Руководитель структурного подразделения по информатизации государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города Москвы «Педагогический колледж №18 «Митино» Ульяна Григорьевна Скоропупова уверена, что современный учитель должен идти в ногу со временем, чтобы уметь научить детей тому, чего требует жизнь. В разговоре о принципах и подходах воспитания будущих учителей в своем колледже она процитировала знаменитого немецкого педагога Адольфа Дистервега: «Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным».
– Ульяна Григорьевна, как вы пришли к пониманию необходимости использования интерактивного оборудования в вашем колледже? Как проходил процесс обучения преподавателей и как организована работа по освоению новых технологий со студентами? – Для педагогического колледжа важным является формирование ИКТ-компетентности студентов, которая призвана повлиять на конкурентоспособность будущего учителя, повысить его потребность в постоянном саморазвитии, помочь стать самостоятельным и ответственным педагогом. В условиях перехода к информационному обществу к профессиональной подготовке выпускников педагогических учебных заведений предъявляются качественно новые требования. Молодой специалист должен быть готов к организации и сопровождению образовательного процесса средствами новых информационно-коммуникационных технологий. Профессиональная деятельность молодого учителя будет осуществляться в условиях информационного образовательного пространства школы, реализованного на базе ИКТ. И наши выпускники должны быть максимально подготовленными к такой работе.Студенты выпускных групп проходят преддипломную практику в школах Москвы и Московской области. По результатам преддипломной практики ежегодно проходят конференции, на которых студенты делятся своими впечатлениями, трудностями, успехами. 2013 год не стал исключением. Студентами были обозначены проблемы в использовании интерактивной доски на уроках в начальной школе. В связи со сложившейся ситуацией мы пересмотрели всю концепцию подготовки наших выпускников к их профессиональной деятельности и стали искать выход.Во-первых, мы проверили все имеющееся в колледже интерактивное оборудование. Оказалось, что у нас установлены доски самых разных производителей. Во-вторых, мы выяснили, что в основном преподаватели колледжа используют интерактивные доски всего лишь как экраны с элементами интерактивности. Поэтому было решено начать обучение с преподавателей. Я проделала большую работу, выясняя, где можно пройти обучение использованию интерактивного оборудования. Связалась с авторизованным учебным центром SMART и была приятно удивлена тем, что за достаточно короткое время и совершенно бесплатно можно научиться работать на интерактивном оборудовании. В результате 14 преподавателей колледжа получили сертификаты о прохождении тренинга по работе с программным обеспечением SMART Notebook уровня 1 и уровня 2. Трое наших преподавателей стали сертифицированными тренерами SMART.Полагаю, в настоящее время проблема снята: преподаватели колледжа успешно используют интерактивное оборудование на своих занятиях и делятся опытом со студентам.- Какие средства были привлечены для покупки оборудования: собственные, гранты, государственные?- Средства для приобретения оборудования были привлечены самые разные: и государственные, и собственные. Главное, что мы поставили цель и достигли ее. Спасибо огромное всем, кто помог!- Почему выбор пал именно на продукцию компании SMART Technologies?- В колледже достаточно широко представлен парк интерактивного оборудования, но в дальнейшем мы действительно будем выбирать продукцию компании SMART Technologies. И вот почему: Высокое качество продукции, предоставляемой компанией. SMART постоянно работает над усовершенствованием своего программного обеспечения. В частности, оно полностью совместимо с интерактивными досками других производителей. Доступность обучения по работе с интерактивным оборудованием. После анализа преимуществ и недостатков различных моделей интерактивных досок и редакторов уроков мы остановились на интерактивной доске SMART и ее редакторе уроков. Интерфейс тут полностью идентичен знакомому интерфейсу Microsoft Office. В целом он представляет собой интеграцию текстового редактора Word, графического Paint и иллюстративного PowerPoint. Главное достоинство редактора – объектность. Тут есть все: буква, слово, предложение, рисунок. Все можно перемещать по экрану. Если раньше интерактивные учебные материалы создавали на языках программирования высокого уровня, и соответственно производить эти материалы могли только программисты-профессионалы, то с помощью редактора учитель может самостоятельно подготовить интерактивное состояние учебного материала на любую тему. Хорошая техническая поддержка специалистов. В компании SMART Technologies работают профессионалы, всегда готовые прийти на помощь. – Насколько быстр и удобен был процесс ввода оборудования в информационную систему вашего образовательного учреждения? – Процесс ввода оборудования в строй проходит очень быстро. Одну интерактивную доску можно смонтировать и ввести в эксплуатацию буквально за пару часов.