Чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к учителю современным обществом, нужно уметь оптимально использовать информационное обеспечение процесса обучения, то есть решать свои дидактические задачи с помощью новых информационных технологий. В свою очередь способы решения должны не просто отличаться от принятых ранее, а действительно быть новыми и конструктивными.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Одна из задач, которую учитель решает ежедневно, – разработка урока. Что же предлагает ему в помощь современный рынок педагогических программных продуктов?
Рассмотрим, например, информационный интегрированный продукт «КМ-Школа», созданный на основе Интернет/Интранет технологий (www.km-school.ru). «Рабочее место» учителя в этой программе предоставляет возможность:
планировать уроки, используя дифференцированный подход к обучению;
проводить наглядные и интерактивные уроки с использованием готовых материалов или создавать собственные уроки;
накапливать собственную коллекцию уникальных медиаобъектов;
обмениваться педагогической информацией с коллегами;
вести электронный классный журнал и создавать различные отчеты.
При этом под уроками в «КМ-Школе» понимаются наборы предназначенных для наглядного изложения учебных материалов тематически организованных слайдов, содержащих информационные объекты различных типов. А под структурой урока – порядок слайдов в уроке.
Другой продукт, «1С:Образование» (www.1c.ru), – это система программ для поддержки и автоматизации образовательного процесса. Такие программы, представляющие собой образовательные комплексы, предназначены для поддержки школьного курса по предмету. Они помогают учителям быстро подбирать материал к уроку, а при необходимости – создавать методически новые построения урока на основе готовых элементов (текстов, рисунков, схем, видео, звука и так далее).
Несомненно, готовые уроки и коллекция медиаобъектов являются подспорьем для учителя. Однако можно задать вопрос: что же принципиально нового и конструктивного несет урок в виде слайдов, удовлетворяет ли он дидактическим требованиям к уроку?
Мы знаем, что использование компьютера повышает эффективность деятельности учителя. Но как получать от него действительно «помощь» и диктовать ему свои условия, а не изменять характер подготовки к уроку в зависимости от его возможностей?
Примером такого интеллектуального помощника служит экспертная система «Конструктор уроков», функционирующая на основе электронной модели учебника Дмитрия Матроса. На основе конструктивного подхода к уроку она позволяет учителю в режиме диалога научно обоснованно решить дидактическую задачу разработки системы уроков по отдельной теме.
Функционирование программы основано на технологии конструирования системы уроков, которая включает следующие уровни.
Целевой этап
Технология опирается на четко ориентированные цели. Каждый урок характеризуется триединой целью обучения – образовательной, развивающей и воспитательной. Нами предложена последовательность действий по выявлению содержания и специфики постановки образовательных целей урока:
1. Определение содержания программных знаний, умений и навыков учеников, формируемых на уроке при анализе обязательного минимума изучаемой темы государственного стандарта основного образования по предмету.
2. Выявление итоговых уровней их сформированности при анализе требований стандарта к уровню подготовки выпускников по предмету и формулирование содержательных целей обучения. Каждой цели устанавливается соответствие: знание, понимание, применение, анализ, синтез или оценка.
3. Конкретизация полученных сведений с учетом подготовленности класса и местом урока в системе занятий по изучаемой теме – формулирование конкретизированных целей. Она предполагает, что цели выражаются в определенных результатах обучения и в определенных действиях ученика. Конкретизированные цели обучения будут являться образовательными целями уроков.
Программа «Конструктор уроков» содержит списки содержательных и конкретизированных целей, сформулированных экспертами. Кроме того, на каждом этапе учитель имеет возможность выбора одного из трех режимов работы:
автоматический (работа в режиме диалога с компьютером);
экспертный (просмотр и изменение решений экспертов);
ручной (самостоятельная работа пользователя по созданию целей).
Программа интегрирована с электронной моделью содержания образования, то есть в ней реализована возможность получения готового списка целей по теме из электронной модели.*
Пример целей представлен на рис. 1.
Содержательный этап
На этом этапе производится отбор учебного материала. Технология конструирования системы уроков опирается на информационную модель содержания образования, которая реализована в электронной модели учебника.
Структурные единицы, достигающие некоторой содержательной цели, объединяются в логический урок, что способствует учету особенностей содержания образования. Логический урок – это законченный в смысловом и организационном отношении отрезок учебного процесса, реализующий часть темы, основная дидактическая цель которого соответствует одному из типов (урок усвоения новых знаний; урок усвоения навыков и умений; урок применения знаний, навыков и умений; урок обобщения и систематизации; урок проверки и коррекции знаний, навыков и умений). Логика изучения главы выстраивается распределением структурных единиц каждого параграфа в логические уроки.
