search
main
0

«Электронный педагог» выручит. Интерактивность – душа компьютерных технологий

Преимущество «дистанционки» – в доступности. Однако всякая доступность, как известно, влечет за собой массовость. Готова ли данная форма обучения стать самой потребляемой? В чем ее сильные и слабые стороны? На эти вопросы согласился ответить ректор Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики (ИТМО) Владимир Николаевич Васильев.

В нашей стране, да и во всем мире, идет тенденция к широкому использованию технологии дистанционного обучения. В России не так давно начался эксперимент, в рамках которого ряду вузов было разрешено вести обучение по этой форме. Однако надо заметить, что практически все они столкнулись с проблемами нормативно-правового характера, поскольку в российском законодательстве не предусмотрена дистанционная форма обучения. Поэтому случались проверки со стороны прокуратуры, иногда эту форму, систему обучения, диплом по ней опротестовывали. Формулировка «эксперимент», безусловно, выполняла некую защитную функцию, но, как видим, по дистанционной форме обучения дело обстоит не так просто.

– По каким критериям отбирались вузы, принимающие участие в эксперименте?

– В основном, это были те, кто использовал уже некоторые наработки, заимствованные у западных коллег и приведенные в соответствие с российской действительностью. Как правило, дистанционное обучение применялось к специальностям коммерческим или, как сейчас говорят, востребованным: экономика, финансы, юриспруденция. Словом, к тем, что не требовали специальной лабораторно-технической базы. Я не знаю ни одного примера, когда бы дистанционно обучались инженеры. И это правильно. Поскольку для того, чтобы выполнять требования государственного образовательного стандарта по подготовке технических специалистов, необходима сильная база для проведения опытов, исследований и так далее. Разумеется, у нас практикуются такие понятия, как «виртуальная лаборатория», «лаборатория удаленного доступа», однако на сегодняшний день это не в той мере развито, чтобы сделаться атрибутом дистанционного обучения.

– Не собирается ли ваш вуз использовать «дистанционку» как форму обучения?

– ИТМО по определению технический университет, и дистанционную форму обучения в систему высшего профессионального обучения внедрять вряд ли будет. Но некоторые вещи мы применяли и впредь применять собираемся. В частности, ИТМО активно использует данную форму для подготовки и обучения школьников 10-11-х классов по программированию и информатике. Зачем? Мы столкнулись с проблемой общероссийской: нехваткой учителей информатики в средней школе. Порядка 30% общеобразовательных учебных заведений нуждаются в таких специалистах. А поскольку на дворе XXI век – век информационных и компьютерных технологий, то эту проблему надо как-то решать. Вот мы и создали интернет-школу по информатике для средней школы. В ней около ста опорных пунктов, для которых подготовлены тьюторы. И школьники, и учителя могут с ними консультироваться или выходить напрямую на вуз. Сложность системы лишь в том, что помимо пересылки электронных пособий, лекций, надо отслеживать результат. То есть каждый из школьников (а на сегодня их порядка 1000 человек) должен ежедекадно писать и отсылать программы. И их ведь нам необходимо проверить. Представьте, сколько уйдет времени и сил на то, чтобы преподаватель школы или вуза просмотрел работу, нашел ошибки и отправил замечания ребенку. Это – вчерашний день. Альтернатива – разработка системы по автоматическому тестированию программ. Другими словами, работу школьника проверяет «электронный учитель». В случае же полного непонимания ребенок может обратиться непосредственно к преподавателю. Почему нужна обязательная проверка и работа над ошибками? На мой взгляд, просто передача материала с помощью новых средств радикально технологию обучения не меняет. Она может быть только дополнительной компонентой. «Зерно» в использовании компьютерных технологий – интерактивность.

– Владимир Николаевич, вы заметили, что вашему вузу по определению не подходит дистанционная форма обучения. В чем главное препятствие?

– В том, что есть дисциплины, которые не мыслятся дистанционно преподаваемыми. Допустим, физика, где-то химия, электроника, электротехника. Да, существуют наработки в области «виртуальных лабораторий», но одно дело на компьютере передвигать и соединять схему, другое, увидеть и пощупать все своими руками. И потом, если подходить к вопросу о массовости дистанционной формы обучения, то надо задуматься о качестве образования. Ведь не случайно, те же ведущие университеты США не имеют ни одного филиала. Потому что считается: высокий уровень образования можно получить, только находясь в стенах самого учебного заведения. И это не просто слова. В вузе обучает сам дух, сама атмосфера. Оторванность от этого обеднит студента. Оптимальным решением, наверное, будет сочетание очной и дистанционной форм обучения. Последняя вполне пригодна в довузовской подготовке или повышении квалификации и переподготовке специалистов, уже имеющих высшее профессиональное образование.

– Кто сегодня занимается подготовкой кадров для дистанционного образования?

– Каждый вуз по своей технологии готовит и преподавателей, и тьюторов. Впрочем, с этого года положение немного изменилось. Введена новая специальность 0737 «информационные технологии в образовании». Она будет готовить преподавателей как для средней, так и для высшей школы, умеющих использовать современные компьютерные технологии. Приказом министра образования Владимира Филиппова в 2003 году двенадцати вузам разрешено по ней набирать студентов. В Петербурге этим правом пользуются ИТМО и РГПУ им. А.И.Герцена.

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте