С момента прихода в каждую школу столицы проекта «МЭШ» и его неотъемлемой составляющей – электронного журнала и дневника, базового инструмента для работы московского учителя, в медиапространстве и соцсетях не утихают оживленные дискуссии. Как и любая новая технология, электронный журнал/дневник за несколько лет своего существования приобрел и своих поклонников, и яростных критиков. Кстати, именно последние формируют пользовательское развитие системы: ведь в любом инструменте всегда можно найти, что оптимизировать.
Давайте разберем наиболее частые вопросы учителей, которые выносятся на всеобщее обсуждение.«Я ставил оценки, а они все пропали!»Начнем с того, что в системе никогда и ничего не пропадает и никуда не удаляется. Даже если какой-то элемент был помечен пользователем на удаление, он скрывается из отображения, но остается в базе данных с особой отметкой. И по обращению в службу поддержки любой такой элемент без проблем восстанавливается. Но главное, что все действия пользователя можно проследить по инструменту «логирование», который доступен под ролью администратора в разделе «Дополнительно – Логирование».Как показывает трехлетний опыт эксплуатации журнала, в 100% случаев исчезновение отображения оценок в журналах является результатом действий пользователей. Например, удаление урока из расписания (нужно четко понимать, что, удалив урок из расписания и поставив на его место другой урок, пусть даже по тому же предмету, вы получите уже совершенно другой урок), равно как и удаление учебного плана, привязанного к учащемуся, с последующим созданием другого учебного плана.«Вот раньше я оценки поставил, тему написал, и все, а сейчас столько времени уходит!»Давайте откровенно: список класса переписывал со страницы на страницу кто? Адрес проживания, телефоны и контакты родителей в журнале кто заполнял? А подсчитывал средневзвешенный бал для ориентира по выставлению оценок промежуточной аттестации кто? Правильно, все тот же учитель. Очевидно, что данные, которые приходят из общегородских систем (кадры, контингент), значительно упростили жизнь педагогу. Да, бывает, что ребенка перевели из класса в класс или новый ученик пришел, а данные по нему пришли через пару дней, но зато пришли полностью, везде в системе прописались, так что учителю не надо бегать везде и всюду, чтобы узнать, что это за ученик, какие у него были оценки и что с ним теперь делать.«И когда я вам должна этот журнал заполнять? Ночью, что ли?»У электронного журнала и дневника потрясающие возможности для мобильного использования – в любом месте, в любое время, 24/7. Мобильное приложение максимально расширило границы мест и времени работы с журналами. Конечно, вопрос этот чаще всего звучит в контексте затраченного на использование журнала времени, но ведь при составленной заранее рабочей программе темы в нем формируются автоматически, что не отнимает урочное время! Выставление же оценок стало удобным и мобильным с функцией «быстрый режим выставления оценок» – выбираем форму контроля и, используя цифровую клавиатуру, проставляем оценки всему классу за секунды.«У меня был тематический план, я по нему всегда и вела уроки»Планировать свою работу можно (и нужно!) в журнале. Раздел «Общее образование – Рабочие программы» – это прекрасный инструмент для учителя, у которого рабочая программа создана на начало года, а не верстается от урока к уроку. В любое время до начала учебного года можно спокойно составить свою рабочую программу, прописать там все КЭСы, которые, как маяки в бушующем море знаний, дают ориентиры и указывают направление, создать свои или использовать существующие сценарии из библиотеки, запланировать проведение контрольных работ и продумать, какими будут задания для самостоятельной работы.Когда расписание по школе будет составлено, учителю достаточно будет зайти в свою рабочую программу, нажать кнопку «Расширенное тематическое планирование» и разложить свои уроки на расписание. Планируемые контрольные работы теперь можно еще раз сравнить с календарем и проставить окончательно по датам для отправки на согласование завучу. Потом на уроке учитель всегда может поменять тему, изменить задание для самостоятельной работы класса или дать его только группе учащихся.«Мне надо работы детей проверять, а не ваш журнал заполнять»Действительно, у педагогической и родительской общественности все больше назревает потребность в объективном автоматизированном оценивании. Это позволило бы не собирать работы, а задавать для выполнения тестовые задания или сцены в интерактивных приложениях.Электронный журнал и дневник МЭШ – это инструмент, позволяющий экономить рабочее время учителя. Освободившееся время учитель может (и должен!) использовать для саморазвития и подготовки уроков нового уровня – интересных, увлекательных, наполненных разнообразной деятельностью, позволяющих за 45 минут дать ученикам более качественную информацию, осветить ее с разных сторон.С приходом ЭЖД в работу школьного учителя педагогическая работа стала гораздо увлекательнее и современнее, учитель стал ближе к ученику и родителю. Доступность контента и новые формы его представления (тесты, интерактивные задания, видео) дают педагогу возможность выходить на новые формы подачи материала.Классный руководитель благодаря одноименному разделу в ЭЖД теперь полностью информирован о том, как происходит учебный процесс в его классе, будь то отсутствие учеников, просмотр журналов, выгрузка дневников учащихся по неделям, разнообразные отчеты.Электронный журнал и дневник МЭШ как инструмент ежедневной работы учителя освобождает его от рутины и призван открыть всем, кто к этому готов, новые горизонты для педагогических достижений и инноваций.Ирина КОРОЛЕВА, заместитель директора школы «Свиблово»; Тамара АНУЧКИНА, методист Городского методического центра
Комментарии