Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России предлагает вниманию педагогической и родительской общественности, специалистов различных уровней управления образованием, а также всех заинтересованных лиц предложения по порядку аттестации педагогических и руководящих работников. Замечания и предложения по данному вопросу можно направить в срок до 31 декабря 2008 года по адресу: ул. Тверская, д. 11, г. Москва, ГСП-3, 125993 или по электронной почте (e-mail: Taradanova@mon.gov.ru).
Предложения
ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ
I. Общие положения
1. Данный порядок распространяется на педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных, негосударственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, дополнительного образования детей, начального профессионального и среднего профессионального образования независимо от ведомственной принадлежности (далее – образовательные учреждения).
2. Целью аттестации руководящих работников является подтверждение соответствия работников занимаемой ими должности.
3. Аттестация педагогических работников направлена на решение следующих задач:
подтверждение соответствия работников занимаемой ими должности;
повышение уровня профессионального мастерства и распространение инновационного опыта;
стимулирование их внутриорганизационного личностного карьерного (статусного) профессионального роста.
4. По итогам аттестации могут быть установлены следующие квалификационные категории:
для руководящих работников – базовая квалификационная категория;
для педагогических работников базовая, первая и высшая квалификационные категории.
5. Базовая квалификационная категория присваивается педагогическим и руководящим работникам, подтвердившим соответствие занимаемой должности.
Соответствие занимаемой должности педагогического или руководящего работника определяется посредством оценки уровня профессиональной подготовленности (теоретической, предметной, психолого-педагогической, методической и т.п.) с учетом современных достижений в области профессиональной деятельности.
Аттестация на подтверждение права занятия соответствующей должности для педагогических и руководящих работников является обязательной и проводится не реже 1 раза в пять лет.
Для вновь принимаемых на должность педагогических работников из числа молодых специалистов базовая категория присваивается на срок не более 1 года.
6. Первая квалификационная категория присваивается педагогическим работникам, владеющим и эффективно применяющим в практической профессиональной деятельности инновационные образовательные методики и технологии.
7. Высшая квалификационная категория присваивается педагогам, владеющим инновационными образовательными методиками и технологиями и активно их распространяющим в профессиональном сообществе.
8. Аттестация на первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников является добровольной. При этом сохраняется обязательность получения педагогическими работниками базовой категории вне зависимости от факта и сроков получения первой или высшей квалификационной категории.
Срок действия первой и высшей квалификационных категорий – 5 лет.
9. Педагогические работники до истечения срока действия первой квалификационной категории могут пройти аттестацию на высшую квалификационную категорию досрочно.
10. Работники, выполняющие педагогическую работу в образовательных учреждениях на условиях совместительства, также имеют право проходить аттестацию в этих учреждениях.
11. При переходе педагогического или руководящего работника из образовательного учреждения одного субъекта Российской Федерации в образовательное учреждение, расположенное в другом субъекте Российской Федерации, базовая, первая и высшая квалификационные категории сохраняются за работником до конца срока их действия.
12. По результатам педагогической деятельности в межаттестационный период педагогическому работнику могут присваиваться статусные звания.
Статусные звания (учитель-наставник, учитель-исследователь, учитель-методист, старший учитель, куратор, учитель-консультант, учитель-воспитатель и т.п.) отражают успешность и качество выполнения конкретных видов работ, включая педагогический портфолио, и определяются образовательным учреждением самостоятельно.
Статусное звание присваивается на основании анализа произведенных стимулирующих выплат за три предшествующих года.
13. За ненадлежащее исполнение педагогическим или руководящим работником должностных обязанностей по критериям, по которым присваивается квалификационная категория, может быть произведена процедура их аннулирования в порядке, определяемом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
Основанием для запуска процедуры аннулирования квалификационной категории является обращение в аттестационную комиссию субъекта Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, граждан с рекламацией на ненадлежащее качество образовательных услуг, предоставляемых педагогическим или руководящим работником.
Процедура принятия решения об аннулировании квалификационной категории регламентируется соответствующими нормативными актами субъекта Российской Федерации.
II. Организационное, научно-методическое и финансовое обеспечение проведения аттестации
14. Проведение аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, ее организационное, научно-методическое обеспечение, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
15. Педагогические и руководящие работники федеральных, негосударственных и других образовательных учреждений могут проходить аттестацию на территории субъекта Российской Федерации, где расположено образовательное учреждение, на основании договора между данным образовательным учреждением и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
16. Педагогические и руководящие работники образовательных учреждений, расположенных за пределами Российской Федерации, могут проходить аттестацию на территории субъекта Российской Федерации по их выбору на тех же условиях.
17. Для проведения аттестации создается аттестационная комиссия субъекта Российской Федерации.
При аттестационной комиссии субъекта Российской Федерации могут быть образованы экспертные группы.
Аттестационная комиссия, экспертные группы формируются из числа работников образовательных учреждений, в том числе и дополнительного профессионального образования, специалистов научных организаций, представителей профсоюзных органов, общественных объединений педагогических и научных работников, органов государственной власти, местного самоуправления и самоуправления образовательных учреждений (советов, попечительских советов, управляющих советов и др.).
Председатели и персональный состав соответствующих аттестационной комиссии и экспертных групп, регламент их работы определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
18. Аттестация педагогических и руководящих работников осуществляется за счет средств образовательного учреждения, предусматриваемых на эти цели, в соответствии с нормативами, установленными субъектами Российской Федерации.
III. Решения аттестационной комиссии и их реализация
19. Аттестационная комиссия субъекта Российской Федерации выносит следующие решения:
а) соответствует занимаемой должности (указывается наименование должности) с присвоением базовой категории;
б) не соответствует занимаемой должности (указывается наименование должности);
в) соответствует заявленной квалификационной категории;
г) не соответствует заявленной квалификационной категории.
За аттестуемым, признанным по результатам аттестации не соответствующим заявленной (первой или высшей) квалификационной категории, прежняя квалификационная категория (в случае ее наличия) не сохраняется.
Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, на основании решения аттестационной комиссии субъекта Российской Федерации в месячный срок издает приказ о присвоении работнику квалификационной категории.
Квалификационная категория присваивается со дня принятия решения аттестационной комиссией субъекта Российской Федерации.
20. Трудовые споры по вопросам аттестации педагогических и руководящих работников рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам, судах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о труде.
IV. Сроки и формы проведения аттестации
21. Для прохождения аттестации на базовую квалификационную категорию руководящим или педагогическим работником учредитель образовательного учреждения (в отношении руководителей образовательных учреждений и педагогических работников, претендующих на должности руководителей образовательных учреждений) и руководитель образовательного учреждения (в отношении заместителей руководителей образовательных учреждений, руководителей филиалов и других руководителей структурных подразделений, педагогических работников) должны в период с 1 сентября по 30 октября направить в аттестационную комиссию субъекта Российской Федерации представления по форме, установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.
22. Для прохождения аттестации на первую и высшую квалификационные категории педагогические работники в период с 1 сентября по 30 октября подают в аттестационную комиссию субъекта Российской Федерации:
заявление по форме, установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования;
представление, подписанное руководителем образовательного учреждения и согласованное с органом самоуправления (советом образовательного учреждения, попечительским советом, управляющим советом или др.), обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, а также профессиональной педагогической ассоциацией или объединением, созданными в установленном порядке (предметные методические объединения, ассоциации по образовательным технологиям, профессиональные союзы или др.);
аттестационное дело, в которое входят материалы результатов мониторинга профессиональной деятельности, результаты общественной оценки и самооценки аттестуемого, профессиональный портфолио, а также документы, подтверждающие повышение квалификации в межаттестационный период.
Педагогические и руководящие работники, которые не успели подать необходимые материалы к аттестации в установленные сроки по уважительным причинам, имеют право ее прохождения в период с 1 ноября по 30 марта на общих основаниях.
Аттестация педагогических и руководящих работников должна носить цикличный характер и осуществляется в единые для всех субъектов Российской Федерации сроки с 1 ноября по 30 мая.
Сроки прохождения аттестации для каждого педагогического и руководящего работника устанавливаются индивидуально в соответствии с графиком, утверждаемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, о чем работник извещается не позднее, чем за две недели до начала аттестации.
Продолжительность аттестации на первую и высшую квалификационные категории для каждого аттестуемого не должна превышать двух месяцев с начала ее прохождения и до принятия решения аттестационной комиссией.
23. Аттестация на базовую квалификационную категорию проводится в форме квалификационного экзамена.
Формы аттестации на первую и высшую квалификационные категории устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.
Комментарии