Когда Лиза – для будущих учеников и коллег Елизавета Сергеевна – поступала в педагогический вуз, мама убеждала ее: «Начальные классы – вот самый подходящий вариант! Малыши ведь в рот смотрят учителю, для них педагог – наибольший авторитет! Не то что старшеклассники! Я английский преподаю много лет, и даже мне до сих пор трудно справляться с дисциплиной на уроках. А у тебя, Елизавета, есть призвание к учительскому труду, но вот характера маловато… И дисциплину в классе тебе будет держать еще труднее, чем мне. Так что начальные классы для тебя – самый лучший выбор!»
На первую педагогическую практику в школу Лиза пришла в своем самом красивом платье, с ожиданием приятных впечатлений. Она вспоминала слова своей мамы: «Ты – актриса перед классом, ты должна выглядеть всегда красиво и безупречно вести свою роль!» Лизе казалось, что она, милая, красивая, нестрогая учительница, непременно понравится малышам – на уроке они будут затаив дыхание слушать интересный рассказ, который она для них подготовила, а на переменке окружат ее и будут доверительно рассказывать о своей жизни. Второклассники на уроке по предмету «Окружающий мир» действительно слушали с любопытством рассказ студентки об обитателях леса – она нашла для урока интересные факты, которых не было в учебнике. Но внимание детей принадлежало ей всецело только минут десять. Увлекшись собственной ролью докладчика, начинающая учительница слишком долго вела свое повествование и позабыла о том, чему ее учили на занятиях по методике преподавания школьных предметов, – о том, например, что учеников тоже нужно вовлекать в обсуждение темы урока. Совершенно позабыла отличница-студентка и о том, что внимание учеников начальных классов в силу психологических особенностей возраста недолговременно. В результате дети заскучали и начали шуметь.
Сбылось то, о чем предупреждала Лизу мама. Удержать дисциплину на уроках оказалось для нее непосильной задачей. К концу педагогической практики Лиза – одна из самых ярких студенток курса, на которую преподаватели возлагали большие надежды, – совершенно отчаялась и решила, что профессия учителя не для нее, что она совершила ошибку в выборе жизненного пути.
В школе, где Лиза проходила практику, уже два года работала учительницей начальных классов ее подруга, Жанна. Лиза в свободное время попросилась к приятельнице посмотреть ее уроки. Откровенно говоря, на этих занятиях она не ожидала увидеть для себя много интересного. Жанна в школе училась не так блестяще, как сама Лиза, не прошла по конкурсу в вуз, окончила педагогический колледж, где тоже не была в числе лучших студенток. Кроме того, Жанна была медлительна, говорила негромко, типичный флегматик – как можно с такими свойствами темперамента влиять на большую аудиторию, состоящую из непоседливых малышей?! Однако первое, что поразило Лизу на уроках подруги, – тишина в классе и полное владение Жанной Аркадьевной вниманием своих учеников. Лиза стала наблюдать за манерой своей подруги вести урок. И, проанализировав увиденное, к своему удивлению, не обнаружила ничего нового. Это было простое, но тщательное соблюдение всех тех методических приемов и правил, которым ее, Лизу, учили в педагогическом институте и о которых она прекрасно рассказывала на экзаменах и зачетах. Молодой педагог Жанна Аркадьевна чувствовала психологическое состояние своих учеников: меняла характер занятий именно в тот момент, когда дети начинали уставать; никогда не давала им времени сидеть без дела.
Над конспектом последнего урока своей педагогической практики Елизавета Сергеевна просидела несколько часов. Она ощущала себя теперь не как актриса, а скорее как режиссер, тщательно продумывающий все детали будущего действия, в котором примут участие множество человек. И этот урок удался. «Что-то в вас изменилось, – сказала студентке руководительница педагогической практики. – Видите, как благотворно повлияла на вас практика – хоть и небольшой, но опыт работы в школе! Практика – это проверка на то, сможете ли вы все в будущем стать настоящими учителями».
Комментарий психолога
Татьяна АРХИРЕЕВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии психолого-педагогического факультета Новгородского государственного университета:
– Значимость практики для своего профессионального развития подчеркивают почти все студенты. Часто они начинают на практике понимать пределы своей компетентности – осознают, что они уже могут, а чему им еще нужно учиться. Это хорошая мотивация для дальнейшего обучения в вузе.
Сложности в самой организации практики для студентов педагогических вузов – это, как правило, сложности не столько для студентов, сколько для организаторов практики. Так, по отчетам наших студентов, в большинстве учреждений их принимают очень доброжелательно, оказывают им всяческую помощь и поддержку. Но при этом руководство практикой – это лишняя нагрузка на персонал учреждения, и эта нагрузка, к сожалению, мало оплачивается. Иногда бывает так, что студенты сами ищут себе базу для прохождения практики. Как правило, это то учреждение, где студента знают – например, он там подрабатывает или прежде там учился. Обычно о такой практике студенты отзываются очень хорошо. Видимо, полезно делать так, чтобы студенты выбирали базы для практики не в последний момент, а немного раньше и заранее пытались познакомиться с учреждением и персоналом. Для того чтобы обеспечить студенту возможность осознанного выбора места прохождения практики, я бы рекомендовала на итоговую конференцию по практике приглашать следующий курс, чтобы студенты послушали отчеты старших товарищей.
Еще один важный вид проблем, которые могут возникнуть в ходе педагогической практики, – сложности у студентов при общении с детьми. Многие студенты отмечают, что для них было очень важно понять, что они могут добиться взаимопонимания с учениками. Трудности могут быть разного рода – установление контактов, понимание детей, трудности с организацией деятельности детей, дисциплинарные трудности. Как же их преодолеть? Советов несколько:
1) Знать психологию детей, с которыми предстоит работать.
2) Иметь знания в области общения с детьми и практические навыки такого общения – их можно получить на основе литературы, из тренингов по общению на специальных занятиях, из личного опыта общения, например, если студент заранее бывает в том учреждении, где будет проходить практику. Важно все это вспомнить при реальном взаимодействии с учениками.
3) Попросить совета у опытных специалистов.
4) Быть творческой личностью.
5) Иметь правильную внутреннюю позицию: нужно понимать, что практика – это пока еще учеба, а когда учишься, то могут происходить ошибки, непонимание, сложности. У каждого есть право на ошибку – важно ее заметить и исправить.
Комментарии