search
main
0

Экзамен по выбору

Каким ему быть?

Летом в “Учительскую газету” пришло письмо от преподавателя физкультуры средней 165-й школы Санкт-Петербурга Ивана Федюнина (см. “УГ” N 25 за 18 июня 1996 г.). Нашего автора тревожила проблема отсутствия методического обеспечения по теоретической части экзамена по физкультуре. Тогда же газета пообещала не оставить эту тему без внимания. Через полгода в выпускных классах общеобразовательных школ экзамен по физкультуре пройдет в третий раз. И сегодня самое время задуматься над тем, как к нему подготовиться, чтобы он не стал неудачным экспромтом для учеников и их педагогов. О том, как такой экзамен сдают в разных регионах России, рассказывает главный редактор журнала “Физическая культура в школе” Аркадий КОМАРОВ.

феврале 1995 года Министерство образования Российской Федерации направило в регионы письмо об оценке успеваемости по школьным курсам “Физическая культура” и “Основы безопасности жизнедеятельности”. По физической культуре рекомендуется сдача выпускниками 9-х и 11-х (12-х) классов дифференцированного зачета, который может засчитываться в качестве экзамена по выбору. Экзамены принимаются комиссией при строгом соблюдении правил техники безопасности. Требования к учащимся образовательные учреждения устанавливают самостоятельно, исходя из условий прохождения учебной программы по физической культуре и имеющихся возможностей. Экзамен могут сдавать ученики, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе.

В некоторых территориях экзамены состоялись уже в 1994-1995 учебном году. Однако при их проведении возникло немало неясностей. Поэтому хотелось бы рассказать о том опыте, который накопился за это время в регионах. Но сначала о том, что должен знать каждый учитель физкультуры об организации и содержании данного экзамена.

Экзамен по физической культуре слагается из двух частей: практической и теоретической.

Практическая часть состоит из выполнения нескольких контрольных упражнений-тестов (не менее 3 и не более 5), содержание которых определяется образовательным учреждением. Сдача требований практической части экзамена проводится не позднее чем за неделю до начала выпускных экзаменов по другим предметам.

Теоретическая часть экзамена по физической культуре входит в расписание всех остальных экзаменов и проводится по билетам. В каждом билете два вопроса. Образовательное учреждение может использовать примерные вопросы, подготовленные Министерством образования Российской Федерации, или разработать свои на основе теоретического раздела школьной программы.

Средняя оценка, полученная по практической части, суммируется с оценкой теоретической части экзамена. На основании этого выводится итоговая оценка по физической культуре.

Как же на практике сдают этот экзамен в регионах? В 3-й школе г. Щелково Московской области готовиться к теоретической части экзамена начинают с I четверти. Кроме постоянных теоретических бесед, по окончании I, II, III четвертей ребята составляют небольшие письменные работы. При этом их готовят все учащиеся, а не только решившие сдавать экзамен. Во всех школах Щелковского района в 9-х и 11-х классах итоговый зачет по физической культуре для учеников основной медицинской группы остается обязательным. Зачеты проводятся за две недели до окончания учебного года во внеурочное время в присутствии приемной комиссии, утвержденной директором школы. Если кому-то не удалось сдать зачет, предоставляется вторая попытка. Если и она неудачна, ориентируются на прибавку результатов в течение учебного года и выставляют оценку “3”. Те, кто изьявил желание сдавать экзамен по физкультуре, участия в зачетах не принимают. За три дня до начала экзаменационной сессии они выполняют те же упражнения, что включены в зачет, но на оценку. Ориентиром для выставления оценки служат учебные нормативы комплексной учебной программы. Все классы сдают практическую часть экзамена в один день. Приемная комиссия состоит из 3 человек. Обязательно входит в нее директор школы или один из заместителей. На практической части экзамена обязательно присутствует медсестра. Билеты в 3-й щелковской школе составили самостоятельно и утвердили в районном методобьединении. Всего получилось 16 билетов. В каждом по 2 вопроса.

В школе имени В.М.Комарова звездного городка Щелковского района Московской области также оставлен обязательный зачет. Класс в полном составе сдает его в один день. Отсутствующие по каким-либо причинам ребята обязаны до 1 июня согласовать с председателем экзаменационной комиссии день дополнительной сдачи и сдать зачет. Если он так и остается не сданным, оценка по физической культуре в аттестат не выставляется. Для сдающих экзамен обязательно учитывается результат зачета. Для всех остальных итоговая годовая оценка ставится с учетом четвертных оценок и оценки, полученной на зачете. В этой школе ребята сдают экзамен по физкультуре в один день, но в разное время, с перерывом между теоретической и практической частями. Экзамен получается тяжелым. Требуется не только теоретическая и практическая подкованность, но и хорошая физическая подготовленность, воля и выдержка. Но именно так и должно быть, считает Дмитрий Иванович Фоменко, учитель физкультуры комаровской школы. Ведь на экзамене проверяется разносторонняя физическая готовность ребят к выходу во взрослую жизнь. В этой школе физкультуру как экзамен по выбору сдают 60-70 процентов выпускников. Кстати, сам Дмитрий Иванович в экзаменационную комиссию не входит, считая себя таким же экзаменуемым, как и его ученики. Экзаменационная комиссия создается уже в январе-феврале. Возглавляет ее один из руководителей школы. Конечно, опыт комаровской школы особенный. У нее есть прекрасная спортивная база, включая плавательный бассейн с четырьмя 25-метровыми дорожками. С 1-го класса дети обязательно посещают бассейн, а также плавательные кружки и секции. Поэтому плавание на экзаменах – обязательный вид испытания.

Начинаются экзамены с теоретической части. Вопросы в билетах самые разные: о технике безопасности занятий физкультурой, истории олимпийского движения, советского и российского спорта, санитарно-гигиенических сведениях, правилах соревнований и т.д. Есть вопросы, связанные со спецификой расположения этого городка космонавтов. Например, кто из космонавтов имеет почетные звания “заслуженный мастер спорта” и др. и за какие заслуги эти звания были присвоены.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области тоже сдают зачеты по физкультуре. Собственно, зачет никто не отменял. Так же, как и ГТО. В некоторые вузы значок ГТО требуется до сих пор. Вместе с тем каждый коллектив этот вопрос вправе решить сам, точно так же школа может сама разработать теоретические вопросы и затем обязательно утвердить их в районном методкабинете.

Практическая часть, которая включается в экзамен по физкультуре, изучается на уроках. Но на теоретическую у педагогов не хватает времени. В этом состоит основная трудность. Когда учителю рассказывать об истории олимпийского движения и других теоретических вопросах, включенных в экзаменационные билеты, и где брать эти сведения? Вышел, правда, “Твой олимпийский учебник” в издательстве “Советский спорт”. Но его тираж – 30 тысяч – явно недостаточен для всей страны. Кроме того, это скорее дорогое подарочное издание достаточно большого формата и это не учебник. Проблема осложняется тем, что теоретические сведения в тех учебниках, которые вышли для начальной и средней школ, явно недостаточны для подготовки к экзамену. Поэтому даже сами учителя боятся этого экзамена. Чтобы помочь педагогам, наш журнал представляет самый интересный и удачный опыт сдачи экзамена по физкультуре в разных регионах. В 1-м номере журнала можно будет прочитать об организации и приеме экзаменов в Московской области, Республике Хакасии и Томске. Мы опубликуем и примерные экзаменационные билеты (а также краткие ответы на них), программы зачетов, информацию о технике выполнения упражнений и таблицы оценки результатов. В первом полугодии 97-го года выйдут 4 номера нашего журнала, один из которых – тематический. Он будет посвящен планированию содержания уроков физкультуры в 1-11-х классах.

Московский вариант

о итогам 1995-1996 учебного года, экзамены были организованы следующим образом. Практическая часть состояла из 5 упражнений-тестов на определение уровня различных физических качеств. Теоретические знания проверялись по билетам с отдельно разработанными вопросами для учащихся IX и XI классов. В билет входило по два вопроса: один по основам знаний предмета “Физическая культура” (требования учебной программы), второй по вопросам олимпийского образования, истории Олимпийских игр. Средняя оценка, полученная при сдаче практической части экзамена, суммировалась с оценкой по теории. На основании этого выводилась итоговая оценка по физической культуре.

Для оценки уровня физической подготовленности учащихся мы разработали специальные таблицы, в которых результаты, оцениваемые 1 очком, есть не что иное, как минимум подготовленности московского школьника. Чтобы не зависеть от погодных условий, все 5 упражнений-тестов проводятся в спортивном зале. Учащиеся как бы проходят по станциям и выполняют упражнения, направленные на развитие различных групп мышц.

Девушки выполняют такие упражнения: IX класс – челночный бег 3х10м, прыжки в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре на полу, броски и ловля набивного мяча (1 кг), прыжки через скакалку за 1 мин.; XI класс – челночный бег 5х10м, прыжки в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре на полу, наклоны вперед, сидя на полу, прыжки через скакалку за 1 мин. У юношей экзаменационные упражнения следующие: IX класс – челночный бег 3х10м, прыжки в длину с места, подтягивание из виса или переворот в упор из виса, броски и ловля набивного мяча (2 кг), прыжки через скакалку за 1 мин.; XI класс – челночный бег 5х10м, прыжки в длину с места, подтягивание из виса, или переворот в упор из виса, или толкание двух гирь (16 кг) с груди, броски и ловля набивного мяча (3 кг), прыжки через скакалку за 1 мин.

Как видим, у одиннадцатиклассников включено три упражнения для проверки силовой подготовки. И многие юноши с большим весом или специализирующиеся в спортивных играх с удовольствием выполняют толкание двух гирь по 16 кг с груди на количество раз вместо подтягивания и переворота в упор на перекладине.

Все сдающие практическую часть экзамена участвуют в выполнении пяти упражнений, но в зачет идут только три лучших результата. При этом у юношей одно из силовых упражнений является обязательным.

Очки в трех зачетных упражнениях суммируются и переводятся в пятибалльную систему: ниже 3 очков – оценка “2”, от 3 до 15 очков – “3”, от 16 до 29 очков – “4”, 30 очков и выше – “5”. Учащимся, набравшим более 45 очков, дается предпочтение для получения общей оценки “5” за экзамен в целом, даже если по теории у них оценка “3”.

Для теоретической части экзаменов подготовлено по 15 билетов в IX и XI классах. Если сдающих экзамен более 15 человек, готовят два комплекта билетов и смешивают их вместе. При этом учащимся разрешается брать второй билет, но ответы на него в этом случае оценивают в 4 балла.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте