Союз ИТ-директоров при активном участии ВШЭ, МЭСИ и Финансового университета уже не первый год продвигает в России концепцию развития смарт-общества. Профессором МЭСИ В.П.Тихомировым очень точно выражена основная позиция развития образования сегодня: «Старая система образования ни по каким параметрам не подготавливает людей для работы и жизни в SMART-обществе. Без этой технологии инновационная деятельность невозможна. Если система образования отстает от этих направлений развития, то она переходит в тормоз».
В традиционной, всем нам хорошо знакомой системе ученик приходит в школу, где учитель рассказывает ему новую тему, затем он возвращается домой и делает домашнее задание. В новой схеме предполагается, что обучающийся слушает все лекции дома (через компьютер или телевизор), далее он приходит в класс и там уже под присмотром руководителя выполняет задание по той теме, которую только что прослушал дистанционно. Основное преимущество в том, что наиболее ценное (и, наверное, наиболее дефицитное) в любом обучении время личного общения учителя и ученика стараются использовать только там, где оно дает максимальный эффект. Основная идея смарт-образования выглядит так, что оно позволяет подготовить человека к жизни и работе в условиях того самого общества.Гимназия имеет статус региональной инновационной площадки и работает в направлении «Отработка моделей электронного обучения и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий» (научный консультант Нина Александровна Русакова, кандидат педагогических наук, доцент). Это одно из 14 приоритетных направлений инновационной деятельности, работающих в едином научно-методическом пространстве региональной системы образования, где Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования осуществляет научно-методическое сопровождение инновационной деятельности в регионе.В соответствии с программой региональной инновационной площадки «Формирование образовательного пространства на основе SMART-технологий» (в практике используется термин «смарт») муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Гимназия №6 имени С.Ф.Вензелева» города Междуреченска Кемеровской области созданы и работают два инновационных продукта: смарт-учебник «Проценты» и вкладка «Портфолио» на ресурсе «Электронная школа 2.0» (сайт ru.obr.ru). Эти разработки отмечены дипломами и золотой медалью Международной выставки «Экспо. Сибирь» (Кузбасский образовательный форум) в 2017 году.Продукты, которые появились на данном ресурсе, можно классифицировать как электронные учебные пособия. Это не электронные учебники, требования к которым определены на уровне Министерства образования и науки (системное изложение всего курса, отбор содержания в соответствии с фундаментальным ядром, обязательная экспертиза продукта, конкурсный отбор). Контент учебника создается издательствами, потребитель покупает не столько учебник, сколько право использовать его одинаково хорошо на всех носителях в определенный промежуток времени. Создание учебника – это серьезная научно-методическая деятельность. Разработки в этом направлении ведутся активно – в каждом издательстве созданы отделы, занимающиеся разработкой учебников более чем по 20 направлениям. Вместе с тем представители издательств подчеркивают, что материалы учебника должны постоянно обновляться педагогами, которые используют учебник в своей практике. Таким образом, работа по наполнению вкладки «Смарт-учебник» – пространство, в котором может идти подготовка учителя к использованию электронных учебников.Образовательное учреждение должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться (ФГОС ООО, п. 26, раздел «Требования к условиям реализации ФГОС ООО», утвержден приказом МО РФ №1897 от 17.12.2010 года). Наполнение вкладки «Смарт-учебник» следует рассматривать также как условие подготовки учителя к использованию интерактивного электронного контента по всем учебным предметам.Интерес для общественности представляет электронное пособие «Смарт-учебник». Данный модуль является одним из первых компонентов дистанционного обучения, реализованных в Электронной школе 2.0. Он помогает взаимодействию учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражает все присущие учебному процессу компоненты. Учебник представлен материалами, в которые можно добавлять картинки, видео, аудио, лекции. Также есть возможность создать разделы «Обсуждение выполненного задания», «Практические задания» (тестирование). Пространство пособия позволяет создавать собственные учебники, делиться наработанным материалом с коллегами, отслеживать траекторию обучения каждого обучающегося, тем самым понимая, какой материал оказался более удачным.