Лето – традиционная пора экзаменов. Учителя проводят консультации для учеников выпускных классов, участвуют в проведении экзаменов и проверке ученических работ. При этом и сами учителя тоже сдают экзамены. Те, кто заинтересован в работе в рамках городского образовательного проекта предпрофильного обучения, могут проверить свою готовность к реализации проекта и пройти добровольную сертификацию.
Предпрофильные образовательные классы-вертикали призваны помочь ребятам сделать первые шаги в профессиональной ориентации и самоопределении. Это предтеча профильного обучения на следующем уровне образования, новый взгляд на подготовку к предпрофессиональным программам обучения. Образовательная программа классов-вертикалей очень насыщенна: углубленное изучение нескольких предметов, разнообразная внеурочная деятельность, курсы по выбору, мероприятия по профориентации, практикумы, лабораторные занятия, эксперименты, проекты и исследования. Такая программа подразумевает интенсивность обучения, высокие требования к результатам выполнения заданий и, конечно, высокий уровень профессиональной компетенции учителей, которые работают в классах проекта. Во всех классах-вертикалях была запланирована сертификация учителей-предметников.
Сертификация – это новая форма подтверждения соответствия профессиональных педагогических компетенций требованиям профессиональных стандартов городских образовательных проектов. Для учителей всех предметов процедура сертификации состоит из двух этапов: теоретического и практического. Теоретический этап содержит вопросы в области педагогики, возрастной психологии, организации проектной и исследовательской деятельности, а также отражает владение инструментами МЭШ. Практический этап ориентирован на специфику предпрофильной программы по конкретному предмету. Уже пятый год в нашей школе №1519 работают классы, участвующие в городском проекте «Математическая вертикаль». Учителя математики проходят профессиональную сертификацию на базе нашего вуза-партнера НИУ ВШЭ. В 2022-2023 учебном году мы открыли еще три новых направления, ориентированных на наши предпрофессиональные классы. Отзываясь на запрос учеников и родителей на дальнейшее развитие в области новых технологий, мы открыли в школе классы «IT-вертикали». «Естественно-научная вертикаль» заинтересовала будущих ученых-естествоиспытателей, биотехнологов и врачей. Класс «Лингвистической вертикали» привлек тех, кто заинтересован в углубленном изучении иностранных языков. Для учителей, которые участвуют в реализации этих городских проектов, открыта возможность пройти процедуру сертификации на базе Корпоративного университета московского образования.
Учителя нашей школы, которые работают в классах-вертикалях, успешно прошли процедуру сертификации и поделились своими впечатлениями.
Лингвистическая вертикаль
Евгения АЛЕКСЕВНИНА, учитель русского языка и литературы:
– Мне посчастливилось работать в классе проекта «Лингвистическая вертикаль». Для меня непростым был первый, теоретический, этап, он потребовал серьезной подготовки. Практический этап содержал вопросы и задания разного уровня сложности, связанные непосредственно с предметными знаниями в области лингвистики. Некоторые задания показались мне очень интересными, в новом учебном году предложу похожие своим ученикам. Эта часть экзамена была для меня более легкой, так как в этой области я регулярно повышаю свою квалификацию. С процедурой сертификации я успешно справилась, о чем получила соответствующий документ. Это был интересный опыт для меня, и я с удовольствием буду применять рекомендации, полученные мной в рамках проведения данной процедуры, в своей дальнейшей работе в классах проекта «Лингвистическая вертикаль».
Анна БРАГА, учитель русского языка:
– Сертификация – это один из инструментов учительского роста. Я решила принять участие в экзамене, так как считаю, что это отличная возможность для проверки своих знаний, умений и навыков, а также возможность для самосовершенствования. Прежде всего я разобрала демоверсию, представленную на сайте Корпоративного университета московского образования, и распределила все вопросы по разделам, которые нужно повторить: 1) педагогические методы обучения; 2) вопросы по психологии; 3) вопросы о технологиях МЭШ; 4) вопросы, связанные с проектной деятельностью. На практическом этапе проверялись углубленные знания теории по русскому языку и умения применять их в работе. Нужно было показать знание лингвистических терминов, способов словообразования, умение работать с текстом. Мне было интересно проходить данный экзамен, так как задания были практико-ориентированные, они проверяли полезные навыки учителя, а также многие вопросы отличались от уже привычных вопросов ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку: были задания по методам групповой работы, по профориентации, конфликтологии, психологии и визуализации. Сложными были вопросы, касающиеся лабораторий в МЭШ. В дальнейшей работе планирую использовать полученные опыт и знания для преподавания как в классах «Лингвистической вертикали», так и в общеобразовательных.
Галина ГЕВОРГИЗОВА, учитель английского языка:
– В новом учебном году нам с ребятами предстоит знакомство с увлекательнейшим миром лингвистики, и мне как преподавателю английского языка было очень интересно принять участие в процедуре сертификации педагогов, участвующих в городском проекте «Лингвистическая вертикаль». Это полезный опыт, который позволил мне освежить некоторые знания в смежных областях, а также пообщаться с коллегами и обменяться опытом и некоторыми идеями. Теоретический этап показался мне сложнее, так как включал в себя вопросы из нескольких дисциплин, и важно было уложиться в отведенное время, все как на самом настоящем экзамене! Для успешной подготовки я использовала материалы, представленные на официальном сайте, а также мне очень помогли поддержка и советы коллег, которые успешно прошли сертификацию ранее.
Практический этап проходил уже на английском языке. Задания проверяли самые разные навыки и умения. Больше всего мне запомнилось задание на перевод с русского на английский, что, по моему мнению, позволяет в полной мере раскрыть языковой потенциал. Перевод – это целое искусство, сочетающее в себе владение языком на очень высоком уровне и знания о культуре, традициях и обычаях взаимодействующих народов. Участие в процедуре сертификации – хороший опыт, который дал мне представление о том, каким вопросам в работе с юными лингвистами, возможно, стоит уделить особое внимание.
Математическая вертикаль
Юлия ГУЛЯЕВА, учитель математики:
– Для работы в классах городского проекта «Математическая вертикаль» учителям математики необходимо проходить сертификацию. Я преподавала в шестом классе технической направленности и готовила своих учеников к поступлению в классы этого проекта. Естественно, было желание преподавать у этих ребят и дальше, значит, необходимо было пройти сертификацию для учителей. Готовиться я начала заранее, ознакомившись на сайте проекта с архивом работ для учителей. Я разработала план решения открытых вариантов. Что-то получалось решать с ходу, какой-то материал пришлось вспоминать, какие-то задания – разбирать с помощью коллег. Письменная работа состоит из двух частей: первая часть – десять заданий школьного курса алгебры и геометрии, вторая часть – два задания на проверку решения ученика. На выполнение дается всего два часа, времени не хватает, многие вещи приходится писать сразу на чистовик. Данный опыт был мне очень полезен. В работе учителя редко оказываешься в ситуациях со сжатыми сроками. Побывать на месте учеников всегда полезно. Необходимо справиться со стрессом, взять себя в руки и показать за два часа все свои знания. Справишься сам – передашь свой опыт своим ученикам.
IT-вертикаль
Светлана ЧЕБОТАРЕВА, учитель физики:
– Я решила принять участие в сертификации педагогов для подтверждения соответствия своих профессиональных компетенций требованиям стандарта проекта, а также для возможности работать с детьми в рамках проекта «IT-вертикаль». Для подготовки к практической части я работала с материалами на сайте лаборатории предпрофессионального образования, прошла очную консультацию для ознакомления с цифровым физическим оборудованием. Именно практическая часть экзамена показалась мне более трудной. Задания были нестандартные, требовались не только теоретические знания по физике, но и умение работать с цифровым оборудованием, а также смекалка. Пройти данный этап помог опыт участия с нашими ребятами в турнире «Физмат-бой». Полученный опыт я использую для внедрения новых методик в свою педагогическую деятельность в рамках проекта «IT-вертикаль», а также при подготовке моих учеников к соревнованиям «Физмат-бой» и другим городским конкурсам.
Мария ЕСИНА, учитель информатики:
– В теоретической части были интересные и разнообразные вопросы: про Московскую электронную школу, про дистанционное обучение, про то, как правильно организовать групповую работу, предотвратить возможные конфликты в классе. Практическая часть длилась четыре часа, в ней было десять заданий. Одно задание – это тестирование на знание информационных процессов, информационных каналов связи. Девять заданий были практические, нужно было написать две программы на языках программирования Python и С++. Были задания на движение роботов на платформах Arduino и Vex IQ, 3D-моделирование и прототипирование. Еще одно задание ознакомило с возможностями виртуальной лаборатории «Технология», где размещено приложение, которое позволяет создавать чертежи различной сложности, используя принципы классического черчения на бумаге. Используя данное приложение, можно помочь ребятам приобрести навыки, которые в дальнейшем пригодятся при моделировании и работе с более сложными системами автоматизированного проектирования. Здесь используются те же инструменты, что и на бумаге: линейка, транспортир, циркуль, ластик, а сам процесс максимально приближен к реальному: нарисованное нельзя отменить, надо стереть. Чертить линии можно только при помощи специальных чертежных инструментов. Особенно интересна для меня была именно практическая часть. С некоторыми программами пришлось научиться работать во время подготовки к сертификации. Задания мне понравились, я хочу подготовить подобные задания для ребят восьмых классов городского проекта «IT-вертикаль» нашей школы.
Педагогический коллектив школы №1519
Комментарии