В счастливые годы моего детства, а затем и юности, у нас существовало распространенное суеверие: если тебе в общественном транспорте попался счастливый билет, надо его съесть, загадав желание, и оно непременно сбудется. У контролеров на этот счет было свое мнение, однако миллионы молодых граждан нашей страны очень хотели стать счастливыми. И ели, ели, ели эти билеты, как чипсы… Наверное, больше всех счастья было у кондукторов, которые по умолчанию обладали возможностью отложить себе кусочки бумажного счастья, чтобы потом все их дружно умять. У меня даже по этому поводу родился термин «бурундуктор» – кондуктор, рот которого набит теми самыми билетами.
Напомню, что счастливыми у нас называли билеты, в шестизначных номерах которых сумма трех первых чисел равнялась сумме трех вторых. Например, 383572 или 109505. Были, правда, те, кто считал счастливыми еще и билеты, в которых отдельно вычислялась сумма четных и нечетных чисел, например, 238568 или 076384. Но это скорее исключение.
Интересно, что уже тогда кое-кто из нас выдвигал смелые версии, дескать, билет с номером 234234 более счастлив, чем 117360, номер 789987 в этом смысле еще круче, а 777777 вообще вне всякой конкуренции. Как говорят математики, «во-первых, потому что это красиво!». В самом деле, согласитесь, билет с номером 010010 жевать вкуснее, чем с 217622.
И вот с этого момента можно начать, как говорят в социальных сетях, новую ветвь рассуждений. Потому что здесь математика начинает тесно переплетаться с другими областями науки. Например, с физикой.
Представьте себе весы с равными по длине плечами. Не важно, какого достоинства гири будут помещены на одну чашу, главное, чтобы общая масса гирь на другой чаше была точно такой, лишь в этом случае будет достигнуто равновесие. В этом смысле мы имеем как раз то самое счастливое сочетание безо всяких условностей: 10 г + 10 г + 50 г = 30 г + 20 г + 20 г. Счастливое ли это соотношение? По совокупности чисел – да. Но вот красивым это сочетание вряд ли можно назвать. Значит, красота и счастье не одно и то же.
А теперь давайте просто возьмем металлический стержень и уравновесим его. Точка опоры будет располагаться строго посредине. Чтобы он и дальше был параллелен земле, необходимо, чтобы грузики одинаковой массы были закреплены на строго одинаковом расстоянии от центра. Иначе равновесие будет нарушено. Но по правилу рычага уравновесить даже очень тяжелую гирю можно всего одной легкой, если прикрепить ее достаточно далеко от центра равновесия. Опять же красота равных плеч и одинаковых гирек на них может быть констатирована чисто визуально, а вот красивы ли плечи разной длины с разными гирьками на них – вопрос открытый.
Здесь я хочу сделать акцент, важность которого будет понятна чуть позже: стержень можно уравновесить разными способами: либо поместив по одной одинаковой гире на оба его конца, либо разложив один из грузов на несколько небольших и разместив его на разном расстоянии от точки равновесия. А можно ведь попробовать сосредоточить правую и левую массы как можно ближе к центру, не разнося их в стороны. Тут, правда, придется потрудиться, ибо равновесие будет весьма неустойчивым. Но оно таки будет. Просто надо постараться.
Так вот, а теперь давайте спроецируем все это… на область морали и этики, добра и зла. Как считают некоторые философы, человек за свою жизнь совершает множество самых разных поступков – хороших и плохих, достойных и позорных, геройских и трусливых. Что-то он делает вполне осмысленно, а что-то – непреднамеренно, случайно. Тем не менее, заявляют философы, любое зло должно быть компенсировано добром, только так можно восстановить в этом мире равновесие, без которого он не может существовать. Ибо равновесие – это и есть гармония. (На вопрос, надо ли в таком случае компенсировать добро злом, мудрецы отвечают, мол, на этот счет не переживайте, в мире так много зла, что добра никогда не сможет быть слишком много, поэтому старайтесь нести людям только свет и радость, ибо мрак и слезы они всегда могут получить и без вас.)
Теперь попробуем совместить математику с физикой и моралью.
Предположим, что по одну сторону от точки равновесия у нас находятся наши добрые поступки, по другую – те, которые имеют отрицательный знак. В плюсе – хорошие привычки, в минусе – дурные. От ноля вправо – положительные качества характера, влево – отрицательные. И так далее. Чем дальше от точки равновесия, тем более весомо значение параметра. Сорвал цветок, идя по лугу, – это малое зло, погладил сидящую на крыльце кошку – малое добро. Спилил под окном березу, которая «просто мешалась», – среднее зло, помог наколоть дров больной соседке-пенсионерке – среднее добро. Дал ребенку ремня – большое зло, спас тонущего – большое добро. И так далее.
Как показывает практика, в повседневной жизни мы почему-то совсем не задумываемся о том, что и как совершаем, обычно многое происходит на автомате. Конечно, если автомат настроен правильно (а этим на самом деле люди занимаются с самого детства, пытаясь внушить детям, что такое хорошо и что такое плохо), то человек творит добро просто так, для него это норма. И точно так же он не совершает плохих поступков, потому что у него в подсознании заложена вполне определенная модель поведения: нельзя грубить людям, нехорошо бросать мусор на улице, опасно нарушать правила дорожного движения и так далее.
