Ресурсное обеспечение образовательного процесса. Учебный план и тематическое планирование достаточно полно характеризуют процесс обучения. Однако, как подчеркивалось выше, образовательная программа образовательного учреждения должна раскрывать особенности организации обучения, и прежде всего его обеспечение. В программе «Модель содержания образования» заложена и такая возможность.
Окончание. Начало в №7Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
На рис.1 отображены различные варианты обеспечения по учебному предмету «Русский язык».
Реализация образовательной программы
ЭМСО находит применение на различных уровнях реализации образовательной программы. Можно выделить следующие уровни и субъекты реализации образовательной программы:
региональный (руководители, службы контроля, службы методического обеспечения, службы повышения квалификации);
муниципальный (руководители, службы контроля, методические объединения);
образовательного учреждения (директор, заместитель директора, заведующий кафедрой, учитель, ученики и их родители).
Образовательная программа на основе ЭМСО поступает в образовательное учреждение, обеспечивая при этом:
полноту и целостность представления содержания учебных предметов и курсов федерального и национально-регионального компонентов по всем ступеням обучения и единство образовательного пространства страны и отдельного региона;
вариативность в формировании компонента образовательного учреждения (дополнительной части содержания), которая реализуется за счет:
– наличия множества рекомендованных модулей факультативных, элективных курсов;
– возможности выбора способа построения компонента образовательного учреждения.
Важно, что представление содержания образования выполняется в единой парадигме федерального компонента (основной части образовательной программы).
Образовательная программа, информация о которой может поступать по локальной сети или Интернету, должна быть доступна специалистам школы и муниципальным органам управления. Службы контроля осуществляют ее проверку, методические службы определяют способы повышения эффективности. Таким образом, следует говорить о формировании и контроле содержания на основе электронного документооборота.
ЭМСО становится инструментом в планировании учебного процесса. Практика показывает, что основной трудностью для учителя становится «целостное видение» учебного процесса, с точки зрения его характеристики как системы, а также структурное его построение, определение уровня и направленности содержания учебной программы. Использование ЭМСО позволит учителю выйти на уровень системной организации учебного процесса, эффективно построить процесс обучения, реализовать компетентностный подход к обучению.
На каждом уровне реализации региональной образовательной программы для различных категорий работников образования следует определить следующие направления использования модели содержания образования.
1. Уровень образовательного учреждения.
Директор, зам. директора:
разработка учебных планов учреждения на основе ОБУП или примерных УП, рекомендованных Министерством образования и науки области;
обеспечение учебного плана ресурсами в соответствии с представленным в учебном плане тематическим планированием;
утверждение школьного компонента по предметам;
утверждение тематического планирования по предметам;
организация работы методических объединений.
Заведующий кафедрой:
разработка и проверка школьного компонента по блоку дисциплин;
проверка тематических планов;
организация и проведение методической работы по блоку дисциплин.
Учитель:
разработка школьного компонента по дисциплине: авторского или на основе рекомендованного;
разработка тематического плана (учебной программы): авторского или на основе рекомендованного;
учет требований стандарта при разработке уроков, контрольных мероприятий;
учет внутрипредметных и межпредметных связей при разработке уроков;
понимание значимости отдельных составляющих содержания предмета в соответствии с уровнем их включения и отражения в требованиях к подготовке учащихся;
использование ресурсов проекта ИСО при разработке и проведении урока.
Учащиеся и родители:
выбор учебного плана (профиля обучения и внутрипрофильной специализации);
получение представления о содержании обучения;
получение информации о необходимых учебных пособиях в соответствии с учебным планом.
2. Уровень муниципальных (районных) органов управления образованием.
Руководители:
получение информации о содержании образования в учреждении.
Службы контроля:
контроль за соблюдением требований к учебным планам и программам (тематическим планам).
Методические объединения:
разработка элективных курсов, факультативов;
разработка методик обучения;
рецензирование авторских учебных программ;
организация сетевой методической службы;
электронный документооборот по обмену информацией о методических находках и проблемах.
3. Уровень региональных органов управления образованием.
получение информации о содержании образования в учреждении;
разработка регионального компонента (руководство разработкой);
электронный документооборот по управлению формированием содержания образования в регионе.
контроль за реализацией национально-регионального компонента;
организация сетевого взаимодействия по контролю и сравнению деятельности учреждения по формированию содержания образования;
электронный документооборот по контролю и сравнению деятельности учреждения.
Службы методического обеспечения:
разработка национально-регионального компонента;
Службы повышения квалификации:
построение курсов по методике преподавания дисциплин;
оперативное реагирование на возникающие методические проблемы;
организация сетевого повышения квалификации;
электронный документооборот в региональной системе повышения квалификации.
Перечисленные направления применения ЭМСО обеспечивают реализацию очень важных принципов управления в сложной системе образования: единообразия требований к представлению образовательной программы на всех уровнях отбора содержания образования; сочетания централизации управления и самостоятельности образовательных учреждений; эффективного использования средств ИКТ.
Татьяна АБРАМОВА, начальник Управления общего образования и социальной поддержки детей Минобрнауки Челябинской области; Дмитрий МАТРОС, декан факультета информатики, заведующий кафедрой информатики и методики преподавания информатики ЧГПУ; Марина СОЛОДКОВА,
заместитель директора ЧИППКРО по учебно-методической работе; Елена ЛЕОНОВА,
доцент кафедры информатики и методики преподавания информатики ЧГПУ
matros@cspu.ru
Комментарии