Разработка системы уроков проводится для главы, поэтому все структурные единицы главы объединяются в логические уроки. «Конструктор уроков» предлагает несколько вариантов:
ознакомление с готовыми версиями распределения структурных единиц каждого параграфа на логические уроки;
осуществление автоматического распределения и дальнейшей работы в режиме диалога с учителем;
самостоятельное создание учителем логических уроков.
В последнем случае учитель выступает экспертом. Таким образом реализуется самообучаемость программы.
На заключительной стадии этапа происходит создание схемы взаимосвязанных логических уроков, представляющей собой систему изучения учебного материала по теме предмета (рис. 2).
На содержательном этапе осуществляется постановка в соответствие содержания и целей. В нашем случае каждому логическому уроку необходимо поставить в соответствие содержательную цель, сформулированную на первом этапе, и структурной единице – конкретизированную.
Для предотвращения ошибок реализована система проверки правильности выполнения действий учителя и сообщений о нарушениях в работе.
«Конструктор» предлагает возможность автоматического установления соответствия, хотя учитель может провести эти действия и вручную. Все изменения в экспертной системе сохраняются (рис. 3). В программе можно перемещаться по схеме логических уроков, при этом в областях «Содержательная цель» и «Конкретизированные цели» отражаются формулировка цели и время ее достижения.
Методический этап
Построение методической модели системы уроков осуществляется путем соотнесения каждого малого фрагмента материала с определенными методами обучения. На основе сочетания содержания образования, представленного логическими уроками, и методов обучения прогнозируются возможные учебные ситуации. Учитель осуществляет выбор методов обучения для каждого логического урока главы, описывает предполагаемые учебные ситуации, определяет их продолжительность или использует готовые ситуации, предлагаемые программой (рис. 4).
В результате формируется таблица, в которой указаны конкретизированная цель, фрагмент содержания материала (логический урок), метод обучения, вариант возможной учебной ситуации и время ее продолжительности. Таблица автоматически направляется программой в MS Word, где учитель может ее распечатать, сохранить и так далее.
Отбор методов обучения и формулировка учебных ситуаций происходит с учетом особенностей учеников. Электронная модель учебника предоставляет результаты педагогического, психологического мониторинга и мониторинга здоровья школьников, что способствует расширению возможностей учителя по дифференцированному подходу в обучении.
Процессуальный этап
На основании методической модели изучения темы осуществляется переход от логических уроков к школьным (45 минут), при этом школьный урок формируется из последовательности логических. Последовательность школьных уроков считается системой уроков по изучению главы (рис. 5). Учитель имеет право добавлять логические уроки контроля и коррекции или обобщения и систематизации, обязательно формулируя для них цель и время ее достижения.
На этом этапе разрабатываются конспекты каждого школьного урока, вошедшего в систему. Тип урока определяется программой автоматически. Образовательными целями школьного урока выступают конкретизированные цели логических уроков, входящих в него. Далее формулируются развивающие и воспитательные цели. Учитель отбирает средства обучения и программное обеспечение на основе учебных ситуаций, сформулированных на предыдущем этапе. Также он производит выбор этапов урока в зависимости от содержания учебного материала, возрастных особенностей учеников класса и тому подобное.
В конспекте урока отражается механизм взаимодействия учителя с учениками на каждом этапе с указанием продолжительности этапа (рис. 6).
Если в программе есть готовые конспекты урока, то возможно автоматическое установление продолжительности этапов и их наполнение. Созданные конспекты можно сохранять, вносить изменения и сохранять под другим именем или удалять. Таким образом, на один школьный урок возможно несколько конспектов. После постановки темы, отбора целей урока, средств обучения, программного обеспечения и наполнения содержания компьютер автоматически направляет конспект в MS Word, где учитель может ее распечатать, сохранить и так далее.
Создание уроков в программе «Конструктор уроков» позволяет:
моделировать процесс научно обоснованной разработки уроков с реализацией дидактических требований к современному уроку;
предоставлять справочную систему и готовые решения экспертов для повышения качества принимаемых учителем решений;
наглядно и целостно представлять данные об уроке как дидактической системе;
учитывать особенности ученика и учебного материала для расширения возможностей учителя по осуществлению дифференцированного подхода в обучении.
Для привлечения учителей к поиску новых форм, методов обучения, способов приобретения знаний, к повышению эффективности своей деятельности обучения и популяризации использования информационной технологии «Конструктор уроков» в практике решения дидактических задач учителя нами создано методическое сообщество на сайте www.matrossoft.ru, вкладка «Методическое сообщество».
Людмила НОСОВА, старший преподаватель кафедры информатики и методики преподавания информатики ЧГПУ, Челябинск
Комментарии