Антон МОЛЕВ, директор МИРО, председатель жюри городского конкурса сочинений: – Нелегко было определить лучшие работы в номинации «Жизнь – это череда выборов». Но пришлось выбирать, потому что о важности этого убедительно писали все участники конкурса.
Порадовали широкий круг читательских интересов и глубина размышлений авторов сочинений. Это ли не лучший ответ скептикам и критикам современных школьников и молодежи в целом? Рано говорить об уничтожении читательской грамотности и культуры. Широта кругозора отдельных авторов сочинений просто удивительна. Что может объединять Риту Осянину, Петра Гринева, Гамлета и Виктора Цоя? На этот вопрос можно найти оригинальный и убедительный ответ в конкурсном сочинении.Авторы поднимают сложную проблему возможности оставаться самим собой, несмотря на давление общества, многочисленные искушения и соблазны. Цепочка выборов разворачивается в историческом, литературном, политическом и морально-нравственных аспектах. Конечно, есть и куда совершенствоваться. Лидер упоминаний – программный Родион Раскольников, а постановка проблемы порой подменяется пересказом сюжета и обильным цитированием. Обращает на себя внимание и крайне редкое использование личностных примеров, своего выбора пути в той или иной ситуации, которые могли бы алмазными россыпями украсить бытовые, литературные и философские зарисовки.Лучшие работы задевали за живое, не оставляли равнодушным, включали в диалог и совместное размышление, а подчас и спор. Неожиданные сюжеты и глубокие размышления авторов поражали умением нестандартно мыслить и видеть глубину в обычных явлениях, а упоминание теории допустимого предела вариаций одного события в очередной раз проиллюстрировало взаимосвязь разных школьных предметов. Математика, история, литература, обществознание, биология, география и физика становились пространством для раздумий человека о человеке, что и стало главным результатом конкурса.Первый блин не вышел комом. Надеюсь, что он станет трамплином для творческого полета и развития интереса школьников к чтению, познанию, размышлению, самосовершенствованию.Маргарита РУСЕЦКАЯ, и. о. ректора Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина:- Великолепная идея – проведение конкурса сочинений по итогам промежуточной аттестации школьников! Это дает возможность подвести итоги на объективной основе. Интересные и искренние тексты школьников позволяют увидеть прекрасное лицо юного поколения; убедиться в значимости литературного чтения для воспитания детей и признать, что сочинение является не только формой аттестации, но и ключевым показателем речевого развития школьников.Миф о нечитающем поколении развенчан. Наши школьники – читающие и думающие, а в процессе познания мира литературных героев они приближаются к пониманию самих себя. Тематика сочинений в жанре рассуждений способствует этому. Подкупает искренность и трогательность рассуждений.Особенно меня потрясли строки одного из московских школьников, который написал о диалектике своего читательского развития от сказки «По щучьему веленью» до романа «Война и мир», между которыми дистанция огромного размера расстоянием в жизнь 15-летнего человека. Юношеские читательские размышления в школьном сочинении – важнейший показатель нравственных качеств, которые формируются в процессе изучения русского языка и литературы.Русский язык и литература должны остаться приоритетными дисциплинами в современном образовании. Основная цель в обучении сочинению – научить учащихся видеть и понимать жизнь, фиксировать мировоззрение с помощью выразительных средств современного литературного русского языка.Сергей КОМИССАРОВ, профессор Института социологии РАН, журналист, писатель:- Меня поразило то, что авторы сочинений – наши дети – обладают самостоятельным взглядом на окружающую жизнь, все пропускают через свою душу. Все обвинения, что новое поколение выпало из колеи, – это неправда! Мы плохо знаем и изучаем своих детей. Молодое поколение свое место в жизни ищет, имеет свой взгляд на мир, свое собственное мнение по всему, что их окружает.Надо подчеркнуть, что новое поколение особое, ведь оно родилось и формируется в условиях рыночных отношений, но присваивает ценности вековые, вечные. Свобода открытого мира проявляется в том, что дети анализируют и цитируют не программу по литературе, а литературу – русскую классическую, зарубежную, художественную и научную, и современную. Именно литература остается величайшим источником развития нравственных и эстетических чувств современного поколения, а оно благодарно принимает свет добра, истины и правды.Вера КАЛГАШКИНА, председатель городского Совета ветеранов педагогического труда:- Конкурс сочинений показал, что сохраняются классические традиции в преподавании русского языка и литературы. Несмотря на множество современных сверхскоростных методов обучения, сочинение должно оставаться неизменной формой работы с учащимися. Умения писать, говорить, анализировать произведения литературы, факты истории, события собственной жизни самые главные для человека. Именно на этом основано патриотическое воспитание, ведь без опоры на изучение истории, литературы, без встреч и бесед с ветеранами невозможно укрепление связи поколений, нашего неразрывного единства с нашими детьми, внуками и правнуками.Читая конкурсные сочинения, я плакала от гордости за прекрасных молодых ребят, которые пытливо и кропотливо изучают историю и литературу и пишут о себе, о своем поиске места в этой жизни. Хочу сказать, что не надо нападать на наших детей! Да, они другие, более раскованные в отличие от нас, таково время, но наши усилия не пропали даром, а произросли в виде лучших образцов. И не прервется связь времен, в этом меня убедили сочинения московских старшеклассников.Илона БРОНЕВИЦКАЯ, певица, актриса, телеведущая:- Возвращение к сочинению – это как возвращение к своим истокам. Это норма – читать, знать, говорить, писать, рассуждать. Каждому человеку, приходящему в этот мир, важно найти себя, открыть свои пути, обрести свои тропинки, выработать идеалы. В этом смысле трудно найти более благодатную форму, чем сочинение. Но при одном условии – если сочинение написано, а не списано! Поскольку только свой созданный текст способствует развитию мышления и обретению умений самовыражения. В эпоху технических возможностей тотального списывания, копирования, доступности и присвоения любых текстов очень важна наряду с тотальным диктантом философия тотального сочинения! Ребенок, свободно пишущий на своем родном русском языке сочинение на свободную тему, – это и есть пример образованного человека. А иначе зачем образование, если не можешь выразить в совершенстве собственное мнение по поводу несовершенства мира?Андрей ИОФФЕ, руководитель Центра общего образования МИРО:- Ученики размышляли над темой «Для чего людям знать тех, кто давно умер (исторические личности) или вообще никогда не существовал (литературные герои)?», которая и взрослого человека способна поставить в тупик или сбить на банальные воспоминания о подвигах предков. В сочинениях авторам удалось найти нестандартные ходы, не просто перечисляя литературных и исторических героев, а вплетая живущих, умерших и выдуманных персонажей в замысловатую картину, суть которой отражает цитата из конкурсной работы: «Люди – крохотные частички пазла, гайки в огромной машине мироздания, каждый из них важен и незаменим».Личностный аспект ярко проявлялся в большинстве работ. Довольно самокритично по отношению к своему поколению (а иногда и лично к себе) авторы обращали внимание на равнодушие или негативное отношение к истории, непонимание литературы, нежелание читать и сравнивать себя с другими.Радуют широкий кругозор, знание имен авторов за пределами школьной программы: Х.Мураками, Д.Лихачев, Б.Акунин. В одной из работ в заключение выведена глубокая мысль о том, что все во Вселенной взаимосвязано, поэтому, изучая других, мы изучаем сами себя.Победители конкурса сочинений«Книга, без которой я был бы совсем другим»Абдул Карим Далия, лицей «Плехановец», учитель – Юлия ФурманюкДенис Деянов, первый МОК, учитель – Нонна АкоповаНора Карапетян, школа №2008, учитель – Елена ЛысенкоАнтон Кошенков, гимназия №201, учитель – Лариса НовиковаКсения Липилина, школа №1279, учитель – Любовь ГусароваПаулина Морозова, МКК «Пансион воспитанниц МО РФ», учитель – Татьяна Савичева«Зачем планировать? Как планы влияют на нашу жизнь»Екатерина Улыбина, школа №2006, учитель – Татьяна КиселеваДарья Луканова, Центр образования №97, учитель – Лариса Железкина«Жизнь – это череда выборов»Кирилл Белюков, школа №705, учитель – Ольга ДоронинаАнна Даншенко, школа №1151, учителя – Мария Грачева (русский язык и литература), Ольга Александрова (история и обществознание)Даниил Кобба, гимназия №1595, учитель – Жанна КрасавинаВероника Кучман, школа №1474, учитель – Ирина АнисимоваАрина Лопухова, гимназия №1504, учитель – Ольга Евтеева«Для чего людям знать о тех, кто давно уже умер (исторические личности) или вообще никогда не существовал (литературные герои)?»Диана Акопян, гимназия №201, учитель – Лариса НовиковаАнастасия Веселкина, школа №1315, учитель – Елена ВагановаСемен Лопухов, школа №1371, учитель – Людмила ДееваТатьяна Маландина, школа №1485, учитель – Марина СмирноваДарья Морозова, школа №1908, учитель – Елена ОбловаПолина Пиляр, школа №1315, учитель – Елена ВагановаМария Россовская, школа №237, учитель – Светлана ЛаврищеваВадим Солонский, лицей Троицка, учитель – Людмила МишинаМария Уколова, Государственная столичная гимназия, учителя – Елена Кудрина (русский язык), Ирина Никитина (литература)Алина Шуина, Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ», учитель – Галина Лясковская«Перемены – это постоянная величина» (А.Дидон)Наталья Белова, Центр образования №1811 «Измайлово», учитель – Ирина ЕреминаСергей Заварухин, Государственная столичная гимназия, учителя – Елена Кудрина (русский язык), Ирина Никитина (литература)Андрей Мартинек, школа №518, учитель – Алла ВасильеваАнастасия Юркова, гимназия №1573, учитель – Зоя Черкасова«Место человека»Мариам Каприелова, школа №2005, учитель – Эвелина Солдатова«Значимое и незначительное». («Главное в физике – умение пренебрегать!») (Л.Д.Ландау)Никита Лосяков, лицей №1581, учитель – Оксана ГанабоваКсения Кириллова, лицей №1581, учитель – Оксана Ганабова
Комментарии