За пределами Садового кольца культурная жизнь не только не затухает, она порой дает более интересные всходы, которые потом и расцветают в столице. А сколько сокровищ мирового искусства, подчас неизвестных, скрывают региональные музеи, сколько произведений архитектуры российских городов и весей поистине уникальны и неповторимы? А люди, на чьих совсем не атлетических плечах держится в России культура? Стараниями этих чудаков и, как правило, одиночек наши дети еще читают хорошие книги, любят свой край, ходят в театры и на выставки и знают, что в жизни есть прекрасное. Обо всем этом и призвана рассказывать наша новая рубрика «Непровинциальная провинция».
В Нижний Новгород, тогда город Горький, полотна были завезены в 1945 году частями 49-й армии 2-го Белорусского фронта. А поскольку на коллекцию сразу наложили гриф «совершенно секретно», большую часть этих работ вот уже шестьдесят лет не видел никто, кроме узкого круга искусствоведов. Кроме того, по программе реституции культурных ценностей существует вероятность возвращения этих работ потомкам их бывших владельцев. Так что выставка в Нижегородском художественном музее может оказаться единственным шансом увидеть его главный секрет.
В Художественном музее вспоминают рассказы старых сотрудников о том, как зимой 45-го года те на обычных санках перевозили из военной части художественные трофеи.
– Музей получил на временное хранение 151 экспонат. Были еще и книги, но их передали в областную библиотеку, – рассказывает директор Художественного музея Валентина Кривова.
В особом фонде музея под грифом «секретно» Венгерская коллекция пролежала в неприкосновенности до 1957 года – тогда она была отправлена в Москву во Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря (ВХНРЦ), поскольку экспонаты нуждались в изучении и реставрации.
Позже появился приказ Министерства культуры, по которому коллекцию надлежало передать в Музей изобразительных искусств имени Пушкина, однако горьковское областное руководство этому приказу не подчинилось и отдавать Венгерскую коллекцию отказалось. Она на долгие годы так и осталась на временном хранении в Центре имени Грабаря, где по сей день и находится большая ее часть – 80 работ. В то же время Пушкинский музей все-таки забрал себе 5 картин из коллекции – ее жемчужины: картины Дега, Гойи, Ренуара, Моне, Джованни дель Бьондо. А в начале 90-х, когда гриф секретности с коллекции был снят, 15 работ по решению Правительства России были возвращены в Венгрию. В 1996 году усилиями тогдашних нижегородских руководителей – Бориса Немцова и Евгения Крестьянинова – 37 экспонатов Венгерской коллекции из Москвы вернули в Нижний, где была организована первая выставка части трофейной коллекции. С тех пор некоторые работы, представленные на той первой и пока единственной выставке, заняли постоянное место в экспозиции Нижегородского художественного музея. Остальные находятся в фондах, а большая часть – до сих пор в Москве.
– Я думаю, Эль Греко или Питер Брейгель-младший создавали свои работы, конечно, не для того, чтобы они лежали полвека в хранилищах и никто их не видел, – говорит директор Нижегородского художественного музея Валентина Кривова. – Их необходимо ввести в культурный оборот, показать людям.
В этом желании Нижегородский художественный музей поддержали и специалисты ВХНРЦ имени Грабаря: общими усилиями сейчас начата подготовка выставки. Дело это крайне дорогостоящее, ведь работы нуждаются в реставрации и изучении, авторство многих из них до сих пор не установлено или уточняется. Есть среди них и такие, которые за все это время так никто из специалистов и не видел: в каталоге Венгерской коллекции содержится информация лишь о 52 экспонатах – тех, что изучены, а это лишь треть коллекции.
– Вот видите на картине профзаклейки – здесь и здесь, это значит, что существует опасность осыпания краски, – Валентина Николаевна показывает нам каталог. – Картины, конечно, должны быть приведены в экспозиционный вид.
Будущую выставку музейщики хотят посвятить 60-летию окончания Второй мировой войны. Именно этот повод позволил привлечь к ее финансированию средства из федерального бюджета. Не будь круглой даты, Венгерская коллекция могла бы еще бог весть сколько времени лежать в хранилищах. Планируется, что из федеральной казны на реставрацию экспонатов будет выделено около 1 миллиона рублей. Кроме того, финансовое участие в подготовке выставки принимает областной бюджет и лично министр культуры области Владимир Седов, которые профинансируют транспортные и организационные расходы.
По словам директора музея, выставка должна состояться в сентябре 2005 года. Вероятнее всего, она пройдет в том доме на набережной, куда в свое время и была привезена коллекция в 1945 году (там до сих пор сохранилась комната, где содержалась коллекция с 1945 по 1957 год). Что же касается вопроса о дальнейшей судьбе Венгерской коллекции, то в Нижегородском художественном музее предпочитают не загадывать.
– Коллекция поступила в порядке компенсаторной реституции, – говорит Валентина Кривова. – Мы считаем, что наш музей тоже пострадал, понес потери во время войны – у нас есть тому косвенные доказательства, например, картины, которые не были эвакуированы и серьезно пострадали в условиях военного времени. Поэтому выставку мы расцениваем как своего рода компенсацию за наши утраты. А что будет дальше, сложно сказать. А для нас сейчас главное, чтобы Венгерскую коллекцию увидело как можно большее число зрителей. Мы надеемся, что выставка будет всем нам напоминанием о той войне, жертвами которой стали не только люди, но и произведения искусства.
Комментарии