У Подмосковья была возможность подготовиться к ЕГЭ по всем нормативно-правовым вопросам. Здесь разработана оригинальная региональная нормативно-правовая база единого государственного экзамена. Проведена подготовка учителей, экспертов, организаторов этой формы аттестации. Идет постоянная работа со школьниками и их родителями. Ведь, по словам министра образования правительства Московской области Лидии АНТОНОВОЙ, в экзамене важен психологический настрой. Не так страшен ЕГЭ, как неготовность психологически его воспринять.
– Лидия Николаевна, школы и вузы Подмосковья готовы к ЕГЭ?
– Мы подвели уже итоги работы системы образования Московской области в 2008 году. Надо сказать, мы удачно продолжили участвовать в реализации приоритетного национального проекта. И, как участники проекта комплексной модернизации, мы полностью выполнили программу развития образования, те задачи, которые поставили перед собой в прошлом году. В 2007 году произошло дальнейшее совершенствование работы по нормативному финансированию образования, введение новой модели оплаты труда. В целом за 2008 год у нас среднее повышение зарплаты работников образования составило 30 процентов – это хорошие, серьезные результаты.
По поводу введения единого государственного экзамена могу сказать, что мы увеличили удельный вес количества муниципальных образований, которые участвуют в едином государственном экзамене. Практически все муниципальные образования у нас сейчас участвуют в этой форме аттестации. Увеличилось количество образовательных учреждений, которые работают в инновационном режиме, – это очень важный показатель, причем не только на областном, но и на федеральном уровне. За два года эта цифра выросла с 25 до 56 процентов, то есть реально есть возможность у большего количества учащихся Московской области обучаться в инновационном, развивающемся образовательном учреждении. У нас произошло увеличение численности педагогического персонала, который проходит повышение квалификации.
Итоговая аттестация выпускников школ Московской области в принципе прошла и в этом году на хорошем уровне, то есть у нас показатели не ухудшились. Даже с единым государственным экзаменом по математике дети сдали экзамен, хотя он, конечно, был окружен многими волнениями, страхами, и, я думаю, в этом году мы учтем опыт прошлых лет, и результаты, я надеюсь, будут еще более высокими.
– Все пункты уже готовы к сдаче ЕГЭ, и отобран ли состав преподавателей, которые будут присутствовать на нем?
– В этом году подготовлено 317 пунктов проведения экзаменов. Это в основном образовательные учреждения, которые расположены на территории области. Все они оснащены необходимой телефонной и электронной связью, выделены помещения для хранения экзаменационного материала, чтобы исключить доступ посторонних лиц. У нас определен состав организаторов проведения экзамена – это и руководители проведения экзаменов, и аудиторные организаторы, дежурные. Около 10000 человек у нас задействованы в этой подготовке. И система наблюдения определена с помощью общественных наблюдателей, что будет способствовать открытости и прозрачности этого экзамена.
– Готов ли регион к приему ЕГЭ, у иностранцев, выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, не имеющих результатов ЕГЭ, и у детей-инвалидов?
– Мы продумали и предусмотрели возможность участия в сдаче ЕГЭ этой категории молодых людей. Выпускники с ограниченными возможностями здоровья могут сдавать ЕГЭ по желанию, и экзамен при этом организуется с учетом особенностей их психофизического развития. Ну, например, для слабовидящих участников ЕГЭ в пунктах проведения экзамена есть специальные бланки, ими могут воспользоваться слепые участники ЕГЭ, которые будут обеспечены специально подготовленными для них экзаменационными материалами.
Вообще в Подмосковье создана прекрасная система повышения квалификации, которая позволяет повышать мастерство учителей-предметников перманентно. И мы надеемся улучшить качество подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ. Все образовательные учреждения имеют свои планы-графики по подготовке выпускников этого года к сдаче единого государственного экзамена. Также мы организуем на базе образовательных учреждений собеседования по вопросам участия в ЕГЭ и разъясняем, например, технологию заполнения бланков-ответов на ЕГЭ, проводятся диагностические контрольные работы в форме ЕГЭ и репетиционные экзамены. Наши вузы создавали подготовительные курсы годичного и двухгодичного обучения, курсы выходного дня для подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ – тех общеобразовательных предметов, которые необходимы для поступления.
– Каковы условия допуска?
– Решение о допуске к государственной итоговой аттестации принимается педагогическим советом образовательного учреждения, и это определяется приказом по соответствующему учреждению не позднее 25 мая текущего года. Выпускники образовательных учреждений, которые не имеют государственной аккредитации, а также лица, освоившие основные общеобразовательные программы среднего полного общего образования в семейной форме образования или самообразования в иностранных образовательных учреждениях, например, вправе пройти государственную итоговую аттестацию. Необходимо подать заявление на участие в этой форме аттестации в аккредитованное образовательное учреждение, и не позднее чем за три месяца до начала. Решение о допуске принимается при условии получения учащимися отметок не ниже удовлетворительных на промежуточной аттестации, которая проводится образовательным учреждением. В соответствии с требованиями учебных программ проводятся итоговые контрольные работы во всех образовательных учреждениях – это определено Законом «Об образовании». Форма определяется самостоятельно учреждением образования: может быть изложение, сочинение, диктант, контрольная работа, собеседование или иные формы. Эти результаты оцениваются при выставлении годовых оценок.
