Система образования Южной Кореи переживает свой золотой век, молодое поколение страны нацелено на получение высшего образования. Эксперты ЮНИСЕФ признали образовательную систему Южной Кореи самой эффективной среди индустриально развитых стран. Система образования Республики Корея включает в себя начальную школу (шесть лет), среднюю школу (три года) и среднюю школу повышенной ступени (три года), колледж и университет (два или четыре года), а также магистратуру, по окончании которой может быть присвоена ученая степень.
Пропуск в ряды элиты
Получение высшего образования в Корее – это пропуск если и не в ряды элиты, то уж по крайней мере в средний слой, главный канал социальной мобильности.
Корейские вузы образуют четкую, иерархическую пирамиду, в которой ценность дипломов разных университетов может быть разной. Зачастую диплом третьесортного университета не является твердой гарантией вхождения в ряды среднего класса, поэтому какая-то часть обладателей подобного «низкокачественного» диплома вынуждена идти на рабочие должности.
Официально в стране существует пять типов вузов (кроме военных и религиозных учебных заведений): университеты, колледжи, учительские институты, открытые и заочные университеты. Корейские университеты резко отличаются друг от друга и по уровню образования и, главное, по тому статусу, на который в перспективе могут рассчитывать их выпускники. В Корее существует четкая иерархия высших учебных заведений. Иерархия эта формально не закреплена, однако она общеизвестна, строго соблюдается и редко оспаривается.
На самой вершине иерархической пирамиды находится Сеульский государственный университет, официально основанный в 1946 году. Второй эшелон образуют несколько ведущих частных университетов столицы. К ним относятся университеты Коре и Енсе, десятилетиями соперничающие между собой за неофициальное звание Университета №2, а также женский университет Ихва. Пхоханский политехнический институт и еще два-три сеульских вуза тоже иногда зачисляют себя в эту группу, но их претензии признаются далеко не всеми. К третьей категории относятся частные университеты Сеула и провинциальные государственные вузы. Наконец, четвертую, самую многочисленную и наименее престижную категорию образуют провинциальные частные университеты.
Обычно крупный корейский университет имеет в своем составе десять-двадцать факультетов, которые по американскому образцу обычно называются колледжами (по корейски – тэхак). В некоторых небольших провинциальных университетах колледжей может не быть, они состоят непосредственно из кафедр (по корейски – хакква).
Для корейских абитуриентов важно поступить именно в хороший университет, а на какой факультет или отделение – не так важно. Большинство выпускников университета уверены в том, что работать по специальности им все равно не придется. Ни специальность, ни даже академические успехи при трудоустройстве обычно не принимаются во внимание. По-настоящему важен только престиж университета (из этого правила есть и исключения – врачи, например, или инженеры, зачастую, работают по своей специальности). Считается, что если человек попал в Енсе или Коре, он справится с любой работой. Поэтому студенты, которые попали в Сеульский государственный университет, считают, что они уже обеспечили себе жизненный успех. Даже если не слишком повезет, карьера все равно почти наверняка будет более завидной, чем та, на которую могут надеяться даже весьма удачливые выпускники провинциального вуза.
Гарантий не даем
Нет ничего удивительного и в том, что вступительным экзаменам в вузы придается огромное значение. Вся школьная система страны нацелена в первую очередь именно на то, чтобы подготовить ученика к сдаче вступительных экзаменов. Не будет преувеличением сказать, что в Корее судьба человека во многом определяется тем, как он учился в 12-17 лет. Для корейских ребят подростковый возраст – время изнурительного труда. На улицах городов редко увидишь подростков – они занимаются сначала в школе, а потом на бесчисленных курсах и факультативах. По данным корейского министерства просвещения, 58,7% учащихся старших классов проводят в школе в среднем 11 часов в день. А ведь надо еще учесть беспрерывные занятия на курсах и индивидуальную работу с репетиторами!
Подготовка к экзаменам превратилась в целую индустрию, в которой заняты десятки тысяч человек. Но ни один центр по подготовке в вузы не дает «гарантий» поступления. Деньги, переданные репетитору, не являются формой взятки, да и среди репетиторов преподавателей вузов нет вообще: это запрещено, и никто из профессоров не станет нарушать запрет, рискуя своим положением и зарплатой.
Возможность успеха, как считается в Корее, должна в минимальной степени зависеть от финансового положения семьи или даже места проживания будущего абитуриента. Основным (а в идеале – единственным) критерием должны быть его личные знания и способности. Этим объясняются и периодические приступы борьбы как с индивидуальным репетиторством, так и с курсами по подготовке в вузы. Корейское министерство образования изо всех сил стремится добиться того, чтобы во всех школах страны ученики занимались по одинаковым программам и одинаковым учебникам.
Данная информация дает возможность считать корейскую систему отбора студентов одной из самых демократичных, но в последнее время все чаще стали звучать высказывания о нарушении прав вчерашних школьников при поступлении в высшие учебные заведения. Так, в октябре-декабре прошлого года разразился скандал: было обнаружено, что три наиболее престижных в Корее университета Енсе, Коре и Ихва отдают предпочтение абитуриентам из школ богатых районов Южного Сеула, которые специализируются в основном на изучении иностранных языков и естествознании.
Подобное самоуправство запрещено, этому препятствует государственная стандартизация образования.
Согласно существующей системе университеты имеют самостоятельность в отборе определенного процента абитуриентов по их результатам обучения в школе до того, как начнется общее тестирование. При определенном анализе произошедших событий становится понятна логика частных университетов, которые предпочитают набирать учащихся из престижных, богатых районов Хангана.
Университеты требуют от правительства предоставить им больше свободы при отборе первокурсников. На их сторону встала Корейская федерация учительских ассоциаций, настаивая на том, что частные университеты должны иметь право отбирать студентов по своим правилам и тестам. А потому правительство обязано пересмотреть условия приема в высшие учебные заведения.
Также университеты пытались убедить общественность и власть, что существует огромная пропасть между уровнем подготовки учащихся в школах разных районов. Это реальность, которую необходимо признать. Многие школы являются абсолютно неконкурентоспособными из-за очень низкого уровня обучения. Одним из вариантов решения этой проблемы было предложено провести классификацию школ, чтобы был виден уровень или рейтинг каждой школы.
Многие ученые, даже те, кто не поддержал систему отбора трех вузов, говорят о том, что правительство должно признать существование явного образовательного различия между школами различных районов и следует принять срочные меры для решения этой проблемы. К такому выводу пришли в своем совместном заявлении Институт развития Кореи и Корейский научно-исследовательский институт профессионального образования.
Но жертвами существующей ситуации стали выпускники. Естественно, что их интересы пытаются защитить родители и учителя. Корейский профсоюз работников образования и родительская общественность заявили, что университеты нарушили закон об образовании и потребовали применить к ним дисциплинарные взыскания (например, уменьшить государственное финансирование). Они назвали дискриминацией незаконное использование университетами своих собственных тестов.
«Использование классификации или категоризации старших школ также нежелательно, оно будет способствовать расслоению нашего общества», – заявил профсоюз учителей. Все чаще слышатся рассуждения о том, что стандартизация образования в старшей школе, которую правительство усиленно насаждало с целью сокращения различий между уровнем обучения в разных школах, не решает проблем, а потому открыта для обсуждения. И как одно из решений предлагается возрождение индивидуальных вступительных экзаменов.
Министерство образования представило на суд общественности планируемые изменения в CSAT – системе тестирования, не поддержав тем самым ни сторонников введения классификации старших школ, ни сторонников возрождения индивидуальных вступительных экзаменов. Согласно нововведениям CSAT будет включать в себя девять (в настоящее время используется только пять) уровней знаний выпускников, что позволит университетам получить больше информации об академических способностях абитуриентов. Предполагается, что только 4% выпускников смогут получить самый высокий уровень, что будет стимулировать учащихся в изучении школьного материала. CSAT будет проводиться два раза в год, начиная с 2010 года.
Сеул, Южная Корея
Комментарии