search
main
0

Электронный гражданин. Как преодолеть информационное неравенство?

Информация – насущная необходимость развития нашего общества. Но она должна быть доступна не только избранным. Поэтому правительства и общественные организации стран мира стараются обеспечить доступ к информационным ресурсам широких масс населения. Однако большинство государственных программ по информатизации сводится в основном к созданию технической инфраструктуры – созданию сайтов, внедрению систем интерактивного взаимодействия с гражданами, обеспечению доступа в Интернет и так далее. При этом на обучение граждан пользоваться этими возможностями выделяется гораздо меньше средств и ресурсов.

Но кто у нас сейчас знает об этом? Мы проводили соцопрос граждан, и лишь 10 процентов из них говорили что-то имеющее отношение к действительности. Остальные выдавали самые неожиданные варианты. Например, говорили, что информационное общество – это общество, в котором любят информацию. Между тем в первых же строках Стратегии говорится, что « характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти».

Согласно данным международных исследований, 37 процентов людей, не использующих Интернет, объясняют это тем, что, не владея компьютером, не только не умеют работать с Сетью, но даже боятся войти в нее.

В результате возникает своего рода неравноправие по признаку доступа к информационным ресурсам, что, в свою очередь, чревато социальными последствиями. Ведь человек, который умеет пользоваться новыми технологиями, может спокойно зайти на сайт губернатора, правительства или какой-либо службы, задать вопрос, получить разъяснения, скачать документы или образцы форм, заполнить их и отправить в электронном виде без необходимости отстаивать очередь. Этим он экономит свое время и деньги, что очень важно для жителей отдаленных населенных пунктов. А вот тот, кто лишен такой возможности, становится еще беднее, так как для посещения какого-либо ведомства ему требуется потратить деньги на транспорт и время на ожидание. Если плюс ко всему учесть, что рост товарооборота в Интернете неуклонно растет и очень многие покупки сейчас гораздо проще и выгоднее сделать через Сеть, становится ясно, что эти люди также находятся в гораздо менее выигрышном положении.

«E-Citizen»

Сейчас в России более 40 миллионов пенсионеров, и их число постоянно растет. Согласно прогнозам, в течение ближайших

10-20 лет на одного работающего будет приходиться один пенсионер. Поэтому проблема социальной адаптации этой категории граждан и возможности сохранить их в профессии стоит весьма остро.

Повальная компьютеризация приводит к тому, что людям, которые могли бы продолжать трудовую деятельность, приходится уходить на пенсию из-за неумения адекватно пользоваться компьютером. Многие пенсионеры лишены информации о мероприятиях, проводимых региональной администрацией для граждан, о социальном обеспечении, льготах, телефонах «горячих линий» и прочих сервисах из-за отсутствия навыков работы с государственными интернет-ресурсами. Это приводит к нарастанию недовольства и политической агрессии.

Проведенное в 2006 году исследование Pew Global Attitudes Project показало: российские пенсионеры имеют значительно более ограниченный доступ к информационным технологиям и Интернету по сравнению с европейскими. А ведь пожилой человек мог бы сохранить свою работоспособность и оставаться общественно активным при условии проведения массового «компьютерного ликбеза». Обучение пенсионеров навыкам работы в Интернете в рамках программ социальной адаптации позволяет не только обеспечить им лучшие условия жизни, но и задействовать их в общественной работе.

Поэтому многие страны стремятся реализовать самые разные инициативы в области информатизации, чтобы предоставить всем, независимо от возраста, социального положения, пола, физических и материальных возможностей, доступ в Интернет. В качестве одной из них можно назвать международную программу «E-Citizen – Электронный гражданин», разработанную еще в 1995 году под эгидой Международного фонда ECDL. Эта организация занимается разработкой и внедрением единых квалификационных стандартов в области ИКТ*.

Социально-политический проект «Электронный гражданин» направлен на формирование свободного обращения информации между государством и гражданином. Он преследует весьма благородные цели: преодолеть цифровое неравенство, дать людям возможность пользоваться информационными ресурсами и общаться посредством Сети; приобщить максимальное количество граждан к информационному обществу; облегчить взаимодействие с государственными структурами; обеспечить эффективность работы и повысить квалификацию служащих; дать возможность жителям отдаленных регионов получить образование через Интернет; cделать квалифицированную консультативную медицинскую помощь доступной для большего числа граждан и так далее.

Сегодня в проекте участвуют практически все развитые страны мира, а программа переведена на 38 языков. Так как стандарт ECDL официально признан во всех крупных странах мира, программу поддерживают крупнейшие мировые компании – Opel, BMW, IKEA и многие другие. Они весьма заинтересованы в повышении уровня компьютерной грамотности населения, так как это напрямую связано с уровнем квалификации рабочих и служащих, занятых на производстве.

Россия вошла в первую десятку стран, реализующих данный проект на своей территории. В 2006 году Ханты-Мансийский автономный округ – Югра стал первым регионом РФ, в котором социально незащищенные жители округа проходят очное обучение основам интернет-технологий с особым акцентом на информацию о деятельности органов государственной власти. А с ноября 2007 года к нему присоединился и Нижний Новгород. Еще в трех регионах проект находится на стадии подготовки к реализации. Также активные переговоры ведутся с правительствами некоторых других субъектов РФ – Мордовии, Пензенской области, Смоленской области и так далее.

Не только старушки

– Суть программы в организации обучения компьютерной грамотности социально неадаптированных слоев населения, – говорит Мария ЛАЗАРЕВА, генеральный директор российского представительства Международного фонда ECDL. – При этом ставка делается именно на массовое обучение с самого начального уровня, так как многие из этих людей понятия не имеют, что такое клавиатура и мышь, а потому просто боятся прикоснуться к ним.

Помимо пенсионеров, целевой аудиторией проекта являются и многие другие категории граждан: государственные и муниципальные служащие; безработные; люди, работающие на дому; жители отдаленных районов; дети и подростки; воспитанники детских домов; работники социального обеспечения; иммигранты; представители коренных народов; инвалиды и другие.

Программа разбита на три блока:

Базовые навыки (Компьютер; Файлы и папки; Простые приложения; Основы Интернета; Основы электронной почты);

Поиск информации (Поиск; Безопасность; Информация);

e-Participation (Службы он-лайн; Заполнение форм, анкет, заявок; Работа с порталами государственных структур и электронными магазинами; Общение в чатах и форумах; Заказ услуг и получение консультаций).

Очень важный момент – доступность интернет-ресурсов для тех, кто уже научился работать с ними. Ведь если у человека нет собственного компьютера, а также он лишен возможности работать на чужом, эти знания так и останутся невостребованными. Не следует забывать и про стоимость Интернета.

Чтобы решить эту проблему, на федеральном и региональном уровнях действует программа развития центров общественного доступа, оснащенных техникой и подключенных к Всемирной сети. Аналогичная сеть создана по линии «Почты России», а поскольку почтовые отделения есть в самых отдаленных регионах и они оснащены техникой, люди в случае необходимости могут приходить сюда. Не лишне вспомнить и про программу «Компьютер в каждый дом», которую реализует Мининформсвязи РФ. Она предполагает, что любой гражданин сможет приобрести по почте по низкой цене и с рассрочкой платежа сравнительно дешевый компьютер.

Впрочем, вопрос доступности – это, скорее, вопрос времени, а не принципа. Вспомните, что, когда мы только начинали пользоваться сотовой связью, это было безумно дорогое удовольствие. Аппараты были громоздкими, неудобными, стоили бешеных денег, связь не отличалась качеством, да и охват территорий был весьма небольшой. Теперь же, спустя несколько лет, мы спокойно смотрим на старушек и детей, которые разговаривают по мобильному телефону. Интернет-услуги ждет та же участь. Да, пока что домашние компьютеры может себе позволить далеко не каждая семья. Поэтому организация пунктов общественного доступа – это один из наиболее оптимальных вариантов решения проблемы. За рубежом, например, сеть таких пунктов развита очень хорошо.

Но когда мы говорим о проекте, мы должны понимать, что не все связано только с компьютером. Те же банкоматы, вокзальные терминалы, аппараты моментальной оплаты – все это относится к тем же ИКТ, которыми люди также боятся пользоваться, потому что не умеют. И их этому надо научить.

Опыт Югры

Председатель комитета по информационным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Наталья МАСЛОВА в своем регионе отвечает за формирование систем электронного правительства региона. По ее мнению, подобная деятельность позволяет предоставить определенную услугу гражданам и бизнесу. Но если бизнес может позволить себе пользоваться этой услугой, то что делать рядовым пенсионерам и малоимущим, которых, к тому же, нужно научить пользоваться предоставленными им возможностями и реализовать свои права?

– Мы решили узнать, как эта проблема решается за рубежом, изучили международный опыт и узнали о программе ECDL, – рассказывает Маслова. – А так как наша программа «Электронная Югра» разрабатывалась на основе ФЦП «Электронная Россия», которая предусматривает обучение государственных и муниципальных служащих основам информационной грамотности, мы пришли к выводу, что такая возможность должна быть предоставлена и обычным гражданам, в первую очередь – малообеспеченным. Но для того чтобы правильно обучить их, мало было перевести на русский язык иностранные учебные пособия, пришлось разработать свои, адаптированные к условиям России, нашего округа и нашим электронным сервисам.