С этого года у нас выдаются два обязательных документа: это аттестат о среднем полном общем образовании и свидетельство о результатах единого государственного экзамена. Поскольку обязательны два предмета экзамена – русский и математика, то для получения аттестата нужно набрать по каждому из них то количество баллов, которое было бы выше минимального, установленного Рособрнадзором. Результаты экзаменов по всем остальным предметам не отразятся на аттестате выпускника, но в свидетельство выставляются результаты ЕГЭ по тем общеобразовательным предметам, по которым выпускник набрал количество баллов не ниже минимального.
– Наверняка есть какие-то сроки действия свидетельств?
– С момента сдачи ЕГЭ в течение двух лет этот документ действует. Лицам, которые проходят военную службу по призыву и уволенным с военной службы, предоставляется право использования результатов ЕГЭ, сданного ими в течение года до призыва на военную службу и в течение года после увольнения с военной службы, при поступлении в соответствующее учреждение профессионального образования.
– Будут ли сохранены льготы для выпускников, окончивших школу с золотыми и серебряными медалями?
– К сожалению, нет. Я это говорю как выпускница, которая сама получала и пользовалась такой льготой, когда имела возможность воспользоваться при поступлении в высшее учебное заведение, будучи награжденной медалью. К сожалению, теперь (это мое личное мнение) золотая и серебряная медали – это лишь памятная награда за отличные результаты обучения.
– Какая работа проводится в региональных школах по разъяснению учащимся их прав при сдаче ЕГЭ?
– Есть официальный сайт Министерства образования области, есть сайт Академии социального управления – это наш оператор, есть веб-сайты и информационные стенды практически во всех образовательных учреждениях. Мы рекомендуем муниципальным органам образования использовать местные средства массовой информации и районные школьные родительские собрания для того, чтобы защитить права выпускников на территории Московской области. В период государственной итоговой аттестации у нас создается для работы конфликтная комиссия. Порядок работы конфликтной комиссии будет разработан в соответствии с рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, и эта информация тоже будет через средства массовой информации доведена до всех желающих.
– ЕГЭ сегодня кто-то ругает, кто-то принимает…
– Могу сослаться на мнение федерального министра образования и науки Андрея Александровича Фурсенко, который приводил такой пример, что если изучить отношение к ЕГЭ по регионам России, то наиболее отрицательное в двух столицах – в Москве и Петербурге, по его мнению. Я думаю, что это во многом обоснованно: ребята из более дальних территорий при прохождении итоговой аттестации в форме ЕГЭ получают большую степень возможности поступления в то или иное высшее учебное заведение, особенно высокого уровня, и избежать расходов, связанных с приездом в вуз издалека. Введение ЕГЭ высветило ту проблему, которую давно знают работники образования, и в принципе ее знали родители, но, может быть, некоторые не хотели ее как бы до конца воспринимать – проблему недостаточно высокой мотивации учащегося к обучению. Можно, конечно, не со всем быть согласным. Вот у меня, например, некоторые материалы ЕГЭ тоже вызывают определенные вопросы, особенно по гуманитарным предметам, но мы выполняем задачу, которая перед нами поставлена федеральным министерством. Если учащийся на протяжении всех лет добросовестно учился, проходил школьную программу, если оценки соответствовали знаниям, у него не возникает такого отторжения к ЕГЭ, как у тех, которые, например, сознательно понимая, что им очень сложно будет проходить программу общего образования старшего звена, выбирали после 9-го класса путь общеобразовательной школы. Иными словами, если взять процент тех ребят, которых мы недобрали в систему, например начального профобразования, это равняется проценту тех детей, которые получили трудности при прохождении ЕГЭ. Потому что в системе профессионального образования ЕГЭ проводится пока на добровольной основе. Мы понимаем, что часто этот путь выбирают те ребята, которые сегодня, может быть, не готовы к полному прохождению курса, очень сложного курса общего образования старших классов. У нас есть хорошие примеры, когда ученики начального профессионального образования, проходя такую адаптацию в процессе обучения в училище, не только выравнивали, они улучшали свой уровень знаний. У нас есть примеры окончания с медалью системы начального профессионального образования. То есть бывшие троечники, попадая в хорошую рабочую обстановку, в иную атмосферу, мобилизовались, и система подхода к обучению там другая. Понимаете, я считаю, что ЕГЭ заставил нас всех сегодня, особенно родителей, задуматься о том, что служит основной ценностью в период жизни ребенка, когда он обучается в школе. Это основное – надо хорошо учиться.
Лора ЗУЕВА
Министерство образования Московской области сообщает, что работает официальный сайт по ЕГЭ, где размещена информация об его организации и проведении в 2009 году.
Электронный адрес сайта: http:// www.rcoi.net.
Телефоны горячей линии: 84986021011, 4986021012 и 4986021095
Комментарии