Но… В реальности настройки нередко настолько сбиты, что люди уже не совсем понимают, где и как они себе могут позволить так вести, а где – нет.
При чем же тут числа, весы, математика и физика, спросите вы? Да, наверное, при том, что с их помощью довольно просто визуализировать те или иные наши поступки, модели поведения. И постараться сделать все, чтобы восстановить утраченное равновесие, прийти к гармонии.
То плохое, что мы делаем себе или другим намеренно или нечаянно, оседает тяжким грузом в левой части наших «весов». Как можно догадаться, множество мелких проступков в совокупности способно сплотиться в здоровенную гирю, которая хоть и будет находиться где-то рядом с нулем (то есть не очень-то злобное зло), но в своей массе перевесит очень многие наши, бесспорно, положительные и благородные качества. Точно так же всего одно мелкое, но гадкое и подлое деяние способно обнулить множество добрых дел «по сю сторону от точки отсчета».
И вот тут главное – просто понять и оценить весь масштаб содеянного, пусть и задним числом. Чтобы потом попытаться вернуть равновесие, творя добро в больших и малых количествах.
Можно ли сделать столько хорошего, чтобы потом сесть, расслабиться и заявить, мол, все, я имею право на малое зло, потому что по праву заслужил на него индульгенцию? Кстати, ровно так и рассуждают те, кто действительно инвестирует в науку и образование, строит школы и стадионы, поддерживает таланты, помогает инвалидам, оплачивает операции больным детям. И все это столь мощно и благородно, что после этого как-то неприлично упрекать подобных доброхотов в наличии многочисленных любовниц, подпольных счетов на Мальдивах или в участии в грязных политических интригах. На самом деле здесь надо попробовать мыслить в немного иных масштабах: все то хорошее, что мы делаем, – это попытка вернуть равновесие не только для самого себя, любимого, но и для всего человечества в целом. Ведь зла в мире слишком много, и кто-то же должен его компенсировать добрыми делами.
Говорят, человек на протяжении суток врет (говорит неправду) не менее четырех раз. И, скорее всего, даже не замечает этого. Точно так же он, можно утверждать это с большой уверенностью, делает что-то нехорошее, не зная о том. Даже когда ты просто стоишь в проходе электрички, уступив место пожилой женщине, может оказаться, что ты кому-то мешаешь, загораживаешь свет или раздражаешь одним своим видом. Что уж говорить о тех случаях, когда ты вступаешь в перепалку или даже ссору с другими пассажирами по самым разным вопросам. Все это те самые мелочи, которые уводят тебя «влево от ноля», в минус по оси «добро – зло». Значит, надо постоянно что-то делать, чтобы «уйти вправо», только теперь уже вполне осознанно.
И вот тут возникает еще одна аналогия, только довольно опасная. Говорят, искреннее раскаяние способно искупить любой грех. То есть каким бы великим и массивным ни было зло «там, слева», как бы далеко оно ни располагалось от точки отсчета, все равно его вполне можно обнулить, если справа появится нечто не менее великое, но противоположное по сути. Так вот, с математической точки зрения все именно так. Но вот с физической… Дело в том, что, если к упомянутому выше металлическому стержню прикрепить непомерно тяжелые грузы и слева, и справа, он может просто не выдержать и в какой-то момент разрушиться. А что, если с человеческой психикой может произойти то же самое?
Опять же, если вспомнить понятие неустойчивого равновесия, окажется, что человек, не причинивший другим почти никакого зла, равно как и добра, находится именно в том самом состоянии, когда он может легко свалиться либо «вправо», либо «влево». Знаем ли мы таких? Да, конечно.
Возвращаясь к самому началу нашего разговора, стоит еще раз вспомнить о счастливых билетах и красивых номерах. Почему-то не оставляет мысль: вдруг в визуализированном мной этическом равновесии возможны точно такие же аналогии? В самых разных автобиографиях великих людей мне не раз приходилось читать гордые заявления, мол, всю свою жизнь я старался делать людям добро, никогда не поступал подло, всегда боролся со злом и так далее. Грубо говоря, те, кто знает, что грешны, но не просто замаливают свои грехи, а добрыми делами искупают их. Впрочем, есть и другие. Они прекрасно знают, что делают плохо и все дальше и дальше уходят прочь от идеала, тем не менее не пытаются остановиться и охотно бравируют этим. Об этих людях тоже надо знать и видеть их «траекторию». Чтобы понимать, с кем вам по пути.
Если наши ученики осознают, что и сами они, и их родители, и учителя, и все вокруг далеки от идеала, но стремятся к нему, что можно считать нормой поведения (или делают наоборот, что не является нормой), это и будет самой правильной моделью воспитания. Ибо, как сказано в одной хорошей книге, «по делам судите, а не по словам», следовательно, любые правильные речи лишены смысла, когда поступки направлены во зло себе и людям. Когда они нарушают равновесие…
Комментарии