В последние пять лет отток учеников из обычных школ в экстернаты принял массовый характер. Стала типичной ситуация, когда после девятого или десятого класса, а иногда и раньше, ребенок переходит из средней общеобразовательной школы в школу-экстернат. Говорить о том, плохо это или хорошо, бессмысленно, так как процесс уже начался и его не остановить. Тем не менее важно понимать, почему простым школам предпочитают экстернаты; каковы достоинства и недостатки двух разных методик преподавания. Ответов на этот вопрос несколько. Но сначала выясним, что такое экстернат.
Комментарий «УГ»Экстернат так востребован сегодня, потому что наши старшеклассники пытаются сэкономить время, необходимое им для подготовки к вступительным экзаменам в вузы. «Зачем я буду тратить время на математику и физику, если собираюсь поступать на филологический факультет», – вполне резонно размышляет гуманитарий. Думаем, что с широкомасштабным введением профильного обучения ребят, переходящих на экстернат, станет меньше. Тем не менее останутся те, кому по причине слабого здоровья или психологическим особенностям (имеются в виду прежде всего белые вороны, которым уживаться в школьном коллективе подчас очень трудно) удобнее заниматься самостоятельно по индивидуальному графику. Для них – экстернат зачастую единственный выход. Задача школы – не превратиться в контору по выдаче аттестатов, а помочь ребенку, выбравшему экстернат, получить качественные знания.
Аттестат по-быстрому
Cлово «экстернат» говорит само за себя. Экстернат – это школа ускоренного обучения, в которой образовательный процесс проходит по системе лекция – зачет. Однако экстернаты бывают разные. Есть экстернаты, в которых нужно учиться каждый день, бывают и экстернаты, куда и вовсе приходят раз в месяц, чтобы сдать экзамены, но шире всего распространены и пользуются большей популярностью экстернаты с университетской системой образования. Это значит, что учащийся волен посещать лекции, которые проходят несколько раз в неделю, или не посещать их совсем, однако после каждого пройденного в экстернате предмета он обязан сдавать по нему экзамен. Эта система преподавания имеет много преимуществ перед традиционной системой, принятой в большинстве средних общеобразовательных школ России. Основное ее достоинство – это, бесспорно, высокие темпы обучения: приблизительно за полгода ученик может пройти один класс, то есть, пока его друзья в течение трех лет будут проходить девятый, десятый и одиннадцатый классы, он окончит школу всего за полтора года. Это дает учащемуся (что особенно важно для юношей) при поступлении в вуз еще один год в запасе, если он провалит экзамены, а также возможность избежать призыва в армию до института. Кроме того, «университетский» опыт, приобретенный в экстернате, может быть весьма полезен в вузе.
Помимо всего прочего, еще одна важная черта экстернатов (не всех, но большинства) – последовательное преподавание предметов. Иными словами, ученик сначала проходит курс алгебры за девятый класс, затем, например, русского языка, географии и так далее.
Следует отметить, что качество учебы в экстернате напрямую зависит от самого ученика. В экстернате учащемуся предоставляется полная свобода действий и право выбора: он может учиться или не учиться, посещать занятия или не посещать.
Говоря о преподавании различных предметов в экстернате, также следует добавить, что в нем проходят лишь основные предметы.
Тем не менее, как уже говорилось выше, у экстерната есть и недостатки. Наиболее существенный из них – это неспособность адекватно воспринимать ускоренное обучение. Некоторые дети после долгого времени, проведенного в обычных школах, просто-напросто не могут приспособиться к новой системе обучения. Они привыкли, что им все повторяют, очень подробно объясняют, говорят, что учить нужно, а что не следует; в экстернате всего этого нет. Он полностью рассчитан на людей самостоятельных, организованных, собранных и в определенном смысле взрослых.
Если говорить о качестве обучения в экстернатах, то зачастую оно оставляет желать лучшего. Попав в экстернат, человек должен понимать, что это сотрудничество: он платит экстернату деньги, а экстернат предоставляет ему возможность быстро получить аттестат и уделять свое свободное время тому, что ему действительно необходимо, не выдвигая при этом нереалистичных требований.
Василий ЛЬВОВ, ученик школы-экстерната
Дети становятся хозяевами своего времени
Санкт-Петербург
Елена ДЕНИСОВА, председатель подразделения «Экстернат» НОУ «Обучение в диалоге»:
– К тому времени, когда наша школа ввела экстернат как одну из форм обучения, его границы были очерчены ясно: самостоятельные занятия дома, потом сдача экзамена в учебном заведении за полный курс. Причем экзамен мог проводиться письменно, то есть в виде реферата. И это было первое, чему мы воспротивились. Математика и русский язык – понятно, государственные экзамены по ним письменные, но сдавать в виде реферата химию, физику, геометрию – это нас не устраивало. Поэтому у нас все предметы сдаются только по экзаменационным билетам.
На сегодняшний день мы можем разделить детей, обучающихся в экстернате, на три группы. Первая: те, кто совершенно самостоятельно проходит материал дома, а к нам приходит лишь сдавать экзамен. Вторая: те, кто овладевает программой на индивидуальных консультациях. Эти ребята не сдают, как положено, десять экзаменов, а двигаются вперед, сдавая зачеты. У них есть индивидуальное расписание, по которому они ходят в школу и занимаются здесь по основным предметам. Большей частью это десять часов в неделю.
