search
main
0

Экспертиза

Течет вода Кубань-реки

В.И.Мурашов. Российская идея образования как основа государственной образовательной политики. М.: Информационный бюллетень ВНТИЦ, ? 7, 1999.

“Идея образования” В.И.Мурашова – принципиально новый взгляд и на образование, и на Россию, и на будущее человечества.

Нынешний кризис России не является экономическим, политическим или нравственно-экологическим… Мы говорим о следствии, а первопричина лежит в кризисе человека. В потере в человеке духовных начал.

На протяжении десятков десятилетий внутренняя природа человека никого не интересовала. Изучались патология общества, личности. Наука, философия, религия, подобно лебедю, раку и щуке, тянули “повозку знаний” каждая в свою сторону. Все дробилось и расчленялось. Во всех сферах экономической, политической, общественной, религиозной, научной жизни царили конфронтация, вражда, непримиримость и т.д. Человек “выдернул себя” из тела природы, противопоставил себя ей, объявил себя “царем природы”. Вспоминаю прекрасно оформленный подарочный буклет о Ставропольском крае, в котором красовался огромный лозунг над ГЭС: “Течет вода Кубань-реки, куда велят большевики”.

Можно не сомневаться в том, что такой образ мыслей, характер поступков ведут цивилизацию к глобальной катастрофе и деградации.

Как же и чему учить нам, учителям, как строить жизнь и утверждать, что “завтра будет лучше, чем вчера”, если мы не знаем главного: “что есть собственно человек”? Известный русский философ Н.А.Бердяев в своей книге “Самопознание” обращает внимание человека на потребность понять себя, осмыслить свой тип и свою судьбу. Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, болея за судьбы человечества, видели спасение в таинствах христианского учения.

В человеке изначально заложена способность воспринимать Божественное. Именно поэтому материалисты старались творить кумиров: Ленина, Сталина, Гитлера. Вот почему так актуальна мысль В.И.Мурашова о том, чтобы знания основ всех мировых религий, которые научают смыслу человеческой жизни (т.е. духовности), обязательно пришли в школу и преподавались светским способом. Но школа и церковь не должны подменять друг друга. Очень опасны попытки целых групп образованной интеллигенции христианизировать школы. Мы живем в интернациональной стране, и за партой в одном классе сидят дети разных национальностей. Школы часто проявляют некорректность и неуважение к детям других вероисповеданий. Это не только навязывание веры. Я была свидетелем того, как мусульманам предлагалось покинуть класс, уйти из школы на время христианской проповеди или на время христианского обряда освещения помещения. Незримо сеется рознь и вражда между детьми разных вероисповеданий. Бывало и так, когда дети говорили: “Мне нельзя слушать об Иисусе Христе” или “Мы не верим в Иисуса Христа. Мы – иудаисты”. Мурашов прав: предмет един, но формы его постижения и претворения в жизнь различны. Семья вольна в выборе воскресных школ, религиозных общин в зависимости от национальной традиции и приверженности к определенным конфессиям. Школа – это светское учреждение и не может нести религиозную функцию церкви, но она призвана образовывать, воспитывать ум и сердце, формировать сознание в широкой мировоззренческой перспективе, открывать детям законы жизни, давать знания о законах материального и духовного мира, дать понимание природы вещей.

Задачи, которые ставит В.И.Мурашов, безусловно, требуют внимания в школах к новым предметам (логике, этике, эстетике и др.), которые будут представлять собой не самоцель, а лишь способ воспитания, средство для развития духовной личности (кстати, такую же функцию должны нести и остальные предметы, входящие в учебный план). Но преображение современной педагогики в педагогику духовную произойдет только тогда, когда в школу придет новый учитель, “сознательный сотворец эволюции человечества”. Такого учителя и следует готовить.

Сегодня автор своей работой протягивает учителям руку помощи и облегчает поиск форм и методов работы с детьми. Вопрос о том, что первично и что вторично, воспитание интеллекта или сердца, теряет смысл. Две сферы познания мира, развиваясь, гармонично дополняют друг друга. Только в этом случае можно сформировать культуру разумного мышления, красоту и культуру действий (поступков, поведения).

В авторе книги я встретила не просто единомышленника. Как учитель-практик говорю: мои ученики – вот подтверждение истины суждений автора. Пятнадцатилетний опыт работы с детьми убеждает: заложенные семена любви, доброты, красоты, истины не родят уродства, а дают добрые всходы.

И.В.КАЛЧИЧ,

учитель школы-интерната ? 58

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте