Два года назад президент России Владимир Путин запустил один из самых масштабных социальных проектов – обеспечить школьников начальной школы бесплатным горячим питанием. Реализация этой программы крайне сложна в условиях устаревшей материальной базы школьных пищеблоков, которая выстраивалась еще в 60-70-е годы прошлого века.
О необходимости комплексной технологической модернизации пищеблоков говорилось и на недавнем заседании рабочей группы по организации бесплатного здорового горячего питания для обучающихся начальных классов в Правительстве РФ под председательством вице-премьера Татьяны Голиковой.
14 февраля 2022 года в Общественной палате состоялось экспертное обсуждение темы «Актуальные аспекты технологической модернизации школьных столовых: новые формы взаимодействия государства и бизнеса». Организатором экспертной дискуссии выступила комиссия Общественной палаты РФ по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив совместно с Федеральным центром мониторинга питания обучающихся (ФЦМПО) и общественной организацией Всероссийское педагогическое собрание.
Модератор дискуссии, заместитель председателя комиссии ОП Светлана Казаченок, открывая панельную дискуссию, отметила, что, по предварительным расчетам, на единовременное обновление пищеблоков требуется порядка 50 млрд. рублей. Становится очевидным, что без участия бизнеса в решении данного вопроса не обойтись.
Но на каких условиях и в каких формах бизнес готов инвестировать в программы модернизации школьного питания, каков опыт взаимодействия региональных систем школьного питания со структурами, готовыми финансировать в переоснащение школьных столовых, какие основные направления технико-технологической модернизации школьного питания и как она повлияет на качество школьного питания? Об этом рассуждали участники дискуссии, среди которых представители Министерства Просвещения РФ, региональных органов исполнительной власти, ведущих российских НИИ, отраслевых университетов, общественных организаций и родительской общественности.
Научный руководитель ФЦМПО Валентина Иванова, развивая мысль о привлечении частного бизнеса, рассказала о работе федерального центра по разработке региональных стандартов школьного питания для субъектов РФ. По ее словам, регионы осуществляют большую работу по внедрению здорового горячего питания для учащихся начальной школы. Так, почти в каждом субъекте РФ прорабатывается или уже действует региональный стандарт. Именно в нем возможно закрепить требования, которые бизнес должен учитывать при вхождении в систему организации школьного питания. Был бы полезен опыт регионов, которые уже сформировали свою систему взаимодействия с комбинатами питания и производственно-логистическими комплексами. Сейчас ФЦМПО совместно с регионами занимается созданием типового регионального стандарта, который будет представлен общественности в ближайшее время.
Представитель департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Министерства просвещения РФ Алексей Беленький рассказал о планах ведомства по формированию карты реконструкции школьных пищеблоков за счет средств государственного финансирования, а также заявил о необходимости учета в региональном стандарте методических рекомендаций по обеспечению горячим питанием детей с пищевыми особенностями, так как оперативный штаб министерства ежедневно мониторит и отрабатывает большое количество обращений родителей по этому вопросу.
Большинство представителей регионов высказалось за усовершенствование на федеральном уровне нормативно-правовой базы в части использования различных форм государственно-частного партнерства, концессионных соглашений и офсетного контракта в этой сфере. Необходима единая система паспортизации пищеблоков, а представителям бизнеса для создания инвестиционных условий нужны гарантии долгосрочных контрактов с образовательными организациями.
Руководитель «Ассоциации предприятий общественного социального питания в сфере образования и здравоохранения» Алексей Мягков на примере города Москвы рассказал об успешном опыте инвестиций в систему школьного питания города, но этот факт не отменяет необходимости разработки единой государственной стратегии модернизации пищеблоков, а для серьезных финансовых вложений в переоснащение школьных столовых бизнесу нужны контракты на 5-10 лет.
Говоря о технической и технологической модернизации системы питания, участники дискуссии не забывали о конечной цели этих преобразований, ведь качество питания напрямую увязано со здоровьем обучающихся. Так, заведующий кафедрой биотехнологий и персонализированного питания Института развития дополнительного образования, профессор Юрий Сидоренко высказал предложение о введении «Паспорта здоровья школьника» на основе изучения персональных данных и физиологического состояния каждого школьника.
Интересно, что уже сейчас некоторые пищевые вузы страны принимают участие в улучшении качества школьного питания через активную работу с субъектами РФ в рамках программ повышения квалификации сотрудников школ и участия в разработке регионального стандарта, а также программ здорового питания. В частности, представители МГУПП и МГУТУ им. К.Г. Разумовского рассказали о такой работе и обозначили свои предложения.
В целом дискуссия показала, что без инвестиций в производственно-логистический комплекс, в пищеблоки образовательных учреждений, без целостной стратегии и долгосрочных контрактов невозможно выстроить современную систему организации питания в школах.
Комментарии