Первая трамвайная линия в Москве соединяла Бутырскую заставу с Петровским парком. Разумеется, со всеми остановками. 6 апреля 1899 года состоялось ее торжественное открытие.
Трамвай на электрической тяге развивал неслыханную по тем временам скорость – 27 км/час, и не оставлял шансов на существование медлительным конкам. А между тем, гужевой общественный транспорт добросовестно выполнял свою благородную миссию, перевозя одновременно до десяти горожан.
Любопытные факты. Из трех вариантов этимологии слова «трамвай» лингвисты отдают предпочтение его английскому происхождению: буквальный перевод – «вагонный путь». Это название вагонеток, двигающихся по рельсам в рудниках.
Конки начали колесить по Москве в 1872 году. За время своего существования они обслужили около восьми миллионов пассажиров, тогда как в столице насчитывалось не более 350 жителей. За медлительность (8 км в час) над конным трамваем незлобиво подшучивали горожане: «Конка, конка, догони цыпленка!», однако охотно пользовались его услугами.
Любопытные факты. В начале прошлого столетия трамваи исполняли роль почтальонов. На маршрутах, проходивших неподалеку от московского главпочтамта, к вагонам крепили специальные почтовые ящики. В них можно было опустить письмо, которое доставлялось на почту. Так как идея не стала популярной, ящик с трамваев-почтальонов сняли.
Город рос и развивался. Увеличивался темп жизни, требовались другие средства передвижения, более скоростные и удобные. Открытие первого маршрута трамвая на электрической тяге состоялось 25 марта (6 апреля) 1899 года в «Электрическом» парке. В машинном здании, празднично оформленном, состоялся молебен и водоосвящение трамвайного вагона.
После церемонии почетные лица и другие званые гости заняли места в первом трамвае. Ему выпала честь открыть движение по новому рельсовому пути от Бутырской заставы, через Нижнюю и Верхнюю Масловку – до Петровского парка.
Чуть позже следом потянулась вереница из четырех вагонов, в которых расположился прочий любопытствующий люд. Москвичи с восторгом глазели в трамвайные окна, за которыми, как в калейдоскопе, сменяли друг друга знакомые городские пейзажи.
Любопытные факты. Первым городом в России, где появился электрический трамвай, был Киев. Произошло это в 1892 году. Только через девять лет этот вид общественного транспорта прижился в Москве, которая стала шестым городом Российской Империи, где открыли трамвайное движение. Столицу обогнали Нижний Новгород, Курск и Орел – там трамваи на электрической тяге появились в 1896, 1898 и 1898 годах – соответственно.
Событие вызвало фурор в столичном обществе. В «Московских ведомостях» заметки об электрических трамваях публиковались на первых полосах в течение нескольких дней. Оттуда узнаем, что вдоль всего пути «на протяжении 2,2 версты, стоял народ, с любопытством смотревший на движение электрического трамвая». Особо подчеркивались достоинства нового вида транспорта: плавный ход, скорость, бесшумность и возможность мгновенной остановки вагона – одним поворотом рычага.
Любопытные факты. Герои комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» ехали в трамвае №5 по маршруту «Вокзал – Заречье». В действительности его не было, маршрут придумали создатели фильма, а съемки проходили в трамвае, который числился в Бауманском депо.
Трамваи следовали строго по расписанию – каждые 14 минут, в течение всего дня – с 8:00 до 20:00 часов. Цена проезда – 5 копеек. Нехватка мелочи у кондукторов, что случалось довольно часто, открывала особо ушлым пассажирам лазейку для бесплатного проезда.
Героем одной такой забавной истории стал старичок, который умудрялся в течение долгого времени ездить в трамваях без билета. Нет, он не отказывался платить за проезд, но всякий раз доставал из кармана потертую сторублевую купюру. При этом был предупредительно вежливым и даже как-то искренне сопереживал кондуктору по поводу отсутствия у того достаточного количества мелочи.
Кондуктор, как правило, начинал возмущаться и стыдить пассажира. Впрочем, до серьезных конфликтов не доходило – старичок покорно покидал вагон на ближайшей остановке. А потом проделывал нечто подобное в следующем трамвае. Так хитрец «легальным зайчиком» доезжал до пункта своего назначения.
Любопытные факты. Писателю Константину Паустовскому довелось поработать вагоновожатым трамвая. Однако после «ДТП» с остановившимся на рельсах молоковозом, его перевели в кондукторы. Об этом написал в своих «Воспоминаниях». Писатель, в частности, подметил характерную деталь: руки у кондуктора постоянно были зелеными от бесчисленных медяков.
Десятилетиями, до конца 50-х годов прошлого века, трамвайные двери открывали и закрывали вручную. Этим частенько злоупотребляли своенравные пассажиры – выходили прямо на ходу, где и когда им вздумается. Самым шустрым гражданам удавалось запрыгнуть в движущийся вагон.
А еще излюбленной забавой москвичей стало катание на трамвайных подножках. Они были широкими и прочными, предназначались для обслуживающего персонала во время ремонта или уборки вагонов. Однако и млад, и стар не упускал случая прокатиться с ветерком на подножке, держась одной рукой за дверные поручни.
Любопытные факты. Самым известным трамвайным маршрутом в Москве считают «Аннушку». Так его прозвали в народе. Официально он обозначен буквой «А». Маршрут утвердили более века назад, в 1911 году. Слова «трамвай» и «Аннушка» у многих ассоциируются с описанием трагикомической истории с воинствующим атеистом Берлиозом – первой жертвой Воланда и его свиты. В реальности, вагон, под который попал герой романа «Мастер и Маргарита» не имеет к трамваю «Аннушка» ни малейшего отношения. Его маршрут никогда не проходил возле Патриарших прудов.
На остановках вагоновожатый всегда подавал своеобразный сигнал, предупреждая пассажиров о прекращении или начале движения состава. В старых фильмах о Москве режиссеры непременно используют этот дребезжащий звон – звук прошедшей эпохи столичного трамвая.
Комментарии