Смарт-учебник состоит из следующих блоков: изучение нового материала, блок, ориентированный на усвоение учебного материала, практический материал, обсуждение и контроль. Все блоки могут быть расположены в любом порядке, требуемом учителем. Каждый из блоков может быть как включен в учебник, так и выключен из него, а некоторые блоки могут быть включены неоднократно. Таким образом можно обеспечить вариативность учебника для учителя.Изучение материала в пособии может осуществляться как вертикально (новый материал, тесты на понимание и изучение материала, практическая работа, обсуждение, контрольная работа), так и горизонтально (наличие выбора по каждому из модулей учебника).Особенности каждого из блоков: Блок изучения нового материала. В каждом классе (группе) присутствуют дети с разной ведущей системой восприятия информации. Кому-то понятен материал в текстовой форме, кто-то предпочитает видеоряд, третий поймет, лишь после того как сам попробует что-то сделать. Для этого необходимо наличие большого количества образовательных источников по данной теме в различных формах (видеолекции, сканированный вариант бумажного текста, электронный учебник, презентация, аудиофайл и т. д.). Блок усвоения учебного материала. Необходимо сделать курс адаптивным к восприятию обучаемого, а для этого обязательно нужно ввести в сам курс элементы контроля знаний и обеспечить возврат на те объекты, которые не усвоены. Блок практического материала. Практика – критерий истины, говорил Маркс. В этом блоке предполагается выполнение тренажеров и самоконтроль. Блок обсуждения. Безусловно, в результате изучения новой темы у обучающихся будут возникать вопросы. Как обустроить это пространство – личный выбор учителя. Блок контроля. Здесь задача учителя – подготовить разноуровневые задания для обучающихся, чтобы каждый из учеников смог выбрать себе материал по уровню.Рассмотрим на примере темы математики «Проценты» работу электронного пособия «Смарт-учебник».В рамках общеобразовательной школы теме «Проценты» уделяется несправедливо мало учебного времени, а следовательно, уровень знаний, необходимый для приобретения умений, навыков для свободного оперирования ими на уроках математики, химии, физики и просто в быту, оказывается недостаточным. Тема «Проценты» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни.Изучение этой темы разворачивается по спирали и происходит в несколько подходов до 11‑го класса включительно. На каждом этапе изучения темы учащиеся возвращаются к процентам на новом уровне, их знания пополняются, добавляются новые типы задач и приемы решения. Задачи по этой теме входят в содержание ОГЭ и ЕГЭ.Учебное пособие выстроено следующим образом:1. Роль депозитария на сайте выполняет база знаний, где находятся все: учебные пособия; материалы; тесты.Доступ к размещению и всем имеющимся материалам есть у любого учителя Кемеровской области.2. За смарт-учебник отвечает одноименная кнопка, нажав которую мы попадаем в среду разработки. Здесь мы наполняем учебник необходимым содержанием.При этих условиях учебник сможет обеспечить индивидуальную траекторию каждого ученика.3. После создания готового учебника его можно назначить классу. Как это происходит? На странице урока через кнопку «Прикрепить смарт-учебник».4. После того как учитель назначил смарт-учебник, обучающиеся у себя в дневнике видят таблицу.5. Ученики заходят в смарт-урок и, двигаясь каждый по своей траектории, изучают предложенную тему.6. Когда обучающийся пройдет свою траекторию, у учителя на странице появится необходимая информация.Как может использоваться данный ресурс?1. Для организации обучения: во время карантина; во время болезни ребенка; поездки в лагерь во время учебного процесса.2. Для подготовки: к экзаменам; к ЕГЭ, ОГЭ.У ученика есть возможность вернуться к изучению этой темы начиная с 5‑го класса и восстановить недостающие знания.3. Для углубленного изучения темы.4. Можно использовать часть ресурса по необходимости.Особенность изучения математики заключается в непрерывности и последовательности изучения тем.Электронное пособие «Смарт-учебник» отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования и обеспечивает самостоятельную учебную и самооценочную деятельность ученика.Елена АНДРЕЕВА, Гульнара ЧЕТВЕРУХИНА, Роман ИШМУРАТОВ, Анжела СОКОЛОВА, Виктория МАЙСУРАДЗЕ, Кемеровская область
Комментарии