Ровно год назад шесть вузов Омской области вместе с Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики объединились в ассоциацию некоммерческих организаций «Омский региональный электронный университет».
По мнению председателя совета ассоциации, члена межведомственной рабочей группы по развитию электронного образования при Правительстве РФ, министра образования Омской области Сергея Алексеева, электронное обучение может преодолеть основные проблемы образования, повысив его доступность. Знания, которые получают студенты в российских университетах, «опаздывают» минимум на 10 лет. На единой знаниевой базе, открытой и обновляемой, можно построить дистанционное обучение студентов. Такой опыт у омских вузов уже есть. Например, в Омском государственном университете создана библиотека электронных ресурсов, в которой сосредоточен 521 полный комплект учебно-методических комплектов по различным дисциплинам. Создаются видеокурсы лекций (сегодня в архиве их более 110), ведутся записи вебинаров, развивается ресурс проекта «Познавательное телевидение». Особое внимание в высшем учебном заведении уделяют вопросу регистрации учебных электронных изданий. Действуют три специализированные аудитории, оборудованные техникой для проведения видеоконференций. В организации дистанционного обучения задействованы свыше 300 преподавателей вуза. Правда, элементы электронного обучения пока больше применяются в дополнительном профессиональном образовании. Но в последнее время ОмГУ внедряет дистанционные технологии и в основные профессиональные программы. – В год ОмГУ выделяет на данное направление от 5 до 10 миллионов рублей, – сообщил ректор университета Владимир Струнин. – В следующем году планируем увеличить эти суммы. В Омском государственном техническом университете главным фактором развития считают техническую поддержку. Поэтому вкладывают средства в обновление серверов, создание новых точек доступа, подключение сетевых устройств для хранения данных, оборудование аудиторий современными средствами обучения. Осваивают направления профессиональной подготовки преподавателей в области разработки электронного контента. В этом году в свое электронное развитие ОмГТУ вложит около 20 миллионов рублей, в следующем цифра увеличится. Электронная библиотечная система является настоящим достоянием вуза. Это единственный зарегистрированный электронный библиотечный ресурс в городе, в котором размещено более 2700 учебников, свыше 150 монографий. Общее же число изданий превышает 5000 экземпляров. Затраты на производство одного электронного учебного пособия выше, чем выпуск бумажного аналога, но эффективность использования несравненно больше. В зоне «электронных интересов» вуза уже оказались Казахстан, Узбекистан и Киргизия. В проекте «Синергия», основанном на принципе дистанционного обучения и позволяющем получить инженерное образование, участвует несколько высших учебных заведений, расположенных в разных городах и обладающих оснащенными лабораториями с набором обучающей робототехники. – Наверное, проблематично обучить по Интернету хореографа, а вот инженера можно наверняка, – считает ректор ОмГТУ Виктор Шалай. – Мы начали интернет-обучение на заочном отделении десять лет назад, уже отработали этот механизм и уверены, что давать высшее образование автономно вполне реально. Мы также уже создали электронную научную библиотеку, причем, объединив базы данных с другими техническими вузами Сибири, значительно расширили ее потенциал. Электронный университет, созданный на базе шести омских вузов, даст общедоступной единой библиотеке новые возможности. Его основой может послужить портал «Школа», созданный Омским государственным педагогическим университетом, который уже работает не только с другими вузами, но и общеобразовательными учебными заведениями. На ресурсе размещено около 1500 электронных курсов, осуществляется методическое сопровождение. В педуниверситете организовали работу кафедр в условиях внедрения элементов образования, а управление качеством обучения здесь также связывают с работой образовательного портала. Программы магистратуры по проблемам информатизации образования реализуются с помощью дистанционных технологий, создана специальная лаборатория инновационных технологий в образовании. Активно оцифровывается ретроспективный библиотечный фонд, но процесс небыстрый, что понятно. По мнению академика РАО, доктора педагогических наук Михаила Лапчика, каждый университет должен стать электронным, потому что электронная форма – это просто современная необходимость. В Сибирской автодорожной академии тоже развивают дистанционное обучение уже двенадцать лет. Для этого функционирует специальный учебный сайт, на котором размещено более 400 актуальных учебно-методических курсов. Несколько кафедр в вузе работают теперь только с электронным контентом. В электронной библиотечной системе вуза на сегодня около 2000 изданий. Год-два назад цифра выглядела удовлетворительно, однако на сегодняшнем этапе развития электронного сегмента образования этого количества уже недостаточно. Эксперты называют цифру в 10000 изданий. Основными направлениями развития электронного сегмента обучения в СибАДИ видят использование дистанционных форм на традиционных направлениях заочного отделения и при получении дополнительного профессионального образования, перевод всех контрольно-измерительных работ в электронный формат. Александр Климов, заместитель министра образования и науки РФ, побывав в Омске, назвал омскую модель электронного университета успешным примером для России. По его мнению, качественное образование должно прийти во все населенные пункты страны: «Дистанционные технологии могут дать возможность большему количеству граждан страны получить доступ к качественному образованию».Объединение библиотечных фондов омских вузов должно произойти до конца 2013 года. С 1 сентября 2014 года университеты, вошедшие в электронную ассоциацию, планируют запустить семь совместных программ, начав обучение. Но не хватает главного, по мнению первого заместителя председателя Комитета по образованию Государственной Думы Олега Смолина, – национальной стратегии развития электронного обучения и национальной системы создания массовых открытых онлайн-курсов. – Без принятия эффективных и срочных решений этот разрыв будет только увеличиваться, – уверен Олег Николаевич. – Если мы не будем внедрять электронное образование, то безнадежно проиграем в конкуренции за человеческий ресурс, потеряем лучших студентов, которые будут все больше и больше ориентироваться на заграницу. Пока российское законодательство, к сожалению, в большей степени тормозит развитие электронного образования.
Наталья ЯКОВЛЕВА, Омск
Комментарии