search
main
0

Электронная столовая,. или Что такое цифровая среда

Цифровая школа – новое слово в образовании. Что это, красивое выражение и большие проблемы для всего коллектива или продуктивная система, раскрывающая потенциал учителя и школьника? Как выжить в постоянно меняющихся условиях, сохранить уважение учеников и остановить войну физиков и лириков, рассказывает директор лицея «АМТЭК» города Череповца Дмитрий КУЗЬМИН.

Гонка школьных вооруженийМы первая цифровая школа в России, и надо сказать, что от этого не так много радости, как кажется на первый взгляд. Тем более для директора, для него это настоящая головная боль. Понятие «цифровая школа» несколько идеализировано. Да, у нас много компьютеров, гаджетов, успешно работает система «Электронная школа», И все-таки что такое цифровая школа, пожалуй, пока никто точно сказать не может. На самом деле у нас обычная современная школа. А точнее, лицей. Не все то золото в современном цифровом мире, что блестит: я, честно говоря, даже против wi-fi в здании, поскольку тогда у школьников на руках тут же будут готовые ответы: ГДЗ из Интернета еще никто не вычистил, а задания учителя все-таки нередко придумывают не сами. И получается «гонка вооружений» – учителя ищут что-то новое, ученики немедленно выискивают ответы в Сети.Сейчас мы стремимся реализовать проект «Электронная школа» – использовать технологии по максимуму. Электронный журнал, электронная проходная, электронная столовая – это требование времени. Первый шаг к электронному учебнику начинается с того, что ребенок берет планшет и фотографирует несколько страниц из толстого учебника, чтобы не таскать его с собой в школу. Получается пиратская копия. А надо, чтобы все было законно. И соблюдение законности – зона ответственности школы. Легальный переход на электронные учебники для нас недосягаем. К тому же у нас всегда будут дублировать электронный «учебникооборот» бумажным. Не знаю для чего, может, для удобства лицензирующих органов?У нас есть много ребят, имеющих опыт в программировании. Они удачно вписываются в образовательную среду. В лицее не утверждают, что компьютер – это мировое зло, от которого надо избавиться. Мы должны сделать из того, кто сидит ВКонтакте, болтает по скайпу и играет в «Танки», продвинутого пользователя, пусть не совсем программиста, но уверенного пользователя. В программирование потом идут немногие, зато подрабатывают в Сети почти все.Войны физиков и лириков у нас нет – нам нечего делить. То, что мы, учителя, не понимаем, мы как минимум уважаем. Как пользователь у нас хорош каждый учитель. Каждое рабочее место учителя подключено к локальной сети. Жаль, но это не заслуга государства, которое по идее должно было бы финансировать развитие цифровой школы. Андрею Успенскому, учителю года России-2006, первому поставили в кабинет интерактивную доску. Теперь электронные доски, есть в каждом кабинете. Все подключены к Сети.Проблема в исполненииЖалко, что государство мало помогает. Установили, к примеру, компьютерное или мультимедийное оборудование, и все. Когда что-то выходит из строя, приходится менять и чинить самим, а должность инженера в штате давно упразднили. Из-за этого иногда в учреждениях вообще ничего не распаковывают, так и держат в коробках. Зато, если вдруг проверка, все в целости и сохранности. Хотя сейчас за это наказывают – нецелевое использование.Федеральный закон № 44-ФЗ написан по принципу «хотели как лучше». Хотя и с 93-м, и с 94-м законами были накладки. Случается, например, что деньги для закупок приходят в учреждение в декабре, потому что все остальное время они находятся в обороте. Потом они появляются, и оказывается, что за две недели нужно провести аукцион и все закупить, и чтобы «без фокусов». Никогда не забуду, как в 2006 году лицею надо было за неделю потратить миллион, полученный за победу в ПНП «Образование», и каждый день мне звонили и напоминали, что сегодня я должен потратить триста тысяч, завтра двести, а не то… Понятие об автономии у нас в каждом регионе свое. Ездили мы набираться опыта в Калининград: так там сначала деньги дают, потом расходуют и только потом за них спрашивают. А у нас почему-то сначала расходуют, потом спрашивают, потом дают (хорошо, если ранее оговоренную сумму) и опять спрашивают, для профилактики.