Когда во время разговора с Натальей Борисовной я вдруг вспомнила шолоховского Щукаря, совсем даже и не удивилась. Конечно, не во всех подробностях вспомнила, а просто вроде как навеяло, образ наметился: и у него, и у моей собеседницы настоящий юмор, доброта, немного игры и умение посмеяться над собой, любимым. Хотя, понятное дело, во всех других отношениях сравнивать Наталью Борисовну Снигиреву, обаятельнейшую женщину, преподавателя химии школы № 43 и победителя Воронежского областного конкурса «Учитель года-2004», с хрестоматийным сельским балагуром я бы не стала. Она все равно лучше! И, само собой, гораздо моложе и красивее.
Не экспромт, а логическое продолжение
Участие Снигиревой в «Учителе года», даже на его первом, районном этапе, с самого начала казалось экспромтом. Наталья Борисовна считает себя абсолютно неконкурсным человеком. Просто директор Виктор Петрович Ковалев попросил поучаствовать, сказал: это нужно нашей школе! И все. Пришлось слезы высушить (вначале без них не обошлось) и впрягаться в работу. Как сама говорит: «Я родом из пионерско-комсомольского времени. Партия сказала «надо», комсомол ответил «есть»! Вот и пошла на конкурс». К тому же и директор такой, что ему не откажешь, в школе к нему очень уважительное отношение. Дальше была победа на районном конкурсе, а потом и на областном. После этого ученики Натальи Борисовны только плечами пожимали: иначе и быть не могло, «мы с самого начала знали, что вы победите»!
В такие моменты понимаешь, что ничего случайного не происходит. Путь к профессиональному совершенству долгий и ой какой нелегкий. Закончила Воронежский классический госуниверситет, потом уехала с семьей в Литовскую Республику, затем в Калининградскую область. Работала не в самом Калининграде, а в городе Советске (Тильзит), прямо на границе с Литвой. Городок небольшой, провинциальный, она – единственный химик в школе, и тому, как лучше преподавать, «училась у себя и у книжек». Хотя официально завучем не называлась, но вела всю методическую работу по всем предметам. Говорит, что это в дальнейшем ей очень здорово помогло. Как раз годы такие были, что все вокруг экспериментировали, внедряли разные формы урока, искали что-то новое, и это все приветствовалось. Наталья Борисовна как главный школьный методист раз за разом предлагала своим коллегам поприсутствовать то на уроке-сказке, то на уроке-конференции, то на деловой игре. Находила в газетах и журналах идеи, приспосабливала их под себя, что-то добавляя или вычеркивая, и когда урок в голове был готов, вывешивала в школе объявление: уважаемые коллеги, провожу урок-диспут в таком-то классе, добро пожаловать! Приходили с удовольствием, потому что и интересно было, и все прекрасно знали, что Снигирева сама делает это в первый раз. Значит, и спорить можно, и учиться, и что-то свое предлагать.
– Сейчас я даже не знаю, – рассказывает Наталья Борисовна, – какую форму урока не освоила. Лекцию – пожалуйста, диспут – да, конференцию – давайте сделаю, КВН -КВН, «Счастливый случай» – да… Групповая работа – групповая, парная – парная, малая группа – пожалуйста… За два года я тогда все это на себе «проиграла».
Естественно, далеко не все для себя сейчас оставила. Что-то подошло, а что-то не понравилось. Но опыт появился немалый. Правда, она сама, когда пришлось возвращаться в Воронеж, так не считала. Больше того, сильно переживала, узнав, что придется работать в 43-й школе: химики тут сильные, особенно Таисия Ивановна Николаева – заслуженный учитель России.
«Школу люблю безумно!»
О своих коллегах Снигирева может рассказывать бесконечно и с большим уважением. Профессионализм она считает главным в учительской профессии: «Важно качество твоего урока, твоего преподавания! Хоть стой с мелом и тряпкой, но ты должна научить! Каково твое взаимодействие с учениками, что ты им даешь, чему они способны у тебя научиться – вот это сегодня главное». На мой вопрос, кто может объективно оценить, а то и покритиковать профессиональную подготовку лучшего учителя области, победителя областного конкурса, Наталья Борисовна ответила так:
– Что значит лучший? Да вокруг меня сотни коллег! И много таких, перед которыми я преклоняюсь и знаю, что я хуже, чем они! Я же объективно себя оцениваю. Просто эти люди не участвовали в конкурсе. На самом деле, я – не лучший учитель, я всего лишь победитель конкурса! В нем участвует сотая часть всего учительства, даже меньше, поэтому надо реально и критически себя оценивать. Честно говоря, у меня после поездки в Москву даже тяжесть на душе образовалась. Знаете, почему? Потому что я видела таких профессионалов, таких учителей, до которых я со своими способностями и возможностями никогда не дотянусь! А ведь хочется!! И вот это несоответствие между тем, чего я хочу, и что могу – это невероятный груз! Планка-то для себя поставлена. И я теперь должна держать эту планку и перед коллегами, и перед детьми, совесть-то не позволит опустить ее ниже!
