Сегодня образовательные услуги в сфере дополнительного профессионального образования для педагогических работников г. Москвы предоставляют многие образовательные организации. Единой площадкой, на которой организации имеют возможность разместить программы, является Региональный реестр дополнительных профессиональных программ (портал dpomos.ru). Однако на этом ресурсе представлены далеко не все программы, а только те, качество которых подтверждено экспертизой. За четыре года через процедуру экспертного оценивания прошли 3767 программ 80 организаций.
Оператором экспертизы выступает Московский институт открытого образования. Его специалистами разработаны требования к дополнительным профессиональным программам и критерии их экспертизы, сформировано экспертное сообщество педагогов и обеспечена работа Экспертного совета. Критерии экспертизы основаны на нормативной базе в сфере дополнительного профессионального и общего образования, политике Департамента образования города Москвы. Экспертиза позволила решить ряд проблем в системе столичного дополнительного профессионального образования: исключить пассивные формы обучения, избыточное теоретизирование и перейти на компетентностный практикоориентированный подход в обучении, то есть приблизить программы повышения квалификации к реальным нуждам столичного учителя. Именно поэтому ведущая роль в экспертизе программ отведена представителям заказчика, а не поставщикам образовательных услуг. Сегодня это учителя и руководители лучших школ столицы, входящих в Топ-100 рейтинга. Они оценивают программы с точки зрения актуальности тематики, применимости в профессиональной деятельности и потенциальной востребованности. Экспертное сообщество педагогов постоянно развивается: происходит ротация и обучение будущих экспертов. Сейчас в экспертизе задействовано 214 человек.Окончательное решение о рекомендации или отклонении программы принимает Экспертный совет. В его состав входят представители вузов, ЦГУ, директора московских школ, представители региональной общественной организации ЕНАП (ассоциации учителей-предметников). Процедура экспертизы задает стандарт качества дополнительных профессиональных программ в столичном регионе. Получившие одобрение программы размещаются в региональном реестре на портале dpomos.ru. Сегодня на портале представлены программы повышения квалификации учреждений, подведомственных Департаменту образования, – МГПУ, МИОО, МЦКО, ГМЦ, ТемоЦентр, ЦПМ, ГППЦ, программы старейших вузов страны – МГУ, МИФИ, РГГУ, МИСиС, педагогических университетов (МПГУ, МППГУ). Тенденцией последнего года стало увеличение числа программ от негосударственных организаций.Благодаря экспертизе существенно расширилась информация о программах на портале, на основании которой учитель делает выбор: он может ознакомиться с ее текстом, увидеть имена экспертов и их рекомендации. Также увеличено количество фильтров для поиска программы обучения: по организации, по категории, по срокам, по компетенциям. Таким образом, создан ресурс, который позволяет столичному педагогу видеть весь спектр существующих предложений, качество которых гарантировано. По каждому предложению представлена полная и доступная информация.Направления развития столичного образования являются определяющими для развития системы ДПО. А это значит, что должны меняться модели обучения, его содержание и формы, продукты итоговой аттестации и способы их предъявления. Следовательно, процедура экспертизы программ не может быть статичной, она учитывает изменения и меняется сама. Так, в наступающем учебном году вводится входное и выходное тестирование к программам повышения квалификации, которое позволит зафиксировать наличие либо отсутствие прироста профессиональных компетенций. Качественное изменение программы влечет за собой и изменение подходов к ее экспертному оцениванию. Теперь перед экспертом встанет задача оценить, насколько содержание, сроки обучения, виды учебной деятельности способны обеспечить тот конкретный результат, который заявлен в выходном тестировании. Татьяна РАСТАШАНСКАЯ, проректор МИОО
Комментарии