Было проведено тестирование госслужащих и обучение тьюторов, которым мы постарались дать специальные навыки, чтобы они в дальнейшем могли работать с гражданами. Для этих же целей стараемся привлекать волонтеров из числа студентов. Так, благодаря совместным усилиям с комитетом по молодежной политике округа у нас теперь в пунктах общественного доступа дежурят учащиеся 3-4 курсов.

Затем на базе Югорского и Сургутского госуниверситетов, Нижневартовского гуманитарного университета и других вузов прошло обучение более 5000 человек. В перспективе планируется значительно увеличить количество обучаемых, но прежде чем сделать этот процесс массовым, решено создать сеть центров общественного доступа, которых уже свыше 1700. Люди не только могут здесь воспользоваться услугами Интернета, но также получить консультацию технических специалистов, посоветоваться, решить какие-либо вопросы, касающиеся использования ИКТ.

Обычно, когда говорят о программе «Электронный гражданин», ориентируются на людей в возрасте от 40 лет и старше. С одной стороны, понятно, ведь к этим годам многие выходят на пенсию или решаются сменить сферу деятельности. Однако, на мой взгляд, жесткий возрастной ценз здесь применяться не должен, так как у нас немало сравнительно молодых граждан, которые хотели бы получить новые знания, стать конкурентоспособными на рынке труда и найти хорошую работу.

Сотрудники бюджетных организаций и малообеспеченные граждане у нас в округе обучаются приоритетно и бесплатно. При этом мы попытались для сравнения набрать еще и коммерческие группы, обучение в которых стоит 3500 рублей за 30 часов. Туда пришли люди, которые никогда даже не прикасались к компьютеру. Кстати, все они потом успешно прошли тестирование и закончили обучение. Примечательно, что в их числе – уборщицы, вахтеры, медсестры и пенсионеры, причем как с высшим, так и со средним специальным образованием. Можно сделать вывод: чтобы стать конкурентоспособными на рынке труда, люди готовы платить.

Помимо всего прочего, мы поставили компьютерные классы в военкомате, провели широкую рекламу нашей программы и ожидаем, что с января 2008 года в армию пойдут уже грамотные военнослужащие-срочники.

Нередко на официальных сайтах различных госструктур отсутствуют контактные адреса и телефоны людей, ответственных за то или иное направление деятельности, отсутствует обратная связь. Так вот, после того как в Ханты-Мансийском автономном округе рядовые граждане начали повышать свою компьютерную грамотность, количество информации, размещенной на государственных порталах, выросло в несколько раз, а качество ее значительно улучшилось. Люди просто стали больше интересоваться работой официальных органов, писать, звонить, то есть требовать не только точности, но и внимания к себе.

Что касается объемов финансирования проекта, то на 2008 год в бюджете округа на эти цели запланировано 15 миллионов рублей.

Нижегородский старт

Если задать в Интернете вопрос, пользуетесь ли вы предоставляемыми государством электронными услугами, положительно ответят 100 процентов граждан. Однако если опросить обычных людей на улице какого-нибудь провинциального поселка, выяснится, что картина вовсе не такая радужная.

– Проект «Электронный гражданин» стартовал у нас лишь 15 ноября 2007 года, поэтому о результатах говорить пока еще рано, – говорит Майя БОГДАЛОВА, начальник управления информатизации аппарата губернатора и правительства Нижегородской области. – В рамках первого этапа планируется обучить 3000 граждан области из 51 района. Курсы будут проводиться на базе школ, колледжей, университетов, академий, училищ и колледжей. Дело в том, что образовательные учреждения уже оснащены техникой и подключены к сети «Интернет» в рамках нацпроекта «Образование». К тому же это помогает выполнить главное условие – сделать так, чтобы обучение граждан проходило по месту их жительства, чтобы им не пришлось никуда ездить.

Списки желающих поступить на курсы составлялись в центрах занятости и департаментах образования на местах. Контингент очень разный – пенсионеры, воспитатели, технические служащие, сотрудники служб, работники сельсоветов, рабочие заводов. Все эти люди хотят шагать в ногу со своими детьми, понимать, чем они увлекаются и занимаются в свободное время. Одним не хватает знаний для дальнейшего роста, другим грозит сокращение, так как они не умеют обращаться с программами, третьи не могут найти работу, потому что сейчас везде требуются подобные умения. Причин масса, но все они простые и понятные каждому.