Россия – большая страна с разнообразными особенностями национальной сдачи ЕГЭ. Единый подход к сдаче, если он честен, – это, безусловно, хорошо. Тогда можно действительно сравнивать реальные способности выпускников. В консервативном Череповце мы стараемся честно сдавать экзамены, и за каждого девяносто-стобалльника отвечаем головой. В некоторых регионах, как показала практика, процедура выглядит по-другому.ЕГЭ в той форме, в какой он сейчас есть, по большому счету не нужен – это во многом лотерея, все задания стандартны. Он мало что проверяет, а держит в напряжении всех: от детей до чиновников от образования. Традиционный экзамен показывал больше. Конечно, и здесь у каждой школы мог быть свой вариант подтасовки результатов. Но сейчас слишком много неотлаженных процедур: все участники сдачи ЕГЭ  собираются у дверей школы в восемь утра и несколько часов проходят через металлоискатель. А зачем? Ведь стоит немного поменять настройки или сунуть телефон в обувь, и даже неоднократная проверка ничего не покажет.Я вообще не понимаю, почему я должен ученикам, которых много лет знаю, уважаю и люблю, грозить пальцем? Такой инструктаж унижает и инструктора, и инструктируемого. Идея экзамена неплоха, проблема, как всегда, в исполнении… Единственное, что мы можем сказать нашим детям в свое оправдание: так надо. Но, мне кажется, от этого мы не станем выглядеть в их глазах менее недалекими.За все надо битьсяПочти со всеми проектами так. Новые ФГОС, на мой взгляд, очередная «реформа ни о чем». Внеклассные часы давно надо было увеличить. Но не срывать же с уроков учителей на 108 часов так называемого повышения квалификации, которое никакое и не повышение. А деньги-то потрачены. По сути, изменений – мизер, только шум и бумаги, бумаги, бумаги… Но у нас очень хороший коллектив, и педагоги это стойко перенесли.Кадры, без сомнения, решают все. Но чтобы кадры удержать, им надо платить. И финансовый аспект, к сожалению, остро проявляется во многих школьных сферах.За все надо биться. Например, в свое время за систему турникетов «Электронная проходная» с пожарными (дело было передано в суд, лицей выиграл, и теперь – пожалуйста, турникет в каждую школу чуть ли не рекомендуют установить), за рейтинговую систему оценок, которую сначала чиновники считали лишней и ненужной, а потому вредной. А как нам пришлось сражаться за создание и существование некоммерческого партнерства родителей!Нередко говорят, что мы платный лицей. Вначале (в 1990-х годах) деньги, о которых вспоминают, были платой за пансион, потому что дети жили прямо в лицее, а он тогда находился за городом. Потом – платой за дополнительные услуги. А теперь у нас создано некоммерческое партнерство, родители платят членские взносы, у них свой бухгалтер, свой секретарь, у них отдельное помещение. Родители планируют и просчитывают, на что пойдут их деньги. Без помощи родителей школе не удастся в современных условиях поддерживать необходимый уровень развития. Того, что выделяют регион и муниципалитет, хватает на зарплату, коммунальные услуги и связь. А развитие, а XXI век на дворе?..Сегодня школе нужно сформировать такую систему, чтобы каждое вложение и каждое изъятие было абсолютно прозрачно и мотивированно. Хочешь что-то сделать – задай себе вопрос: зачем ты хочешь это сделать? Для кого? Где ты возьмешь на это деньги? Когда директору  небезразличны все без исключения механизмы функционирования школы, значит, из него выйдет толк.Во все надо вникать, в жизнь учеников тоже. Ставить себя на их место. Не стоит упрекать родителей в том, что они не обращают внимания на своих отпрысков. Надо работать. Кормить, учить, одевать, лечить, ругать, хвалить, опускать на землю… Хватает у родителей работы. Но не должно быть так, чтобы школа взваливала всю ответственность на семью, а семья на школу, потому что мы части единого целого.Досье «УГ»Дмитрий Юрьевич Кузьмин родился 5 сентября 1967 года в городе Череповце. Окончил среднюю школу № 25 города Москвы, факультет иностранных языков Вологодского государственного педагогического института.В 1991 году пришел в Северо-Западный экономический лицей «АМТЭК». Работал в должности старшего преподавателя, руководителя методического объединения, заведующего кафедрой, заместителя директора по учебно-воспитательной работе. С 2004 года по настоящее время – директор общеобразовательного лицея «АМТЭК».Имеет высшую категорию учителя английского языка и высшую категорию руководителя общеобразовательного учреждения.Вологодская область, Череповец

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте