Кажется, что многолетний участник конференции «Информационные технологии в образовании», доктор педагогических наук, зав. кафедрой информационных систем и технологий Международного банковского института, профессор Наталья МАКАРОВА каждый год держит экзамен – отчитывается перед коллегами о сделанном. С 1999 года, когда Наталья Владимировна впервые представила на ИТО свою методику и комплект учебников «Информатика» под своей редакцией, многое изменилось. Появлялись и исчезали программы и учебные пособия по информатике. Начинались реформы. Возник государственный стандарт по информатике. И лишь одно неизменно – имя профессора Макаровой в списках выступающих на конференции и неизменный интерес к ее докладам участников.
В 1999 году Наталья Владимировна получила первый диплом «За лучшие учебники по информатике, по мнению посетителей IX выставки ИТО». Комплект книг для 6-7, 7-8, 9, 10-11 классов был свежеиспеченным изданием петербургского издательства «Питер». Он был построен на основе концентрического метода обучения. И содержал в себе методику преподавания информатики, основанную прежде всего на развитии системного мышления. Тогда, в конце 90-х, Наталья Макарова впервые озвучила основные положения своей методики и этапы развития системного мышления. Основа системного мышления – исследование и творчество. При этом закрепляются знания и умения, полученные учеником на других школьных предметах. А этапы развития таковы:
«На первом этапе надо научить школьника понимать, что такое объект, как его можно описать, что можно с ним делать, какая может быть создана информационная модель и какой инструмент можно использовать для исследования модели, а значит, и объекта.
Более сложным и неоднозначным этапом формирования системного мышления будет второй этап, где надо научить представлять объект в виде системы более простых объектов, которые находятся во взаимосвязи между собой. Кроме того, надо разъяснить, когда объект можно рассматривать как систему, а когда самостоятельно.
На следующем этапе особое внимание надо уделить моделированию на компьютере. При этом акцент надо поставить на взаимосвязь цели исследования и всей технологии моделирования. При моделировании следует брать задачи из других школьных дисциплин».
Следующие доклады так или иначе содержали в себе идеи первого и развивали их.
В 2000 году Наталья Макарова опять получила диплом за лучшую серию учебников по результатам опроса участников и гостей X юбилейной выставки ИТО. Только что вышло второе переработанное издание комплекта учебников из пяти книг: начальный (пропедевтический) курс (5-6 класс), базовый курс для 7-9 классов из трех книг (теория, практикум по информационной технологии, практикум по моделированию), предпрофессиональный курс в 10-11 классах. Методика Натальи Владимировны к этому времени оформилась в стройную объектно-информационную концепцию изучения информатики. Подробно об этом подходе Наталья Макарова рассказала в докладе на секции: «Цель – ориентация на формирование информационной культуры школьника, развитие его логического мышления, творческого и познавательного потенциала. Существует реальная возможность научить ребенка системному подходу к осмыслению событий и явлений окружающего мира. Для этого не надо специально обращаться к теории системного анализа. Учить можно в процессе анализа структуры информационных объектов и их взаимосвязей, которые являются моделями реальных объектов и процессов».
В 2001 году Наталья Владимировна озадачила участников конференции очень важной темой – «Система образования в информационном обществе». Казалось бы, какое отношение эта тема имеет к методике Макаровой и учебникам под ее редакцией. Самое прямое. «Наиболее перспективным для образовательных учреждений является путь мобильной интеграции как по вертикали, так и по горизонтали, который должен привести к созданию интегрированного образовательного пространства на базе компьютерных технологий. Практическая реализация этого пути возможна только при наличии концепции непрерывного образования, начиная с младшей школы и заканчивая разнообразными образовательными программами на уровне постдипломного образования». Как раз такую концепцию Наталья Макарова и предлагает учителям информатики.
В 2002 году Наталья Владимировна вместе с соавтором Ириной Викторовной Симоновой подробно остановилась на том, как в 9-м классе ребята получают представление о системе. Это происходит на протяжении шести уроков. Наталья Макарова рассказала в своем выступлении: «Мы рассматриваем различные виды отношений и связей между элементами системы. Примеры можно подбирать, опираясь на жизненный опыт учащихся и учитывая междисциплинарные связи. Анализируя представления учащихся о различных технических системах, мы установили, что самым доступным примером технической системы является велосипед. Именно этот пример приведен в учебнике и является опорой при изложении сложного материала об этапах и сути описания информационной системы». Кстати, в 2002 году Наталья Владимировна получила очередной диплом «За лучший комплект учебников по информатике для средней школы XII выставки «ИТО».
Последние три года все свои выступления Наталья Макарова делает как профессор Международного банковского института и в соавторстве с коллегой по кафедре Юлияной Францевной Титовой. В 2004 году петербургские ученые провели сравнительный анализ соответствия учебно-методического комплекта по информатике авторского коллектива под руководством Н.В.Макаровой требованиям государственного стандарта и примерной программы по информатике. Анализ показал, что во многом взгляды разработчиков стандарта и УМК совпали.
А в прошлом году на ИТО Наталья Макарова и Юлияна Титова провели интереснейший семинар, на котором рассказали о только что выпущенных новых учебниках по информатике для 10-11-х классов. Стоит привести подробную цитату из их выступления: «В этих учебниках отражен авторский взгляд на раскрытие дидактических единиц стандарта, уровень полноты охвата изучаемых тем. Рассмотрены теоретические вопросы, раскрывающие на новом качественном уровне понятия информационного объекта, процесса, модели, информационно-коммуникационных технологий. Для формирования информационной культуры включен большой раздел, посвященный основам социальной информатики. Здесь рассматриваются понятия информационного общества, информационных ресурсов, вопросы этических и правовых норм информационной деятельности, информационной безопасности. Для формирования представления об информационных системах и углубленного изучения информационных технологий в новых учебниках есть пункты о технологии работы в автоматизированных информационных системах широкого применения: текстовом процессоре, табличном процессоре, среде для подготовки презентаций, СУБД. Углубленное изучение информационных технологий проводится на фоне решения конкретных прикладных задач путем построения и исследования информационных моделей. Кроме этого, решается задача систематизации полученных знаний на уроках информатики в течение всего непрерывного курса».
Что ждет «поклонников» методики Натальи Макаровой и УМК под ее редакцией в этом году? Наверняка новые идеи, актуальные подходы и бесконечное пространство для творчества.
Комментарии