Василий ЖУРАКОВСКИЙ, академик-секретарь отделения профессионального образования РАО: – Надо различать два направления подготовки: бакалавр и магистр по направлению будут заниматься научно-исследовательской и научно-педагогической деятельностью. Бакалавр и магистр по специальности (инженер) – производством, прикладной деятельностью. Одним словом, бакалавр должен быть подготовлен для рынка труда. Вследствие демографической ситуации вскоре все школьники смогут получить высшее образование. Они что, все станут инженерами-разработчиками, элитными специалистами? А учителя младших классов, зоотехники, бухгалтеры, эксплуатационники – разве они не могут быть с четырехлетним образованием?
Игорь ФЕДОРОВ, ректор МГТУ имени Н.Э.Баумана:
– Необходимо учитывать социальные последствия реализации новой схемы подготовки специалистов по двухступенчатой системе: инженер-бакалавр и инженер-магистр с 4- и 6-летними сроками обучения. Вузы будут вынуждены принимать для себя решение и в условиях жестких требований раздельного лицензирования бакалаврской и магистерской подготовки подтверждать свой уровень. Министерство, исходя из имеющихся финансовых ресурсов, попытается правильно оценить способность вуза осуществлять качественную подготовку специалистов того или иного уровня. Именно это лежит в основе существующей во многих странах диверсификации вузов. Несомненно, возрастет конкуренция между вузами на рынке образовательных услуг. Состояние российской экономики не позволяет сегодня обеспечить большому количеству вузов должную материальную базу, укомплектованность квалифицированными кадрами, информационное обеспечение для подготовки действительно элитных кадров. Поэтому целесообразно было бы рассмотреть вопрос о сосредоточении магистратуры в ведущих университетах, имеющих сильные научные школы, аспирантуру, докторантуру. На мой взгляд, не следует форсированно принимать поправки в законы об образовании и административно исключать возможности для вузов организовывать подготовку инженеров по пятилетним стандартам.
Комментарии