Информатизация сферы образования играет важную роль в повышении качества и доступности образования. Внедрение новых технологий в процесс обучения позволяет наряду с традиционными учебными материалами использовать современные электронные средства поддержки и сопровождения образовательного процесса.
Сейчас уже можно подвести некоторые итоги работы по компьютеризации и информатизации образовательной среды. Осуществлена начатая еще в 2001 году крупная акция по поставке компьютеров сначала в сельские, а в 2002 году в городские и поселковые школы. 30 715 сельских школ получили 56 607 единиц компьютерного оборудования, 8797 городских и поселковых школ – 75 027 единиц. В 2003 году компьютерная техника поставлена в детские дома, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения начального профессионального образования. Софинансирование акции осуществлялось по схеме: 50% средств – из федерального бюджета и 50% – из бюджета субъекта Российской Федерации.
В рамках проекта «Компьютеризация городских и поселковых школ» вместе с компьютерами в каждую школу направлен комплект образовательных электронных изданий на CD-ROM, включающий учебные, информационно-справочные компакт-диски и издания общекультурного характера – всего 28 наименований на 31 CD-ROM. Среди них – библиотека электронных наглядных пособий по дисциплинам: Физика (7-11 классы), Химия (8-11 классы), Биология (6-9 классы), География (6-10 классы), Астрономия (9-10 классы), Мировая художественная культура (10-11 классы), Основы безопасности жизнедеятельности (5-11 классы). Кроме того – учебные электронные издания: Биотехнология, Физика и техника, Культурология, История искусства, Компьютерная графика и дизайн, Экономическая и социальная география, Экология, История техники, Экономика и право, Вычислительная математика и программирование. Издания предназначены для углубленной подготовки обучающихся профильных школ по естественно-математическому, социально-экономическому, гуманитарному, информационно-технологическому профилям.
Деятельность Федерального агентства по образованию в этой области, безусловно, будет продолжена. Основная цель проводимой нами работы – создание условий для получения школьниками современного и качественного образования. При этом необходимо реализовать важнейшую задачу – совершенствовать все компоненты образовательной информационной среды. Среди приоритетных направлений можно выделить: более активное использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения, совершенствование кадрового потенциала, разработку системы методического обеспечения процесса обучения, развитие системы дистанционного обучения, повышение обеспеченности школ компьютерной техникой.
В рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия» (2002 – 2010 годы) также продолжаются подключение школ к интернету и организация пунктов доступа в отдаленных населенных пунктах.
В рабочей стадии находится подготовка проекта «Информатизация системы образования». Финансирование его предусматривается за счет средств адаптационного программного займа Международного банка реконструкции и развития в виде двух траншей. Первый в сумме 100 млн. долларов США планируется в период 2004-2007 годы.
Григорий БАЛЫХИН, руководитель Федерального агентства по образованию
Комментарии