Благодаря тому, что о проекте узнали во всех районах области, интерес к нему необыкновенный. Люди хотят учиться, поэтому нужно сделать все, чтобы дать им эту возможность.

В 2008 году на базе всех почтовых отделений и районных библиотек, где созданы публичные центры правовой информации, будут установлены диагностические системы знаний. И здесь любой гражданин абсолютно бесплатно может прийти и проверить свою компьютерную грамотность. Но это лишь первый шаг. Затем планируется развернуть дистанционное обучение, которое, как мы надеемся, тоже будет бесплатным.

Конечно, компьютер никогда не заменит живого общения. Но когда я слышу разговоры о том, что все это не нужно и вряд ли к чему-либо положительному приведет, дескать, пусть уж люди лишний раз поговорят друг с другом, посмотрят телевизор, то я в корне не согласна с такой точкой зрения. ИКТ – это целый пласт жизни, без которого невозможно существовать в современном обществе.

Информационное общество

А вот Елена ДЬЯКОВА, член Общественной палаты, руководитель рабочей группы по созданию информационного общества в России, убеждена, что информационная эволюция у нас пошла вовсе не в том направлении, как мы все рассчитывали. Предполагалось, что основной прогресс будет происходить в сфере транспорта и транспортных коммуникаций, точно так же, как развитие железных дорог стимулировало распространение телеграфа. Однако сейчас мы имеем фактически информационную революцию.

– Не секрет, что теперь многие люди определяют принадлежность к информационной среде по наличию или отсутствию неких неизменных атрибутов – MP3-плеера, ноутбука, мобильного телефона, наладонника и других «гаджетов», – делится мнением Дьякова. – По представлению некоторых «продвинутых юзеров» член современного информационного общества должен обязательно иметь свой блог в Живом Журнале (www.livejournal.com), уметь скачивать из сети популярные хиты и новые, еще не появившиеся в широком прокате фильмы, обмениваться с себе подобными интересными ссылками и так далее. На самом деле все это уже превратилось в некую моду, доступную далеко не каждому. А ведь изначально предполагалось, что все эти блага созданы для любого человека, и уметь пользоваться достижениями прогресса должен каждый гражданин.

Увы, ни последствия широкой информатизации, ни сам факт информационной революции, ни даже то, что 25 июля 2007 года у нас принята Стратегия развития информационного общества в России, на сегодняшний день не стали предметом широкой дискуссии. Написано немало очень интересных, тонких и аналитических статей, но они появляются лишь в профессиональных изданиях. Некоторые материалы, которые касаются всех, обсуждаются в узком кругу представителей власти и управленцев. Во многих регионах – в тех же Югре и Нижнем Новгороде – проблема решается на серьезном уровне. Но вот публичного обсуждения, в котором приняли бы участие все слои населения, по-прежнему нет.

Напомню, что если исходить из требований Стратегии, а также из показателей, заложенных в проекте создания электронного правительства, то уже в 2015 году у нас 100 процентов всех государственных услуг должны быть переведены в электронную форму. Это значит, что всем гражданам придется пользоваться электронными системами.

Но кто у нас сейчас знает об этом? Мы проводили соцопрос граждан, и лишь 10 процентов из них говорили что-то имеющее отношение к действительности. Остальные выдавали самые неожиданные варианты. Например, говорили, что информационное общество – это общество, в котором любят информацию. Между тем в первых же строках Стратегии говорится, что «Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти».

Поэтому сегодня крайне важны социальные аспекты и последствия информатизации. Нашей группе удалось сделать понятие «Электронный гражданин» не только академическим, научным, но придать ему статус фигуры речи. К сожалению – не более того. Да, теперь чиновники не пугаются говорить на эту тему, но пока дело дальше не идет.

Самый главный аспект сейчас – это обратная связь, запрос граждан на то, какие именно электронные услуги и в каком формате им нужны.

Можно лишь констатировать, что информационное неравенство, увы, состоялось. И этот раскол нужно преодолевать уже сейчас. Иначе у нас и дальше общество будет делиться на кучку потребителей «гламурных» услуг и тех, кто не может себе позволить пользоваться ими.

Полагаю, компьютерный ликбез для широких масс населения способен сдвинуть воз с места.

Код открыт!

У специалистов наверняка возникнет вопрос – с какими же программами и оперативными системами учат работать начинающих пользователей в проекте «Электронный гражданин». Оказывается, здесь охвачены не только Windows, но также Linux и Mac.

Впрочем, по мнению Павла ФРОЛОВА, директора компании LinuxCenter, равные права по отношению к пользованию информационными ресурсами могут быть только при массовом внедрении на всей территории страны свободного ПО*. К сожалению, до последнего времени у нас в стране не уделялось достаточно внимания вопросам, какое ПО используется – закрытое коммерческие или свободное, какие стандарты обмена информацией применяются. В итоге на государственных порталах сплошь и рядом выкладываются документы в единственном формате, разработанном компанией Microsoft, а любой гражданин, который хочет получить госуслугу, должен скачать файл в формате .doc или .xls и как-то его открыть. Сделать же это можно, лишь приобретя программу Windows. Нередки примеры, когда ученику в школе дают задание нарисовать картинку в программе PhotoShop. Не нарисуешь – получишь двойку. Но откуда брать программу, которая стоит несколько сотен долларов?

– Ранее предполагалось, что при всеобщем проникновении компьютерных технологий стоимость программ должна неминуемо снизиться, чтобы ликвидировать цифровое неравенство, – говорит Павел Фролов. – Однако в итоге получилось, что программы, если приобретать их только законным путем, доступны только очень состоятельным гражданам, которые могут оснастить свой компьютер исключительно лицензионным ПО. На практике же 90 процентов пользователей использует контрафактные программы. И это одна из главных причин, почему нашу страну не пускают в ВТО.

Надо сказать, что прогремевшее «дело Поносова», связанное с использованием в одной из пермских школ нелицензионной программы Windows, было первым серьезным сигналом нашему руководству о том, что ситуацию необходимо в корне исправлять. В итоге, по данным МВД, за первые три квартала 2007 года было заведено более 4500 дел на тему использования контрафактного ПО. Конечно, это капля в море. Но что делать тем организациям, где стоят нелицензионные программы? Ведь если заставить всех, кто сейчас работает с пиратским софтом, заплатить ровно столько, сколько стоят эти программы, получится астрономическая сумма. К примеру, в среднестатистическом вузе, где установлено от нескольких сотен до нескольких тысяч компьютеров, даже с учетом всех мыслимых скидок и специальных академических лицензий сумма ПО только для одной машины доходит до 15000 долларов.

Между тем правоохранительные органы не могут смириться с такой ситуацией. Ведь сейчас благодаря внесенным в Уголовный кодекс изменениям уголовные дела по этой проблеме могут возбуждаться по инициативе прокуратуры. При этом срок максимального наказания повышен с 5 до 6 лет, что автоматически переводит их в категорию тяжких преступлений. Фактически любой гражданин, у которого в кармане лежит CD с пиратским Windows, рискует точно так же, как если бы у него там лежал пакетик с героином.

Это сравнение более чем уместно, ибо нас всех, в масштабе страны, умудрились «подсадить» на иглу коммерческого ПО производства Microsoft*. Некоторые считают, что платить все-таки надо, тем более что деньги в стране есть. Но, спрашивается, зачем субсидировать экономику чужих стран?

Сейчас на уровне правительства все чаще говорят о внедрении свободного ПО во всех сферах. И главный аргумент в пользу широкого внедрения программ с открытым кодом – информационная безопасность. В августе 2007 года ОС Windows, не задавая никаких вопросов пользователю, обновила ряд системных файлов на всех компьютерах, которые были подключены к Интернету, в том числе и тех, которые работают с конфиденциальной информацией. Резонно задать вопрос: почему наши компьютеры открыты для кого-то, сидящего за рубежом? И не наступит ли момент, когда кто-нибудь захочет заставить все наши компьютеры замолчать?

Учить по-новому

Недавно на выставке «Инфоком» во время телемоста между Москвой и Екатеринбургом советник министра информационных технологий и связи Максуд Шадаев заявил, что, по их данным, заинтересованность госструктур в свободном ПО составляет порядка 30 процентов. Пока же используется лишь 1 процент.

Для сравнения: в Европе открытый код имеют свыше 50 процентов программ. Поскольку у нас подавляющее большинство софта не лицензировано, повсеместное внедрение программ с открытым кодом, в которых, подобно Linux, стоимость лицензии равна нулю, а пользователь сам имеет возможность исправлять и дорабатывать ПО, способно исправить ситуацию.

Правда, дело движется так медленно во многом из-за нехватки кадров, способных работать с другими ОС. Немудрено, ведь до сегодняшнего момента по всей стране была выстроена грандиозная система подготовки пользователей, знакомых только с одной системой Windows. На это были ориентированы школьные и вузовские учебники и программы.

Теперь же необходимы курсы, где пользователей готовили бы работать и с другими системами и программами. Изменить положение дел способен, в частности, проект «Электронный гражданин».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте