В начале сентября Елецкий городской суд Липецкой области вынес приговор главному специалисту управления образования города Ельца Василию Сидорову, признанному ответственным за гибель на учебных сборах десятиклассника местной школы. Как установило следствие, 17-летний Александр Новоселов скончался 17 мая 2005 г. во время трехкилометрового кросса, который школьники должны были пробежать в соответствии с программой этих сборов. Позже выяснилось, что подросток страдал хроническим сердечным заболеванием и погиб от острой коронарной недостаточности. Руководитель сборов Василий Сидоров был приговорен к одному году условно.
Это не первый случай гибели школьника во время таких сборов. Немалый общественный резонанс вызвала гибель 5 сентября 2003 г. ученика
11-го класса Александра Бочанова. Как выяснилось, у него также были серьезные проблемы со здоровьем – хроническое заболевание надпочечников. Тогда руководитель сборов подполковник Владимир Завадский получил четыре года лишения свободы условно с испытательным сроком в два года.
Напомним, что сборы для старшеклассников, официально именуемые учебными, появились в России в 2001 г. после издания совместного приказа министерств обороны и образования. Согласно этому документу, сборы проводились в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и носили необязательный характер. Школьники могли отказаться от участия в учебных сборах по собственной инициативе, а также по соответствующему заявлению родителей. Кроме того, согласно закону, к учебным сборам нельзя было привлекать школьников, которые не могут в них участвовать по состоянию здоровья.
По мнению члена Комитета Государственной Думы по обороне Николая Безбородова, последние несчастья с летальными исходами стали следствием как раз факультативного характера начального военного образования, не обеспечивающего «ни должного контроля, ни должной организации сборов».
Первую попытку придать начальной военной подготовке самостоятельный статус была предпринята в 2003 г. депутатами Госдумы третьего созыва. Для этого в тексте Закона «Об образовании» нужно было изменить норму, устанавливающую факультативный характер посещения урока, на обязательный. Тогда принятие документа было отложено из-за активного противодействия членов Комитета по образованию. Позже, в июле 2005 г. законопроект все-таки был принят. Причем сразу во втором и третьем чтениях, подавляющим большинством голосов при отсутствии воздержавшихся. «За» высказался 351 депутат, против – 1. Формально он вступил в силу с 1 сентября нынешнего года.
По новому закону все старшеклассники мужского пола в обязательном порядке должны будут получать начальные знания об обороне государства и воинской обязанности граждан. Закон также предусматривает обязательное участие в учебных сборах, которые включают изучение боевого оружия, проведение стрельб, а также кроссы.
Вынесение приговора Василию Сидорову подхлестнуло общественную дискуссию по этому вопросу. Свою точку зрения по поводу военного обучения старшеклассников высказали многие преподаватели. По их мнению, закон не обеспечен ни в правовом, ни в материальном плане, а также бессмыслен педагогически. Например, по выражению учителя московского лицея № 1525 Леонида Перлова, его реализация «причинит серьезный вред детям – и в плане милитаризации их сознания, и как прямая угроза для жизни».
Школьные педагоги бьют тревогу по поводу того, что для проведения занятий по начальной военной подготовке (НВП) даже в столице нет подходящих кадров. Кроме того, в настоящее время в городском бюджете просто нет средств для строительства полос препятствий и приобретения пневматического оружия. И уж коль Москва не справляется, то говорить о провинциальных школах и вовсе не приходится.
Так какую же цель преследовали депутаты, внося изменения в Закон «Об образовании»? Не является ли инициатива законодателей свидетельством того, что власти действительно взяли курс на милитаризацию общества?
Подобные утверждения заставляют вспомнить об активных попытках известных сил превратить любую проблему в орудие политической борьбы. Например, в качестве такого орудия перед выборами в Госдуму была использована гибель Александра Бочанова.
Но если взглянуть на проблему объективно, беспристрастно, станет ясно: предположения о том, что цель введения НВП – поставить всех юношей под ружье, милитаризовать общественное сознание, не имеют ничего общего с действительностью. Истинная причина в насущных нуждах национальной безопасности и обороны страны. Ныне даже за два года срочной службы солдат не всегда полностью овладевает необходимыми знаниями и навыками обращения с все усложняющимися оружием и боевой техникой. Проблема резко обострится с 2008 г, когда срок службы по призыву будет сокращен до 1 года. Чтобы за это время усвоить большинство солдатских и матросских специальностей, новобранцы должны будут приходить в армию и на флот, морально готовыми к службе, со знанием ее самых элементарных азов. Но. к сожалению, пятидневные сборы школьников на деле не могут дать и этого минимума. Из-за отсутствия достаточной учебно-материальной базы программа учебных сборов нередко включает зачастую только теоретическую подготовку, а практика ограничивается лишь шагистикой, кроссом и полосой препятствий. А вместо автоматов школьники используют их деревянные макеты.
Очевидно, депутаты, голосуя за введение обязательной военной подготовки в школьную программу, ставили цель: воспитать из юноши мужчину – целеустремленного, обладающего силой воли и твердым характером, уверенного в собственных силах, морально готового и способного постоять за свое Отечество. Но этим благим их намерениям не суждено осуществиться, пока они не будут подкреплены достаточными материальными и финансовыми ресурсами из соответствующих бюджетов.
Правда, при этом важно, чтобы в головах юношей и их наставников прочно укоренилась мысль о том, что начальная военная подготовка – не дворовая забава, не игра в «войну». Она требует профессионализма и самого серьезного отношения к делу педагогов, прочных гарантий здоровья учащихся. В том числе и на учебных сборах. Иначе благородная идея подготовки юношей к защите Родины может быть дискредитирована трагичными уроками, подобными елецкому…
Комментарии