К третьей группе принадлежат те, кого рекомендуют из других школ. Сейчас возникает много личностных конфликтов между детьми и взрослыми, и из-за напряженных отношений дети иногда вынуждены пропускать целые предметные блоки. Для того чтобы не менять школу, они приходят к нам и наверстывают упущенное. Таким ребятам достаточно одного курса.
Если раньше бытовало мнение, что в экстернат идут лишь одаренные дети, то сейчас все изменилось. Дети приходят разные.
NB!
Родителям обучающегося, желающего пройти аттестацию экстерном по отдельным предметам, необходимо обязательно оформить заявление. Заявление о прохождении промежуточной и государственной аттестации подается руководителю общеобразовательного учреждения совершеннолетним гражданином лично или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего гражданина. В заявлении указывается, по каким предметам нужна промежуточная аттестация досрочно.
Решение о предоставлении гражданам возможности получать общее образование в форме экстерната в данном общеобразовательном учреждении принимает учредитель, что отражается в уставе учреждения. Данный подход обосновывается необходимостью финансирования процедур промежуточной и государственной (итоговой) аттестации экстернов.
Срок подачи заявления для прохождения промежуточной аттестации устанавливается общеобразовательным учреждением.
Срок подачи заявления для прохождения государственной (итоговой) аттестации установлен в Положении о получении общего образования в форме экстерната (приказ Минобразования России от 23 июня 2000 г. №1884) – не менее чем за три месяца до ее начала (т.е. до 1 марта).
Право выбора формы получения образования остается за обучающимся и родителями.
Получение общего образования в форме экстерната не ограничивается возрастом.
Мнение
Светлана БОРЗОВА, мама двоих школьников, психолог детского сада №331, Омск:
– На первый взгляд экстернат – дело хорошее. Если ребенку скучно, если он перерос программу, зачем засиживаться на одном месте? Конечно, нужно идти вперед. Мы с детьми тоже обсуждали эту тему. Андрей учится в 11-м классе гимназии №139, успевает по всем предметам и вполне потянул бы экстернат, но я ему отсоветовала. Во-первых, учебные перегрузки сказываются на здоровье. Во-вторых, возникает серьезная проблема отношений. Со сверстниками, которых вундеркинд «перерос» умственно, он уже не умеет общаться, а со старшими – еще не умеет.
Кроме того, при экстернате практически нет возможности заниматься «второстепенными» предметами – физкультурой, рисованием. Я считаю, что можно сократить математику, а физкультура и рисование нужны всем – это развитие тела и души. По-моему, сейчас школу как раз и хотят превратить в «экстернат» – сократив «лишнее», именно то, что делает человека. Возникает вопрос – зачем? Куда спешим? Пусть у детей будет сначала детство, потом юность, молодость… Пусть они рисуют солнце и развиваются гармонично.
Комментарий специалиста
В целях обеспечения права граждан на выбор формы получения общего образования (ст. 10 Закона Российской Федерации «Об образовании») приказом Минобразования России от 23 июня 2000 г. №1884 утверждено Положение о получении общего образования в форме экстерната. Данное положение учитывает индивидуальные потребности каждого гражданина Российской Федерации при получении общего образования. Лицам, изъявившим желание получить общее образование в форме экстерната, рекомендуется его изучить.
Экстернат в начальной и основной школе используется родителями неординарных детей, которым созданы условия для домашнего обучения, для тех, кто испытывает трудности при общении, имеет проблемы со здоровьем.
Экстернат в старшей школе удобен тем, что позволяет обучаемому самому перераспределять учебное время с учетом будущих профессиональных интересов; целенаправленно, углубленно изучать те предметы, которые понадобятся при поступлении в учреждения профессионального образования. При этом могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, дистанционные технологии, подготовительные курсы. Экстернатная форма обучения получает все большее распространение, поскольку учитывает индивидуальные потребности обучающегося. Требования к знаниям и умениям выпускников предъявляются одинаковые, независимо от формы получения образования, в соответствии с государственным образовательным стандартом. Ни по каким позициям интересы обучающихся при выборе данной формы не ущемлены.
Выбравшие экстернатную форму обучения должны иметь в виду и некоторые минусы, а именно: уменьшение возможности общения со сверстниками; появление риска бессистемного образования; отсутствие условий для сравнения собственных учебных достижений с учебными достижениями других обучающихся. Целесообразно, принимая решение о переходе на экстернат, проконсультироваться со специалистами: педагогами, психологами, медицинскими работниками.
Ирина ТАРАДАНОВА, начальник отдела нормативно-методического обеспечения структуры, содержания и кадров общего образования Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ
Вопросы читателям
1. Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок перешел на экстернат?
2. Как вы оцениваете качество образования, получаемое при экстернате?
3. В чем, по-вашему, заключаются основные недостатки экстерната?
4. Что необходимо сделать, чтобы экстернат стал более эффективной формой обучения?
Комментарии