Региональная программа в учебном процессе развивает идеи применения новых технологий, которые открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров.
Несомненно, что ИКТ делают уроки географии особенно увлекательными, расширяют возможности мотивации при изучении предмета, повышают его престиж среди других дисциплин.
На занятиях я использую как готовые программные продукты (например, «Уроки географии Кирилла и Мефодия» для 6, 7, 8, 9-х классов и другие), так и электронные пособия, созданные учениками информационных классов (естественно, по заказу учителя), и свои собственные презентации.
Огромное преимущество электронных программных продуктов перед традиционными в том, что многие процессы и явления показаны в динамике, иллюстративный материал включает не только статичные изображения, но и небольшие фрагменты научно-популярных и учебных фильмов. К примеру, извержение вулкана, гейзера, движение литосферных плит, циклоны и многое другое. Практические задания, где ребятам приходится работать с активными элементами программ, повышают интерес к предмету и развивают логическое мышление, анимация позволяет смоделировать реальную географическую ситуацию.
При использовании новейших средств обучения у школьников возникает желание и формируется умение самостоятельно работать.
Большой плюс, что с помощью многих электронных пособий можно выйти в Интернет и получить массу дополнительной информации по предмету.
Электронную версию учебника ученик может использовать даже дома при подготовке домашнего задания, совершенствуя при этом свои практические умения и контролируя собственные знания.
Презентации, которые я готовлю к урокам, обычно бывают насыщены иллюстрациями, так дети лучше воспринимают новый материал и запоминают уже большую часть полученной информации. Примером может послужить презентация «Электроэнергетика» (9-й класс). Это урок сообщения новых знаний с использованием ИКТ. Его цель – знакомство учеников с электроэнергетикой, ее ролью и значением, местом среди других отраслей экономики России. Мы рассматриваем основные типы электростанций, их характерные черты и особенности, достоинства и недостатки; анализируем особенности размещения по территории страны электростанций различного типа.
В начале урока ребята вспоминают, что изучали на других уроках по этой теме. Используя рисунки, они самостоятельно пытаются объяснить, как работает тепловая станция. После этого учитель повторяет схему работы электростанции для закрепления материала. Аналогично описывается работа следующего агрегата. С помощью слайдов дети объясняют принцип его работы и записывают в тетрадь.
После знакомства с основными источниками энергии переходим к альтернативным. Ученики по отработанной схеме самостоятельно описывают принцип действия приливных, солнечных или ветровых электростанций, просматривая слайды. Для подтверждения правильности их рассуждений на экран выводятся изображение и описание данного объекта.
Подводя итоги урока, мы обсуждаем, какую работу сегодня проделали, что получилось, а что нет и почему, зачем нам нужны знания об электроэнергетике своей страны. И, как обычно, домашнее задание: параграф учебника, записи в тетради. А «для удовольствия» предлагаю ребятам приготовить доклады, найти новые иллюстрации и информацию об источниках энергии и их использовании.
Мы нередко проводим интегрированные уроки географии и информатики. Например, по теме «Население России» в 8-м классе, где требуется построить график в программе Excel и объяснить причины изменения численности населения России с 1700 по 2006 год. Такой урок объединяет воедино знания и практические навыки учеников по двум предметам, демонстрирует элементы самостоятельной деятельности школьников в приобретении знаний и развитии их логического мышления.
В течение всего учебного года девятиклассники из информационных классов создают электронные пособия по разным предметам. Приведу в пример одну из наиболее удачных работ, выполненную Александром Алешиным, – электронное пособие, посвященное отдельной теме «Металлургический комплекс России», которую изучают в 9-м классе. Работа включает в себя обязательную часть учебного курса, а также дополнительные сведения о различных металлах, их свойствах, применении в хозяйстве, проблемах металлургического комплекса, так как при изучении нового материала всегда возникает множество вопросов, связанных с применением, добычей, выплавкой металлов.
Пособие содержит информацию о крупнейших металлургических предприятиях России и, что немаловажно, карты сырьевых баз, где приведены объемы производства какого-либо металла, добычи руды, способы добычи руды, названия действующих промышленных предприятий, выпускающих различные металлы. Приложение можно использовать на уроке при изучении текущего материала как материал для справки и при написании рефератов. Дома ученик может использовать электронную версию пособия при подготовке домашнего задания либо для расширения своего кругозора.
Евгения ЗАГОСКИНА, учитель географии школы №30, Березники, Пермский край
Комментарии