search
main
0

Электронное образование может стать брендом нашего региона. Гульназ ШАФИКОВА, министр образования Республики Башкортостан:

Сегодня образование Республики Башкортостан – это многотысячная сеть образовательных организаций, у каждой из которых свое лицо, свои достижения, отмеченные в том числе и на самом высоком, федеральном, уровне. Школы республики входят в Топ-500 и Топ-200 «Лидеры в образовании», и с каждым годом число тех, кто представляет Башкортостан в этом рейтинге, только увеличивается. Больше становится призеров всероссийских олимпиад, растут средние баллы итоговой государственной аттестации старшеклассников. О настоящем и будущем «школьной» отрасли наш разговор с министром образования Республики Башкортостан Гульназ ШАФИКОВОЙ.

– Гульназ Радмиловна, по всему видно, что в республиканской системе образования уже сделано немало. А каким вы видите ее дальнейшее развитие?- В современных условиях нам кажется важным организовать непрерывное взаимодействие образовательных организаций с различными учреждениями, предприятиями, бизнес-структурами в целях интеграции ресурсов, объединения потенциалов и совершенствования механизмов оказания образовательных услуг. Так, в системе дошкольного образования за последние три года были решены важные задачи создания новых мест для детей от 3 до 7 лет. Теперь нужно внедрять модели альтернативных форм дошкольного образования, обеспечить их организационную, структурную, нормативно-правовую и научно-методическую поддержку. Это требует совместных усилий специалистов разных областей и ведомств.Необходимо рассматривать активизацию сетевого взаимодействия образовательных организаций, применение форм дистанционного образования, внедрение новых моделей профессиональной ориентации школьников с учетом индивидуальных образовательных траекторий и запросов социально-экономического развития региона. – На какие направления будете делать ставку в ближайшие годы?- Одним из актуальных трендов является электронное образование, когда знания можно получать посредством современных коммуникаторов – смартфонов, планшетов, ноутбуков, которыми владеет практически каждый современный школьник. Основная задача – повысить эффективность имеющихся в школах средств и ресурсов. Самое главное – не сколько там стоит компьютеров, а как и зачем они используются. Сегодня все школы без исключения подключены к республиканской системе дистанционного образования. Радует, что число учеников, пользующихся электронными образовательными ресурсами, из года в год растет. Наша республика одна из первых, кто вошел в число исполнителей национальной платформы «Открытое образование» (Ассоциация «Электронное образование Республики Башкортостан»), есть уникальные наработки, которые нужно продвигать, а само понятие электронного образования может стать брендом региона. Ежегодно глава республики выделяет на развитие электронного образования тридцать миллионов рублей в виде грантов. В этом году на них мы делаем восемь больших проектов: «Сетевой электронный детский сад», «Сетевая электронная школа», «Сетевая модель дополнительного образования», «Модель обучения педагогов технологии применения электронного обучения в разных ролях: тьютор, организатор, обучающийся, учитель», «Модель интеграции элементов подготовки к ГИА в школьную программу», «Модель отбора и сопровождения одаренных детей», «Модель геймификации образовательного процесса», «Модель обучения родителей «Родитель. Тьютор. Образование».- В школах республики работают около 39 тысяч учителей, более половины из них – в сельской местности. Новые программы в сфере образования, которые предусматривают расширение штатов, а также стремительное старение кадров заставляют искать новые стимулы для тех, кто избрал профессию педагога.- Сегодня средний возраст педагогов – 43-45 лет. Для внедрения инноваций это критическая черта. Проблема введения программы сопровождения молодых педагогов стоит остро на всех уровнях образования, особенно в дошкольных и профессиональных организациях. Эффективный опыт подобной работы у нас есть. Его необходимо обобщать и распространять. Кроме того, мы пересмотрели систему оценки и поощрения деятельности всех педагогов и управленческого персонала в связи с внедрением профессиональных стандартов с возможностью включения в этот процесс общественности.- Гульназ Радмиловна, а как ведется работа в системе профессионального образования?- Для профессионального образования республики прошедший год стал знаковым по целому ряду направлений: завершен переход учреждений среднего и начального профессионального образования в профессиональные образовательные организации, практически закончились мероприятия в рамках реализации Комплексной программы модернизации профессионального образования Республики Башкортостан, сформирована сеть ресурсных и многофункциональных центров прикладных квалификаций.Команда Республики Башкортостан приняла участие в чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) – финал Приволжского федерального округа проходил в апреле в Саранске. В чемпионате приняли участие 204 учащихся из 14 регионов Поволжья, соревновавшихся между собой по 25 компетенциям. Нашу республику представляли победители регионального этапа по 9 компетенциям. По итогам полуфинала представители Башкортостана завоевали четыре медали.Мы считаем, что дальнейшее развитие системы профессионального образования должно происходить по трем основным направлениям: обеспечение соответствия квалификации выпускников текущим и перспективным требованиям экономики; развитие системы непрерывного образования «школа – ссуз – вуз – предприятие» общими усилиями бизнеса, государства и сферы образования; постоянный мониторинг качества подготовки кадров. И если вопросы качества раньше ассоциировались с недостаточно развитой материально-технической базой, то теперь возникает все больше вопросов к квалификации преподавателей СПО. Над этим вопросом мы будем работать в наступающем учебном году в связи с внедрением профессиональных стандартов педагогов. Для активизации инноваций в сфере образования, и профессионального в том числе, в республике появился ресурсный центр, профильной задачей которого является координация работы профессиональных учреждений и помощь в профессиональном самоопределении детям и молодежи.