интуицию. Но тут приходится. И зря, потому что нигде, ни на одном из 12 языков, не написано, как же эту варочную группу установить.
Лезу в Сеть, нахожу все, что касается данной марки кофемашины. В видеоролике бородатый мастер подробно рассказывает, где этот варочный блок находится, как его извлечь и как поставить на место. Пробую. Не получается. Блок не встает. Пробую второй, пятый, десятый раз, увы, защелка упорно отказывается фиксировать его на своем месте. И нигде ни слова о том, почему такое вообще происходит! Хоть плачь.
В очередной раз тщательно рассматриваю внутренности… И мне начинает казаться, что вот та короткая трубочка на корпусе машины почему-то расположена под углом, хотя по логике должна стоять перпендикулярно варочному блоку. Осторожно пытаюсь ее выровнять, отогнуть… и она аккуратно входит в отверстие злосчастного блока. Щелкает фиксатор, машина сигнализирует, что этот уровень квеста пройден. Ура! А ведь проблема на самом деле заключалась в том, что кто-то, собиравший машину до меня, что-то сделал неправильно, и мне пришлось исправлять его оплошность.
Шестое
Я тупо смотрю в распределительную коробку. Что за черт, перепробовал, наверное, пятнадцать разных вариантов соединения проводов, а результат, увы, печальный – выбивает пробки. Значит, где-то коротит, значит, все неправильно. А ведь надо же еще и умудриться сделать так, чтобы розетки были запитаны все время, а лампы – только когда нажмешь на выключатель.
«Да ты соображаешь, что натворил-то? – ехидничает сосед, которого я все-таки пригласил для консультации. – Смотри, вот это надо сюда, вот это – туда, а тут вообще ничего не нужно! Тоже мне ботаник…»
Обидно. Да, я ботаник. И электрика для меня все равно что высшая математика. Признаюсь, погорячился, когда возомнил, будто сумею сам сделать разводку (делов-то!). Надо было пригласить мастера. Но… Теперь, когда сосед показал мне, как правильно, я уж точно знаю, как все выглядит «по науке», и в следующий раз не ошибусь.
В теории-то мы все сильны. Или почти все. Но только практика подтверждает, чего вообще стоят твои знания. Хорошо, если тебя при этом не дернет током. Но если и дернет – тоже урок…
«Не получается!»
…Подобных примеров я могу вспомнить сотни. По большому счету все они сводятся к одному: есть задача, которую надо решить, есть ее решение, и есть ощущение ступора, которое появляется, когда ты понимаешь, что готовый рецепт почему-то не подходит. А когда ты все-таки понимаешь, в чем загвоздка, удивляешься, как же раньше до этого не дошел. Все же ясно как божий день!
Любой математик, физик или химик сразу же скажет, что вот как раз на их уроках дети и тренируют мозги, оттачивая умение находить решение тех или иных задач. И если ученик самостоятельно додумался, как же решить тот или иной пример, вывести формулу, уравнять реакцию, сократить неравенство, это его личная маленькая (или большая, в зависимости от затраченных усилий) победа. Ясно, что тому, кто все это решил и знает правильный ответ, подобные виктории могут показаться смешными, но ведь и сами они когда-то были в аналогичной ситуации, просто теперь все это позади, а значит, представляется легким и простым. «Я не понимаю, что тут сложного-то! Проще пареной репы!» – сокрушается взрослый, поражаясь детскому тугомыслию. Но это ему с позиций его возраста и опыта все кажется просто и легко. И он забыл, каким сам был тугодумом…
А разве задача школы не приучать детей к тому, что неразрешимых проблем нет, надо просто уметь искать разные способы их решения?
Зри в корень
В школе учителя географии, истории, биологии и так далее детям дают основы тех или иных наук. А что составляет основу любой науки? Поиск закономерностей, с помощью которых можно строить прогнозы и предсказывать, «что будет, если…». Подобная формулировка кому-то покажется оскорбительно примитивной, однако согласитесь, любые знания лишены смысла, если они не помогают человеку связать одно явление с другим и понять, почему при таком-то стечении фактов и при таких-то условиях следует ожидать такого-то эффекта и результата.
Мир вокруг нас сплошь состоит из закономерностей. А поведение наше основано либо на их знании, либо на их поиске. Переходишь улицу – посмотри сначала налево, потом направо. А если оказался в новой ситуации, мотай на ус, чтобы в следующий раз при повторении того же самого не допустить тех же ошибок.
И теперь, если взглянуть на образовательный процесс под этим самым углом, резонно задать все тот же вопрос: готовит ли наша школа к жизни или она всего лишь намекает, что жизнь – сложная штука, поэтому каждый в ней должен разбираться сам? А главное – что ей мешает это делать?..
Комментарии