search
main
0

Экзаменационные страсти . Теперь они бушуют и при приеме в первый класс

Первоклассником нынче стать так же трудно, как попасть на первый курс вуза. Соискателям приходится сдавать трудные экзамены, расплачиваться с репетиторами и даже давать взятки. Об этом мы вели подробно речь в одном из номеров «Учительской газеты» (№12-13 от 29 марта 2005 г.). Сегодня мы расскажем о том, какие меры принимаются после наших публикаций. Кстати, все обращения наших читателей мы стараемся передавать тем, кто может принять управленческие решения. В частности, в Департамент образования Москвы, ведь это в престижные московские школы труднее всего отдать ребенка в первый класс. Не так давно коллегия рассмотрела вопрос о комплектовании первых классов.

Коллегии предшествовала проверка городской инспекции МДО. Она проанализировала работу 7 образовательных учреждений, на которые жаловались родители. Суть жалоб была такова: в школах №№156 и 1106 с родителей собрали организационный взнос размером в 7000 рублей, предложив ежемесячно вносить еще по 1000 рублей, а в школе №1065 (все школы Юго-Западного округа) детей набрали в первый класс еще в сентябре 2004 года, нарушив приказ МДО о наборе с 1 апреля 2005 года. В школе №1942, в которой родителям предложили внести оргвзнос в 3000 рублей, на собеседовании кроме школьной приемной комиссии присутствовал представитель родительского комитета, который предупреждал родителей о том, что им придется платить в месяц 120 рублей на оплату охранных услуг, обслуживание тревожной кнопки, приобретение школьных принадлежностей для уроков изо, труда, физической культуры, ритмики, хореографии. А представитель фирмы ООО НПФ «Инкомк» предлагал родителям приобрести школьную форму стоимостью 1600 рублей. В некоторых школах детей набирали в сентябре на подготовительные курсы с ежемесячной оплатой 2000-3000 рублей, а потом отказывали в приеме в школу. То есть оказывать платные образовательные услуги школы были готовы, а принимать детей в первый класс отказывались, хотя непонятно почему: ведь дети-то после таких занятий должны были быть готовы к обучению на «отлично». Жаловались родители и на то, что детей подвергали экзаменационным испытаниям, предлагая им продемонстрировать умения читать, решать задачки, составлять рассказы по картинкам.

Список нарушений можно продолжать, но на момент проверки инспекцией не все жалобы родителей подтвердились. Например, в договорах на подготовку детей к школе, как правило, записано, что занятия в группах не гарантируют поступление ребенка именно в ту школу, куда он ходит на подготовительные занятия. В 156-й и 1106-й школах вопрос о денежных взносах во время собеседования с родителями вроде бы и не обсуждался (не факт, что этот вопрос не обсуждался до или после). В гимназии №1065 вопреки информации от родителей, прием детей в первые классы продолжался. Словом, сложность ситуации была очерчена заранее, потому что отношения школы и родителей не так просты, как это может показаться.

Кроме того, хороших школ даже в Москве не так много. Каждая школа нынче может принимать только тех детей, кто проживает в прилегающем к ней микрорайоне. Кто не проживает, тому ставят дополнительные условия. Например, одна из наших читательниц пожаловалась, что подобраться к микрорайонной школе можно только через оживленную магистраль и сам ребенок не может перейти дорогу, которую переходить опасно и взрослому. Ребенка читательницы приняли в другую школу, расположенную тоже возле ее дома, но не относящуюся к данному микрорайону. Цена поступления – цветной принтер, и это, как говорит читательница, по-Божески. Для справки: средняя цена поступления в школу нынче начинается от 500 долларов. Спрос рождает предложение, и родители эти предложения вынуждены удовлетворять. А школа тоже использует ситуацию в своих интересах – она набирает подготовленных детей, которых обучать будет легко.

Риторическим становится один вопрос: что делать школе, если наплыв детей в нее больше, чем можно открыть классов? Отправлять в другие школы? А на каком основании, по каким критериям? Мало кто знает, что в Москве существует приказ, предписывающий не директорам заниматься зачислением детей в первый класс, а комиссиям окружных управлений образования. Дело школы – собрать документы, дело комиссии – сформировать список принятых, дело родителей – обращаться в комиссии и выяснять отношения с ними. Но об этом, судя по всему, ни директора, ни тем более родители, не подозревают. Что странно, потому что жалобы родителей идут всегда от незнания или от непонимания ситуации. Но по иронии судьбы, еще и от той информации, которую дают им на пороге школы.

…Директор школы №1106 Лидия Ивановна Селезнева для родителей первоклашек просто мать родная, что не мешает школе собирать с них оргвзнос в 7000 рублей и по 1000 рублей ежемесячно. Спрос на эту школу в Ясеневе велик, в каждом классе обучаются по 30 и более при норме 25 детей.

Спрашивается, что же делать в такой ситуации? Селезнева считает, что ее школа нуждается в пристройке, тогда она сможет принимать больше детей, директор заботится исключительно о своей школе. Но, если исходить из государственных интересов, зачем тратить деньги на строительство, если можно, скажем, сделать одну (а то и две близстоящие школы) филиалом 1106-й? На этот вопрос ответа пока нет, хотя на коллегии и было предложено Юго-Западному окружному учебному управлению подумать о таком варианте.

Есть ли в принципе государственные интересы в приеме будущих первоклассников в школу? Безусловно. Но есть в происходящем один нюанс, о котором не все директора школ, ведущие этот прием, всерьез задумываются. Проблема в том, кто и как соблюдает права ребенка, которые наша страна обязалась отстаивать, подписав Международную Конвенцию о правах ребенка. В конвенции сказано, что ребенок, имеющий проблемы в здоровье и своем развитии, имеет право на участие в интегративных процессах в образовательных учреждениях, то есть имеет право учиться в массовой и других школах. Поэтому школы не имеют права отказывать в приеме детям, которые имеют, скажем, логопедические проблемы. Школы с углубленным изучением иностранных языков таких детей не принимают, хотя, к примеру, в Англии английский язык учат и картавые, и заики, и шепелявые. Кто сказал, что русским детям, имеющим такие же недостатки речи, запрещено углубленно изучать иностранный язык?! Вопрос, конечно, в том, насколько школы готовы обучать не лучших, специально отобранных, но всех, разных детей?!

Столичный Департамент образования давным-давно принял все нужные решения, но каждый директор школы трактует их так, как ему удобно. Поэтому логичным и оправданным было решение коллегии МДО о подготовке специального пособия для управленцев и родителей, в которых были бы четко прописаны права и обязанности всех заинтересованных и участвующих в процессе набора первых классов, проанализированы все трудные моменты, возникающие во взаимоотношениях педагогов и родителей, приведен унифицированный порядок приема в школы с углубленным изучением предметов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте