Предметная комиссия ЕГЭ по литературе в нынешнем ее составе создана не за один год: ее формирование шло с 2009 по 2013 год включительно.
На протяжении пяти лет происходила естественная ротация кадров: некоторые учителя сами отказывались от участия в проверке ЕГЭ по разным причинам, другие эксперты выбыли либо по состоянию здоровья, либо по возрасту, однако в основном отсев членов предметной комиссии происходил как в процессе обучения, так и по итогам проверки работ экзаменующихся в тот или иной год. Каждый год в комиссию вводят новых членов, прошедших обучение в МИОО. Если эксперт первого года подтвердил на проверке свою высокую квалификацию и объективность, его кандидатуру вносят в список экспертов следующего года. Сегодня 95 процентов членов предметной комиссии ЕГЭ по литературе – это высококвалифицированные эксперты, более трех лет участвующие в проверке работ ЕГЭ по литературе, каждый год обучающиеся как по линии МИОО, так и по линии ФИПИ. Отбор претендентов в предметную комиссию ЕГЭ по литературе достаточно жесткий: стаж работы не менее 5 лет (в основном более 10 лет), высшая квалификационная категория, заслуги учителя на педагогическом поприще, прохождение ежегодного обучения по линии МИОО (лекции – семинары – практические занятия – зачет), в последние два года – дополнительное (дистанционное) обучение и получение зачета по линии ФИПИ.В этом году также был совершен отбор экспертов в комиссию при Рособрнадзоре, члены которой имеют право участвовать в третьей проверке работ экзаменующихся (при расхождении оценок в два и более баллов), в апелляционной комиссии и проверках по линии Рособрнадзора.При отборе в состав комиссии кроме перечисленного учитывался стаж работы в предметной комиссии ЕГЭ по литературе, работа на третьей проверке и на апелляциях предыдущих лет. Список был значительно сокращен после итоговой сверки уровня проверки работ экзаменовавшихся в 2013 году каждым экспертом – кандидатом в список Рособрнадзора (завышение – занижение, при этом занижения не было ни у одного эксперта), которую проводила РЦОИ. Состав предметной комиссии по литературе, созданной Рособрнадзором в 2014 году, обеспечивающей проверку развернутых ответов на задания КИМов ЕГЭ при проверке третьим экспертом, межрегиональную перекрестную проверку, проверку при рассмотрении апелляций в субъектах РФ, утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30 апреля 2014 года №609. Комиссия утверждена в составе 46 человек, из них в апелляции основного этапа ЕГЭ-2014 участвовали 29. Кандидатуру председателя предметной комиссии по ЕГЭ по литературе утверждают каждый год в Министерстве образования и науки РФ. Елену Чернышеву утверждали на эту должность три года подряд, при этом она профессор МПГУ, доктор филологических наук, автор школьных учебников по литературе, имеет педагогический стаж работы более 30 лет, также проходила обучение в 2012-2014 годах и по линии ФИПИ, и по линии МИОО.Содержание КИМов по литературе, кодификатор, спецификации и критерии проверки не меняются вот уже два года: обучение председателя предметной комиссии, заместителя председателя и экспертов в 2013 году, проверка работ на основном и дополнительном этапах в 2013 году дали комиссии бесценный опыт работы и общения с апеллянтами, что и подтвердилось во время обучения в 2014 году. Подходы к проверке работ ЕГЭ экзаменующихся у предметной комиссии не изменились, однако предвзятость в оценке работы комиссии в этом году налицо, и необходимо ставить вопрос о том, что учитель, а тем более эксперт ЕГЭ, не защищен ни перед псевдосудом некоторых коллег, ни перед родителями, ни перед СМИ, ни перед детьми. В силу того что в каждой аудитории шла видеосъемка, каждый эксперт и член конфликтной комиссии включали аудиозапись, при поступлении заявлений от экзаменовавшихся в основную волну можно поднять архив аудиозаписи и видеосъемки, чтобы подтвердить либо отмести предъявленные обвинения. Автоматизированная система выставления баллов при расхождении оценок в один балл засчитывает повышение, а не понижение оценки в пользу ученика. Во время проведения консультаций перед основным этапом ЕГЭ-2014 никаких установок на ужесточение проверки ни от кого не поступало, как и в прошлые годы, экспертам рекомендовали строго придерживаться критериев оценки, данных в КИМах. О том, что повышение более чем на три балла в апелляции не предусмотрено, никто из членов комиссии, в том числе председатель комиссии, не заявлял. По данным Рособрнадзора, количество стобалльников по литературе в России уменьшилось в 4 раза, но в Москве результаты ЕГЭ по литературе лучше, чем в других регионах. По словам главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, «в этом году было 203 работы по литературе, получившие 100 баллов, в прошлом году – 454. Количество высокобалльных работ по литературе в 2014 году – 2164, в 2013 году – 4477. В 2013 году ЕГЭ по литературе сдавали 36127 человек, в 2014 году – 40322». Как считает Кравцов, это говорит о честной процедуре ЕГЭ в нынешнем году: «Результаты этого года оказались сопоставимы с итогами ЕГЭ в 2009-2010 годах, когда никаких скандалов не было». Таким образом, видно, что в целом по России произошло резкое снижение числа высокобалльных работ. Злого умысла или какого-либо предвзятого отношения к работам выпускников Москвы не было и быть не могло. Во-первых, в предметной комиссии ЕГЭ по литературе работают адекватные люди, профессионалы – учителя средних учебных заведений и преподаватели высшей школы, во-вторых, каждый преподаватель и учитель душой болеет и за свое дело, и за честь Москвы, и за наших выпускников.Нельзя согласиться с мнением, что необходимо сопоставлять результаты ЕГЭ по литературе в регионах и Москве, так как все регионы разные, контингент учащихся и учителей тоже различен, к тому же нет критериев для сопоставления.При этом необходимо уточнить, что ЕГЭ по литературе – экзамен по выбору. То есть не выпускной, а вступительный экзамен в вуз, к которому необходимо долго, целенаправленно и хорошо готовиться: необходимо знать русскую литературу как минимум в объеме кодификатора (задания блока В, задания частей С1, С3), на повышенные баллы – в объеме школьной программы, глубже, полнее, в контексте культурно-исторического процесса (задания С2, С4, С5); чувствовать и понимать художественные тексты, то есть воспринимать произведения художественной литературы в единстве формы и содержания, как произведения искусства; владеть инструментом анализа, а также развивать внимание к художественному слову в литературном произведении и к собственному слову, то есть к форме, типу и стилю собственного текста.Похоже, никто не хочет принимать неоспоримый факт: литература не главный предмет в современной школе, поэтому большинство учащихся не мотивированы на его изучение с 5-го по 10-й класс. Когда же выпускники узнают, что им надо сдавать ЕГЭ по литературе для поступления в выбранный вуз, они зачастую считают, что к этому экзамену можно подготовиться за год, даже за 2-3 месяца «выучить» предмет. К сожалению, при отсутствии элементарной базы по предмету «Литература» в рамках школьной программы очень сложно ответить на вопросы блока С – вопросы повышенного уровня – на высокие баллы.Меня удручает тон письма учителя 57-й школы Сергея Волкова, адресованного Департаменту образования, ибо автор – учитель-словесник, коллега экспертов – членов предметной комиссии, кроме общего негативного пафоса шокируют некоторые слова, например «проверяльщики». Автор письма, призывая Департамент образования «серьезно разобраться с ситуацией и провести разъяснительную работу среди членов комиссии по литературе», по сути, навязывает представителям департамента свою точку зрения и санкционирует в интернет-пространстве странную кампанию вокруг ни в чем не повинных экспертов. Вот в этом хотелось бы разобраться.Наталья КУТЕЙНИКОВА, заместитель председателя предметной комиссии ЕГЭ по литературе, профессор кафедры филологического образования МИОО
Комментарии