- А как в республике обстоят дела с развитием детских технопарков? – Первый Республиканский детский образовательный технопарк (РДОТ) уже набирает силу, однако для успешной реализации сети нам важно разработать механизмы взаимодействия представителей разных уровней и ведомств, привлечь партнеров из высшего образования, производственных предприятий и бизнес-структур. Это также важно сделать для внедрения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», которая в нашей республике должна учитывать социально-экономические, национальные и климатические особенности региона, потребности участников образовательных отношений.РДОТ – это методический центр и координатор работы сети детских технопарков республики, учреждений дополнительного образования технического профиля и начального профессионального образования. На данный момент сеть организаций дополнительного образования детей технического профиля республики состоит из 24 муниципальных организаций. Всего в УДОД технического профиля обучаются 22 тысячи ребят, работают с ними 567 педагогов. Ежегодно в республиканских мероприятиях технической направленности, которые РДОТ устраивает совместно с вузами Уфы, участвуют более полутора тысяч человек. А это и слеты юных техников, конструкторов и рационализаторов, и выставки детского и юношеского технического творчества, и конференции для преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения, и фестивали, конкурсы, олимпиады по специальностям начального профессионального образования. А еще технические олимпиады для обучающихся учреждений дополнительного и начального профессионального образования, научно-практические конференции по детскому и юношескому техническому творчеству, спортивно-технические соревнования: авиамодельные, ракетомодельные, по радиоспорту и картингу. Сборные республики участвовали в первенстве России по авиационным свободно летающим моделям, во Всероссийском конкурсе по стендовому судомоделизму-2016 (золотая, серебряные и бронзовые медали), в Международном конкурсе по стендовому судомоделизму на Кубок университетов (1 золотая, 4 серебряные и 3 бронзовые медали), в Международном конкурсе компьютерной графики и анимации «Цифровой ветер» (1-е место). Ученик 9-го класса завоевал золотую медаль на Международной научно-практической олимпиаде GENIUS OLYMPIAD 2016.- Гульназ Радмиловна, большое внимание в республике уделяется дополнительному образованию детей, их отдыху и оздоровлению. Какие достижения у вас на этом поприще? – На сегодняшний день в Башкортостане работают 227 учреждений дополнительного образования технической, естественно-научной, туристско-краеведческой, художественной, физкультурно-спортивной направленности. На их базе занимаются около 300 тысяч детей, многие из которых демонстрируют большие успехи. Ребята, например, неоднократно становились призерами экологических мероприятий всероссийского и международного уровней. Только в минувшем учебном году юные экологи республики стали призерами Международного конкурса «Зеленая планета», заключительного этапа Всероссийской экологической олимпиады школьников, Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды городов России, Всероссийского конкурса «Человек на Земле». Десять детей стали обладателями Премии Президента Российской Федерации по поддержке талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» за призовые места в республиканских и всероссийских экологических мероприятиях.Перед нами поставлены следующие задачи:- увеличить охват обучающихся по дополнительным образовательным программам;- не допускать свертывания системы организаций дополнительного образования детей;- шире использовать кадровый и ресурсный потенциал учреждений дополнительного образования детей при осуществлении внеурочной деятельности согласно требованиям нового поколения ФГОС.Мы также поставили перед собой цель активизировать работу по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, что позволит в том числе снизить отток одаренной молодежи из региона. Но мы говорим о нехватке комплексности в деле организации патриотического воспитания – это одна из ключевых задач на будущее. Количество мероприятий, а мы их уже организовали более 150, охватив около 440000 детей, должно переходить в качество. Необходимо проанализировать эффективность проведения каждого из них исходя из материальных, финансовых и человеческих затрат, выявить наиболее результативные и предложить этот опыт для распространения. Кроме того, к работе по патриотическому воспитанию детей необходимо привлекать родителей, социальных партнеров, общественность. По отдельности это делается в каждой школе, но четкой и слаженной системы, где задействованы разные участники образовательных отношений, используются ресурсы учебной и внеурочной деятельности, различные формы работы и инновационные методы, пока мало. Опыт таких школ мы сегодня изучаем, разрабатываем соответствующее научно-методическое обеспечение и будем его тиражировать на всю республику.Республика Башкортостан занимает лидирующее место в ряду субъектов Российской Федерации с успешно развивающейся экономикой по организации отдыха детей и их оздоровлению. Различными формами организованного отдыха и досуга охвачены 81,6% детей и подростков, функционируют 2688 организаций отдыха (95 загородных лагерей, детских санаториев и санаторно-оздоровительных лагерей, 1440 лагерей с дневным пребыванием, организованных на базе образовательных организаций, 33 лагеря санаторного типа, 1000 лагерей труда и отдыха, 120 палаточных лагерей). Блицопрос «УГ»- Какую книгу вы сейчас читаете? – Перечитываю рассказы Чехова.- Чем увлекаетесь в свободное время?- Спортом. – Какие качества цените в людях больше всего?- Верность, честность, открытость, милосердие, умение держать слово.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте