search
main
0

Электронное обучение. Как совместить потребности и возможности*

Население России ощущает острую необходимость учиться постоянно. Сегодня в стране появились десятки миллионов людей, нуждающихся не только в первом, но также во втором и третьем основном и дополнительном профессиональном образовании. Что необходимо предпринять, чтобы мы и далее не забалтывали проблему электронного обучения, а сделали реальные и эффективные шаги по оздоровлению нашего образования посредством ИКТ?

Комментарий «УГ»*По материалам «круглого стола» на тему «Электронное обучение в России: состояние и перспективы развития», который состоялся 10 ноября 2008 г. в Государственной Думе РФ.

Первое. Необходимо создать условия для приобретения в сжатые сроки педагогическими работниками достаточного информационного капитала. Именно педагоги сегодня поставлены в сложнейшее положение, так как порой ученик имеет гораздо больше возможностей получать новые знания посредством компьютера и Интернета, чем его учитель. Преподавателей иногда обвиняют, что они, мол, боятся использовать современные электронные технологии в образовательном процессе. Может быть, частично это и так. Но что мы сделали, чтобы такого не было?

Учителя должны иметь такой же свободный доступ к информационным сетям, как и к школьной библиотеке. Поэтому предлагаю:

предоставить право педагогическому работнику получить в образовательном учреждении компьютер для использования в домашних условиях;

оплатить за счет бюджетных средств каждому педагогическому работнику подключение его домашнего компьютера к Интернету;

осуществлять им за счет средств федерального бюджета ежемесячную выплату в размере до 500 рублей за пользование Интернетом;

обеспечить постоянно действующую федеральную или региональную систему повышения компьютерной квалификации педкадров в рамках непрерывного образования, в том числе посредством дистанционных образовательных технологий;

создать единый общероссийский образовательный портал, обеспечивающий каждого педагога всей необходимой для его профессиональной деятельности информацией и материалами в электронном виде (учебники, пособия, лабораторные, лекции, уроки и так далее);

создать в каждом субъекте РФ свой образовательный портал, в том числе в части регионально-национального компонента;

привести техническое оснащение классов, аудиторий и лабораторий в соответствие с запросами новых электронных образовательных технологий;

предусмотреть введение в штаты школ новых должностей (например, тьюторов), чтобы помочь учителям и ученикам решать проблемы, возникающие при использовании средств ИКТ.

Одним словом, для педагога надо создать условия. И я уверен, что в силу своей любознательности, своего ежедневного педагогического поиска каждый преподаватель в сжатые сроки не только приобретет необходимый информационный капитал, но и сумеет его передать своим ученикам.

Что касается расходов, то нужно понимать: внедрение ИКТ – это реальный путь к более рациональному использованию средств, выделенных на образование. Традиционные технологии чрезвычайно неэкономичны. Аккредитационной коллегией Минобразования РФ было установлено, что абсолютное большинство (98,2 процента) капитальных вложений в вузы идет на здания и сооружения, соответственно лишь 1,8 процента тратится на библиотеки, лабораторное и информационное оборудование.

Второе. Очевидно, что каждому ученику и студенту надо создать условия для приобретения необходимых знаний посредством ИКТ как в ходе образовательного процесса, так и во внеурочное время. Это потребует серьезного изменения методологии и организации образовательного процесса. Одновременно для обучающихся и педагогов надо создать условия для участия в жизни информационного общества, решить проблему обеспечения детей из малообеспеченных семей компьютерами с возможностью подключения к сети «Интернет».

Третье. Убежден, что дальнейшее развитие информатизации системы образования должно не только всемерно поддерживаться законодательством, но и осуществляться исключительно в рамках закона. Ныне действующее законодательство, легализовав e-Learning, не сумело урегулировать моменты, возникающие в связи с внедрением ИКТ в образование.

Поэтому необходимо:

определить понятие новой категории образовательных учреждений в дополнение к традиционным, такой как «сетевое (распределенное) образовательное учреждение (организация)», которое(ая) реализует распределенный образовательный процесс на основе ИКТ дистанционного обучения, в том числе на основе заключенных договоров;

гарантировать возможность ведения образовательной деятельности вне зависимости от местонахождения головного учреждения (организации) и его (ее) обособленных подразделений;

ввести положение о возможности представления в электронном виде документов при поступлении в сетевое (распределенное) образовательное учреждение (организацию);

закрепить право образовательного учреждения заключать договор с иными организациями о совместной реализации программы и проведении аттестации учащихся, в том числе итоговой;

установить особенности предмета и содержания экспертизы, проводимой в отношении сетевых (распределенных) образовательных учреждений (организаций), и так далее.

Четвертое. Нам надо поддержать инициаторов и подвижников электронного обучения, правильно оценить проделанную ими работу и не разрушать в угоду бюрократам-ретроградам уже сделанного и накопленного, например, той огромной образовательной сети, созданной некоторыми вузами.

Я глубоко убежден в том, что электронное обучение будет одной из фундаментальных основ новой модели национальной системы образования, которая обеспечит решение главной задачи образования – радикального расширения возможности получения качественного образования нашими гражданами.

Виктор ШУДЕГОВ, председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте