search
main
0

Экзотика 20‑х годов и наше время: как идея проектов из прошлого воплощается в настоящем

Выполняя обещанное в предыдущих номерах сетевой «Учительской газеты», на сей раз предлагаю две новые педагогические сказки, которые связаны между собой совсем не явно. Не все знают, что сто лет назад в нашей стране школьное образование выглядело довольно экзотически. Отменились уроки, все обучение шло через межпредметные проекты, акцент делался на антирелигиозной пропаганде и классовой борьбе, воплощении марксистско-ленинских идей в жизнь. С 1922 года стала наращивать свой авторитет пионерская организация. Поощрялась групповая работа. Многие элементы современной сингапурской системы были взяты именно из 1920‑х годов. Были интересные педагогические находки, которые в дальнейшем назовут «педологическими извращениями в системе Наркомпроса». Период экспериментов, творческих находок и идеологического давления, сомнительных инноваций и полета свободной мысли. В период новой экономической политики (нэпа) переплелось много противоречивых направлений и разнонаправленных решений, что зеркально отражалось и в развитии образования. А вторая сказка уже про современность, но идея проектов получает новое воплощение и следующее рождение. Вот такая незримая связь эпох и поколений.

Фото: ru.freepik.com

Записки школьного работника

Знаете вы или нет, но когда-то очень давно, больше ста лет назад, жили на свете шкрабы. Это не сказка, а присказка, потому что они были на самом деле. Сегодня их именуют учителями или педагогами, а в стародавние времена кликали шкрабами – сокращение от «школьные работники» (в те времена очень любили все сокращать – мода такая была). Но ведь главное не в том, кто как называется, а в том, что делает. А делали они то же самое – учили детей уму-разуму, как по тем стародавним временам принято было. А это чудно для сегодняшних людей. Уроков не было, отметок не ставили, даже предметы школьные и те отменили. И такие времена бывают-случаются – чего только нет в жизни! Да и речь не об этом, дела давно минувших дней. Это только присказка, чтобы понятнее было. А как же узнали обо всем этом? Случай вмешался. Одну школу ставили на ремонт, разбирали вещи и нашли архив. А там обнаружились записки шкраба. Целый дневник. Вел он его каждый день. Учитель истории (а кто же еще?) Ёксель Иванович Моксель заинтересовался и углубился в изучение. От него мы все и узнали. Конечно, время и грызуны внесли свои коррективы – что-то было оторвано о поглодано, что-то пропало безвозвратно, унесенное в дальние дали. А может, и злые чары вмешались, у нас же сказка, а не просто какой-то скучный рассказ. Но это мелочи жизни. Главное – есть текст, чтобы сказку и дальше сказывать.

Открыл Ёксель Иванович дневник и наткнулся на первую запись. Она была такая:

Понедельник, _____ апреля 192___ года (некоторые данные размыты, поэтому даем только то, что получилось восстановить)

Решил вести дневник для потомков, которые будут жить в другом мире – светлом и радостном, добром и понимающем, умном и творческом. Так по крайней мере считает наш руководитель Сухофрукт Пантелеевич – вечный, бесконечный и безмерно заслуженный. Сегодня объявили начало записи желающих попасть в будущее. Машину времени должны скоро открыть, чтобы не было толкучки и все было справедливо, решили сделать очередь самых достойных на посещение будущего. Шкрабы долго обсуждали, какие требования предъявлять. Вольф Степанович Ционер предложил всем читающим дать приоритет. Но мы же знаем, что через сто лет книг читать не надо будет – они сами будут рассказывать, а каждый живущий на земле станет писателем. Можно и буквы не учить, а уж правила бесконечные правописания точно. Суета от них в жизни человека. Куда лучше звуки – все понятно и просто. Без зауми. Фекла Сидоровна Огороднина выступила за достижения в работе, особенно в сельском хозяйстве. Но разве не сами овощи и фрукты в будущем будут ходить к людям? Вот Плешь Проеловна Хлопотункина и говорит о настойчивости, постоянности, активности и инициативе. Но разная бывает инициатива – бывает и такая, что лучше бы ее и вовсе не было. Что бы мы делали без Сухофрукта Пантелеевича? Он всех урезонил и успокоил: «Сделаем костер, как мы все любим. А вокруг него разные игры и соревнования. Тут и ловкие, кто прыгает высоко, и говорливые, кто внимание остальных удерживает, находчивые, кто дров больше всех приносит. Тут уж поле для придумок огромное – дело техники. Тут опят-таки конкурс и соревновательный элемент – будущее на этом все и строится. Там каждый день человек участвует в конкурсах разных – просто игра, а не жизнь. А костер еще от древних охотников остался местом объединения, не случайно же говорят о горящих глазах, это просто отблески огня костра отражаются в зрачке».

Договорились. Собрали всех учеников для объявления. И тут чудеса начались. Вышли на трибуну наши доверенные шкрабы (их тоже двоих выдвинули для соревновательности), но ни Кудышная, ни Кчемный не смогли вымолвить и слова. Только рот открывали, как выброшенные на берег рыбы. Народ забеспокоился, пришлось все свернуть. Видно, рано замахнулись мы на будущее. Надо, наверное, с сегодняшним разобраться. А Кудышной с Кчемным дали наших фирменных молодильных яблок, которые с прошлого года остались. Так они не только голос обрели, но и скинули не меньше 20 лет – вот и шанс на попадание в будущее. Наверное, надо на молодильные яблоки обратить внимание. Сделаем фирму «МоЯ» и так прорвемся в будущее. А что?

Предоставлено автором

Ёксель Иванович перевел дух, да тут на его глазах стали исчезать надписи. Буквы и слова забегали по странице, стали корчить рожицы, махать ему руками. Видимо, притомился наш историк. Зажмурил на секунду глаза, а когда открыл их, то указательный палец обратил внимание на следующую запись. Пришлось подчиниться.

Вторник, _____ июня 192___ года

Сегодня приходили красные чертики. Нет, я в нормальном состоянии, не подумайте. Отряд у нас такой есть по борьбе с суевериями и дремучестью. Есть еще много несознательных людей, которые верят в ангелов и всякую разную мистическую дребедень. Вот чертики берут из нашего костра угольки, рисуют крестики на двери тех квартир, где несознательные граждане и гражданки проживают. Раз с очередью на машину времени не получилось, то хоть так поможем будущему побыстрее состояться. И лидер у них такая… патичная (тут стерлось несколько букв – то ли симпатичная, то ли психопатичная, а это все-таки большая разница, но мы точно узнать не сможем) вожатая. Активные такие черти, боевые. Вот только знаний они не любят. А кто их любит-то? Нет у нас моды на знания. Мода есть на жареную картошку, на музыку, на одежду, на панамки. Много можно всего перечислить. Нет моды на знания, может, в будущем будет она! Ау, люди из будущего! Есть у вас мода на знания? Ах, как хочется, чтобы она была… Вот опять мысли о будущем. Но вернемся к настоящему. Красные чертики пошумели и дальше побежали. Как интересно в школе стало, движуха, никаких тебе скучных сидений на занятиях, бесконечных чтений и зубрежки! Весело мы живем и в нашем времени! Проводил я глазами ребят и заканчиваю запись.

На этом месте глаза у нашего Ёкселя Ивановича Мокселя выскочили с поверхности лица и побежали по страницам за чертенятами. Померк свет, ничего не видно. Хорошо, что глаза не заблудились и через какое-то время вернулись на свое место. Видимо, очень им захотелось понаблюдать за чертенятами. Но так как у глаз ни языка, ни рук нет, то до нас не дошло ни рассказов, ни записей о том, что им удалось увидеть в этом забеге. Зато за время их отсутствия тетрадь опять изменилась, перелистнулись страницы, перестроились строчки. И появился подмигива­ющий глаз, который недвусмысленно указывал, где надо читать дальше. А мы и не будем с ним спорить, себе же дороже.

Предоставлено автором

Среда, _____ бря 192___ года

Грядет канун самого большого праздника в стране. Не Новый год, берите выше, начало новой эры человечества, шаг его в будущее. Но пока проблемы не все решены. Вот, например, шкрабов не хватает. Кто придет, того и принимаем на работу. На днях Кот Ученый из Лукоморья разорвал-таки свою надоевшую цепь, перестал ходить по кругу. Тоже революция в своем роде. Вот он к нам и пришел преподавать. Справили ему документы, он теперь зовется Наум Ученович Котов. А преподавать много что может – стихи бает легко, география у него по карте Лукоморья проходит, тут и история подтягивается с математикой (надо всех богатырей пересчитать и никого не потерять), про дубы все знает – столько рядом с ним ходил. Все знает и все умеет, особенно напускать на себя загадочный вид и говорить непонятное. Хитроумный и правильный кот – борец с оковами рабства и цепями однообразия. Для нас всех образец будущего человека в сегодняшнем дне. Вот и решили его выступление поставить к празднику перед всеми. Раздулся Наум Ученович от своей значимости и величия, гордо поднял мордочку, мурлыкал под нос какие-то бодрые марши, готовил торжественную речь. И произнес ее. Каких только там слов не было, все красивые, с завиточками, непонятные, много иностранных и диковинных, невиданных и неслыханных. Дошло дело до вопросов. И тут, как назло, возник вопрос о том, каким видит Котов будущее. Шерсть его встала дыбом, заискрилась, а сам он стал растворяться в воздухе, таять на глазах. Так и исчез, может, ушел в будущее, а может, и в прошлое вернулся. Кто же знает? А нам снова шкраба искать. Хоть бы Колобок какой прикатился, поручим физической культурой и спортом заниматься, уж больно он прыткий и бегает быстро.

Предоставлено автором

Тут слова запрыгали, как будто Колобок подговорил их убегать от читателя. В глазах рябит у историка, дергается, скачет и плывет. Страшные вещи начали твориться. В руках Ёкселя Ивановича страницы стали исчезать, просто рассыпались в руках бесследно. Вот так прошлое и переместилось в неизвестном направлении, возможно, и в будущее, о котором так много думал и писал автор. А мы можем сравнить и посмотреть, что наши предки предполагали и что получилось, что сбылось, а что осталось по-старому актуальным. И подумать над вопросом: можем ли мы точно предположить будущее и надо ли это человеку? И как отнестись к известной фразе «Делай что должен, и будь что будет»? И какие бы записки оставили современные педагоги? Будущее начинается сегодня, не надо ни в какие очереди вставать и не стоит сильно далеко наперед загадывать. Важно определить нужные дела на сегодня, понимать, зачем их надо сделать. Так мы и создаем будущее в своей жизни. Иначе мечты и иллюзии будут руководить человеком в его жизни. Охота за будущим и постоянные фанатичные мысли о его устройстве до добра не доводят – все рассыпется у тебя на глазах, а потраченные усилия окажутся бессмысленными. Вот такая мораль у сей сказки. А мы на этом прерываем рассказ и оставляем наших героев в своей реальности для каждого.

Тихий сон на уроке

Было это или не было на самом деле, но дошла до рассказчика такая история из школьной жизни. Саша Пузырьков сидел-сидел на уроке, крепился изо всех сил, но все-таки заснул. Трудно в такое поверить, но чего в сказках не случается! Да не просто заснул, а попал он внутрь урока, куда хода нет ни ученикам, ни учителям. А Саша вот нашел и проник. В классе появились незнакомые существа, необычные и странные – Лень, Подсказка, Тишина, Шепот, сестры Смешки. Лень была неторопливой, как черепаха. Она накидывала свою сеть на учеников. Рядом с ней находились и помощники – зевки, вздохи, нехочухи, скучки, жалобки, непонимахи. Да всех и не упомнил Пузырьков.

Вот оно что, оказывается. Все на уроке не так, как кажется на первый взгляд. Тут своя жизнь, свое население, свои искушения. А то заслушаешься учителя, вовлечешься в работу с одноклассниками, да и пропустишь самое интересное. Ну уж кого что увлекает. А Пузырькова манила Страна покоя, где не надо напрягаться и усердствовать, работать и общаться. А тут еще проект какой-то совместный придумали делать. Одноклассники накидывали идеи, спорили, что-то чертили и рисовали, рылись в документах, искали картинки, придумывали тексты.

Фото: Freepik

Махнул на это рукой Саша, закутался в сетку Лени. Сник Проект, забился под плинтус, все снова замолчали и стали слушать учителя. И так Пузырькову стало хорошо, спокойно, безмятежно! Только Подсказка мешала – суетилась, толкала, сбивала с толку, чего-то постоянно требовала. Мало до кого ей удалось достучаться. Даже учитель иногда ее использовал. Но надо же ее еще и услышать, а тут Лень обволокла всех и поволокла куда-то в свой мир. Очень дружна с Ленью была Тишина. Неохота говорить, спрашивать, рассуждать, спорить. Сразу с потолка спрыгнула Тишина – мертвая. Только голос учителя жужжит, никому не мешая заниматься своими делами. Но и ему никто не мешает. Все довольны. Правда, изредка Шепот и Смешки все портят. Приходится учителю делать замечания, ведь урок не место для разговоров. А ему еще надо успеть «впихнуть в головы невпихуемое», он это заталкивает, а лезет все обратно, надо утрамбовывать, да постоянно похлопывать сверху, придавливать разными утяжелениями.

Трудно было учителю, но он справлялся, напряженно работал. Но вот произошло что-то невероятное. Учитель стал превращаться в бабочку. То ли тема такая была, то ли надоели ему это вечное бодание и битва за знания. Но стал он порхать по классу, как ангел. Красив, легок, светел. Ученики тоже стали, глядя на него, пытаться взлететь. И получалось. Сначала у отдельных, а потом и у остальных. Лень, Подсказка, Тишина, Шепот, сестры Смешки попрятались по разным углам, не до них стало. Чего только во сне не происходит! А Проект, наоборот, стал всех тормошить и теребить, рядом с ним толпились вопросы, проблемы, гипотезы, идеи, решения.

Но тут Сашка Пузырьков проснулся. А расстроиться не успел. Его разбудило обсуждение вопроса, в которое почти весь класс был вовлечен. Вот и Пузырьков даже проснулся. Стал протирать глаза – то ли после сна не отошел, то ли действительно у всех выросли крылья. Так и прошел урок в полете. Иногда и быль становится сказкой, надо только постараться найти интерес и приложить усилия с разных сторон. И спать на уроке для этого точно не обязательно.

Андрей ИОФФЕ, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, фото предоставлено автором

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте