С 2006 года в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) ежегодно проходят престижные профессиональные конкурсы – конкурс общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные технологии (2006-2008 годы), и конкурсный отбор лучших учителей (с 2006-го по настоящее время), победители которого получают денежные премии. Эти конкурсы пользуются устойчивой популярностью в педагогической среде, о чем свидетельствует стабильно высокое число участников. При этом важно отметить, что не только солидное денежное поощрение стимул к участию.
В конкурсах поставлены и решаются значимые задачи, связанные с развитием всей системы образования: выявление лидеров столичного образования и распространение их опыта как образцов качественного образования; создание на базе школ-победителей ресурсных центров по различным направлениям, с учетом специфики их деятельности и результатов развития; стимулирование интереса к профессии учителя; повышение конкурентоспособности образовательных учреждений; формирование подходов к проектному управлению образовательным процессом на основе самоанализа, прогнозирования и др.В качестве одного из экспертов от секции Совета ректоров вузов городского подчинения при государственно-общественной организации «Совет ректоров вузов Москвы и Московской области» я должен был принимать участие в процедуре общественно-профессиональной экспертизы материалов участников конкурсов как общеобразовательных учреждений, так и лучших учителей в рамках ПНПО с 2006 года. Секция «Совет ректоров вузов городского подчинения» относится к числу организаций, утвержденных Советом по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Москве для проведения общественной экспертизы конкурсных материалов.К сожалению, в 2011 году наша организация не была привлечена для проведения общественной экспертизы конкурсных материалов лучших учителей на получение денежного поощрения в рамках ПНПО. В то же время приказом Департамента образования от 29 марта 2011 года №242 «О проведении конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в городе Москве в 2011 году» она была включена в числе организаций по проведению конкурсного отбора. Неизвестно, по какой причине произошел этот сбой у организаторов конкурса, который в некоторой мере привел к появлению вопросов.Проведение конкурса достаточно большое событие в образовательном пространстве столичного мегаполиса. Информация об организации и проблемах проведения конкурса, с которыми встретились ее участники, стала «секретом Полишинеля». Тем более для специалистов, имеющих опыт экспертной работы. К проведению общественной экспертизы в рамках ПНПО всегда подходили ответственно: в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные технологии, каждый комплект конкурсной документации проходил экспертизу у пяти экспертов из разных общественных организаций, в конкурсном отборе лучших учителей – у трех. Окончательный балл участника определялся как среднее арифметическое оценок всех экспертов.Поскольку главная задача любого эксперта – максимальная объективность оценки, то всегда испытываешь некоторые сомнения, когда твоя оценка существенно отличается от «средней» оценки всех участвующих экспертов. Чем же можно объяснить это несоответствие экспертных оценок?Безусловно, в принятии решения по оценке у каждого эксперта есть своя «субъектно-личностная» составляющая. Для минимизации субъективности экспертной оценки были приняты управленческие решения – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) разработала методические рекомендации для экспертов с определенными диапазонами баллов по каждому критерию. Московский центр качества образования с 2006 по 2010 год ежегодно проводил обсуждения этих рекомендаций с представителями окружных методических центров и общественных экспертных организаций для выработки единых подходов к подготовке и оцениванию конкурсных материалов. Следование этим рекомендациям при работе в экспертной комиссии позволило оптимизировать процедуру экспертизы, минимизировать случайную погрешность среднего балла за счет использования единых подходов к экспертной оценке. Таким образом, несмотря на то что теоретически при выставлении экспертами «разнополюсных» баллов (в зависимости от уровня субъектной критичности эксперта, опыта участия в экспертизе материалов одной направленности и тематики), возможна погрешность окончательного балла в пределах 20%, но на практике такая ситуация стала маловероятной.С 2010 года повысились требования государства в рамках реализации образовательной инициативы «Наша новая школа» к профессионализму современного учителя. Поэтому назрела необходимость постоянного профессионального совершенствования педагогов через непрерывное самообразование, усилилось внимание к проблеме социализации учащихся через воспитывающую деятельность учителя и школы. Это нашло свое отражение в том, что существенно изменились правила конкурсного отбора лучших учителей на получение денежного поощрения в рамках приоритетного национального проекта «Образование», были введены новые критерии отбора:- «Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта».- «Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе».- «Обеспечение непрерывности собственного профессионального образования».С этого времени конкурсный отбор лучших учителей направлен на выявление педагогов, имеющих такие педагогические достижения и результаты профессиональной деятельности, которые получили общественное признание. Также произошло увеличение размера денежной премии со 100000 рублей до 200000 рублей при одновременном снижении квоты: с 394 (2006, 2007, 2008 годы), 459 (2009 год) до 41 (федеральная квота) и 29 (квота Москвы) – всего 70 денежных премий в 2010- 2011 годы.Перед нами – общественными экспертами – встала задача при оценке конкурсных материалов выявлять наиболее результативные и методологически выстроенные системы педагогической деятельности, учителей, способных эффективно осуществлять распространение своего опыта, научить молодых педагогов, используя наставничество, консультирование, сотрудничество, выстраивать образовательный процесс в условиях реализации проекта «Наша новая школа». При этом для меня очевидно, что вместе с требованиями к результатам конкурса, конкурсным материалам, участникам возросла и ответственность общественно-профессиональных экспертов за выставленные баллы.Безусловно, с изменением критериев конкурсного отбора и квоты, во-первых, сузился круг претендентов на победу, во-вторых, повысился коэффициент конкурсности (количество претендентов на одно место). У проигравших стало возникать много вопросов относительно того, кто их оценивал, какие критерии не получили достаточного количества баллов и почему; возможно ли сравнить свой результат с результатами других участников? Вокруг результатов победителей и проигравших, естественно, развернулась серьезная дискуссия относительно того, что есть ведущие ценности образования, в чем должны состоять образовательные приоритеты педагога.Считаю, что те учителя, которые приняли решение участвовать в конкурсном отборе в новых условиях, имеют право на открытость и прозрачность всей процедуры. Это гарантия отсутствия неясностей в итогах конкурсного отбора, профилактика потенциальной коррупционности и недостаточного профессионализма отдельных экспертов. Важно обеспечить доступность информации об общественных экспертах, проводивших экспертизу конкурсных материалов, что, на мой взгляд, снизит субъективность в оценке конкурсных материалов. Конкурс необходимо сделать действительно прозрачным и дать возможность всем участникам видеть свои результаты на фоне результатов остальных конкурсантов.Это возможно реализовать посредством создания единого электронного кабинета, к которому будут иметь доступ участники конкурсного отбора, возможно, и специалисты окружных и городского методических центров для того, чтобы иметь представление, какие позиции необходимо усилить участникам конкурса. Я полагаю, что данные предложения могут быть приняты уже по итогам конкурсного отбора этого года, что будет способствовать в дальнейшем повышению доверия широкой педагогической общественности к проведению конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в городе и его результатам.
Комментарии