- Какие предметы в колледже лучше всего подходят для преподавания именно с использованием интерактивного оборудования и почему?- Интерактивное оборудование может быть использовано на любом предмете. Но важно помнить: главным на уроке остается учитель, интерактивная доска – это лишь прекрасный его помощник.- Что говорят студенты об интерактивном оборудовании SMART?- Совместно с компанией SMART Technologies на базе нашего колледжа мы реализуем пилотный проект «Будущие учителя», которым руководит образовательный консультант компании SMART Луиза Плотникова. В рамках данного проекта прошли обучение 23 студента нашего колледжа, обучающихся на выпускном курсе специальности «Преподавание в начальных классах».В феврале 2014 года у нас прошел фестиваль интерактивных форм обучения, на котором присутствовали студенты 3-го курса. На фестивале были освещены вопросы необходимости введения в учебный процесс интерактивности. Студенты выпускной группы продемонстрировали возможности программного обеспечения SMART Notebook.Задачей фестиваля было прежде всего вызвать интерес к интерактивному оборудованию у студентов младших курсов. Было очень интересно наблюдать, как поначалу несмело они подходили к доске для выполнения упражнений. Но прошло буквально два месяца, и те же студенты 3-го курса успешно демонстрировали фрагменты уроков с использованием интерактивного оборудования. Студентам нравятся уроки с элементами интерактивности. Учеба перестает быть рутиной, а превращается в увлекательное занятие! Интерфейс программного обеспечения интуитивно понятен, доступен и нагляден! Наши выпускники отмечают, что использование интерактивной доски вносит в образовательный процесс новое качество, поскольку не только заметно облегчает подготовку и проведение занятий, но и открывает новые возможности. Например, включенные в состав программного обеспечения различные спецэффекты (шторка, фонарик и др.) позволяют акцентировать внимание учащихся на отдельных фрагментах занятия. Интерактивная доска может применяться на самых различных этапах урока.- Какие проблемы, существовавшие ранее, отпали в связи с началом использования интерактивного оборудования? Какие положительные, а может быть, и отрицательные моменты вы можете отметить в связи началом использования интерактивного оборудования?- Главная задача колледжа – выпуск конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда. Сейчас мы с полной уверенностью можем сказать, что наш выпускник, попадая в информационное пространство школы, будет чувствовать себя комфортно. Хотелось бы обозначить проблемы, с которыми сталкиваются студенты педагогических колледжей во время прохождения педагогической практики. Это и нехватка it-специалистов для настройки имеющегося в школах оборудования, наличие оборудования от разных производителей, необученность самих педагогов работе с интерактивными досками. Для решения данных проблем необходимо иметь в штате каждой школы службу информатизации. Самому учителю, для того чтобы повысить свою ИКТ-компетентность, бывает достаточно сложно найти время восполнить пробел в знаниях, а если решать эти проблемы на месте, то будет горазда проще! И еще раз повторюсь: учителю нужно помнить, что интерактивная доска – это всего лишь инструмент, которым нужно и должно уметь пользоваться!- Знаете ли вы о существовании ресурсного сайта SMART Exchange (http://exchange.smarttech.com/), содержащего готовые интерактивные уроки по разным предметам? Если да, как вы оцениваете работу портала и качество материалов, на нем представленных?- Да, конечно, о существовании ресурсного сайта SMART Exchange мы знаем и часто им пользуемся при подготовке к урокам. Обмен опытом – это важная составляющая педагогической деятельности. Думаю, что со временем наши преподаватели и студенты будут публиковать и свои разработки на данном ресурсе.- Пока в нашей стране далеко не все учебные заведения оснащены интерактивным оборудованием, и многие руководители думают о его покупке, взвешивая «за» и «против». Что бы вы посоветовали коллегам в этой связи?- Безусловно, интерактивное оборудование необходимо в современной школе. Ведь приходу интерактивных досок в школу предшествовал период создания интерактивных учебных материалов: виртуальных лабораторий, интерактивных заданий. Можно сказать, что интерактивная доска появилась как ответ на методический запрос времени.На современном этапе развития российского образования одной из основных задач образовательного учреждения является создание условий для раскрытия способностей обучающегося, обеспечение возможности достижения им максимального результата обучения. Сегодня изменяется и сама парадигма образовательного процесса: необходимо помочь обучающемуся получить знания, создать условия для активной мыслительной деятельности. Использование на уроках интерактивного оборудования значительно облегчает этот процесс.
Комментарии