Точно так же и у себя в школе: есть такие профессионалы, за которыми надо тянуться. Я вижу, с кем работаю, поэтому стараюсь соответствовать. И еще, если честно, я очень люблю школу, просто безумно люблю!
– Что ж хорошего: нервы, нагрузки, зарплата маленькая?
– Нет, на самом деле все нормально, единственное – я стараюсь забыть про зарплату. Как подумаю про нее, мне становится неприятно. Да, на учителя ложится большая нагрузка, даже не знаю, кто работает больше. Но когда это все начинаешь сравнивать с деньгами – не хочу, стараюсь отвлечься от этого! Если бы нам еще платили так, как мы работаем – все, вот есть у человека счастье, и я бы была тогда самая счастливая! От работы. Потому что люблю безумно – и детей, и саму школьную атмосферу! Она необычная. Сейчас школа – это островок, где есть душа, доброе отношение к людям, человечность. Именно в школе, от учителя ребенок порой слышит единственное доброе слово за весь день. Родителям некогда приласкать своих детей.
Секреты мастера
Наталья Борисовна учительствует в общей сложности почти 23 года. Разумеется, есть свои наработки, свой стиль и секреты мастерства. Какие? Во-первых, всегда делает то, что ей интересно. Так как любит школу и свою профессию, интерес с годами не ослабевает, а, наоборот, подталкивает к новым поискам. Сначала в области теоретических основ предмета. Говорит, что в целом лет 15 ушло на освоение и проработку всей школьной программы по химии. В итоге теперь может смело заходить в любой класс на любой урок и преподавать, что называется, с лету. Когда поняла, что этому научилась, появился интерес к методике: «Как объяснить, чтобы было понятно, чтобы было интересно, чтобы времени на это меньше уходило».
– Для меня важно повернуть детей к химии! Если честно, химия – наука неблагодарная, единицы ее любят, но это-то и страшно. Я как-то телевизор включила, а там – опрос на улицах Москвы на тему, какой из предметов не нужен в школьной программе. Моему возмущению не было предела! Ведь через одного отвечали, что не нужна именно химия! Да, ребенок может не успевать, или что-то у него не получается – предмет-то на самом деле сложный, нужно абстрактное мышление, нужно уметь моделировать, ведь много таких объектов, которых мы никогда не увидим. И не у каждого это получается. Но у детей должно оставаться приятное впечатление, они должны знать, что это важная наука и современному человеку без нее не обойтись! Поэтому так важна методика преподавания. Надо объяснять понятно, так, чтобы понятней некуда! Я очень люблю аналогии, бытовые аналогии. Надо уметь объяснить сложное через простое. Например, связать гибридизацию с грейпфрутом, почему нет? Или: изучаем строение атома – уровни, подуровни, орбитали. Что делаем? Дом мы заселяем! В доме есть этажи, на этажах квартиры, квартиры делятся на комнаты – все, поехали заселять! Хотя, знаю, противников у такого метода хватает, говорят, что мы упрощаем предмет. Но мне, честно говоря, все равно. Мне главное, чтобы детям было понятно.
Наталья Борисовна преподает в разных классах – были и компенсирующего обучения, и общеобразовательные, и профильные. Параллели тоже любит все, даже специально стремится к тому, чтобы вести уроки не в одной какой-то параллели, а в разных. Говорит, так интереснее. А то, например, когда целый день шесть девятых, и везде тема одна – «скучно до невероятности»! Пусть уж лучше будет урок в восьмом, затем в девятом, а потом, к примеру, в одиннадцатом. Вот это жизнь! Подготовок конечно больше, но ей так лучше. Может, и труда больше, зато душе спокойнее. Хотя нет, о спокойствии Снигирева не помышляет. Теперь она уже не только учитель химии, но и заместитель директора, курирующий предметы естественно-математического цикла. Говорит, что с победами это повышение по службе никак не связано, потому что еще примерно за год до конкурса она уже курировала химию и биологию как представитель школьной администрации. А когда бывшая завуч ушла на пенсию, Наталья Борисовна полностью включилась в новую работу.
Остается лишь пожелать успехов!
Комментарии